Куда сдавать отчетность при смене юридического адреса

Как сдавать декларацию 6 НДФЛ при смене юридического адреса

Компания изменила юр адрес 10 июля 2022 года. Как в таком случае сдавать декларацию за 9 месяцев и год? Какой ОКТМО нужно указывать? И как правильно уплачивать налоги и представлять отчетность в следующие периоды?

Для данной ситуации декларацию за 9 месяцев нужно представлять отдельно до 10 июля с указанием старых ОКТМО и КПП и отдельно для периода после переезда с указанием новых кодов.

Декларации по НДФЛ представляют в инспекцию по новому месту нахождения организации:

  • Отдельно за период с 01.01.2017 по 09.07.2017 с указанием старого ОКТМО;
  • отдельно для отчета с 10.07.2017 и до конца года – нового ОКТМО.

НДФЛ в отношении периода прежней регистрации уплачивать следует с указанием ОКТМО, который действовал до переезда. Если срок перечисления наступил уже после переезда, в платежных документах указывают новый код.




Декларации по НДФЛ представляют в инспекцию по новому месту нахождения организации:

Что делать после смены юридического адреса ООО

После получения в налоговой листа записи ЕГРЮЛ необходимо уведомить о смене юридического адреса ООО банк и контрагентов.

Необходимая при заполнении формы Р14001 информация:

Куда подавать декларацию по налогу при регистрации фирмы в новой ИФНС

Итак, переезд фирмы в другой регион подразумевает смену юридического адреса, и налогоплательщик (налоговый агент) обязан встать на налоговый учет в новой ИФНС.

Руководствуясь письмом ФНС № БС-4-11/25114 от 27.12.2016, при смене налоговой 6-НДФЛ требуется предоставлять в инспекцию по новому месту нахождения в двух экземплярах. В один из них будут внесены сведения о доходах и налоге за период, предшествующий переезду. А во второй декларации будут отражены сведения, актуальные с даты постановки на налоговый учет по новому местонахождению организации.

При этом важно учитывать, что такие документы между собой различаются только реквизитом ОКТМО, так как в обеих декларациях должен быть указан КПП фирмы, содержащий реквизиты именно новой инспекции. В связи с этим, если смена адреса местонахождения произошла до направления в ИФНС отчетности за прошедший отчетный период, то 6-НДФЛ при переходе в другую налоговую компании нужно заполнить в двух экземплярах:

  • В первом указать старый ОКТМО и КПП по новой инспекции. В таком документе будут приведены данные по фирме за период с начала года до момента переезда на новый адрес.
  • Во втором прописать новый ОКТМО и новый КПП. Здесь будут зафиксированы сведения, соответственно, с даты переезда и далее.

Кроме того, фирме нужно учитывать, что, согласно действующим правилам, ИФНС по старому адресу будет обязана направить всю информацию о расчетах предприятия по своим обязательствам налогового агента в соответствующую инспекцию по новому адресу компании.

  • В первом указать старый ОКТМО и КПП по новой инспекции. В таком документе будут приведены данные по фирме за период с начала года до момента переезда на новый адрес.
  • Во втором прописать новый ОКТМО и новый КПП. Здесь будут зафиксированы сведения, соответственно, с даты переезда и далее.

Куда сдавать отчетность при смене налоговой инспекции

В настоящее время процесс смены юридического адреса ни у кого не вызывает вопросов и сложностей. Грамотные штатные юристы или юристы консалтинговых компаний, а также подробные пошаговые инструкции на просторах интернета поэтапно помогут провести процедуру подготовки необходимой документации, подачу заявлений в ИФНС, получение документов о постановке на учет в новой налоговой инспекции. Все доведено уже практически до автоматизма, но только с юридической стороны.

Согласно п. 4 ст. 84 НК РФ в случаях изменения места нахождения организации, снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация ранее состояла на учете. При этом снятие с учета и передача дел в ИФНС по месту нового юридического адреса компании должно осуществляться в течение пяти рабочих дней с момента внесения изменений в ЕГРЮЛ. Налоговая инспекция по новому месту учета обязана осуществить постановку на учет на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения организации. За этими фразами в теории все понятно, на практике же все не всегда так.

Попробуем разобраться по каждому налогу отдельно сначала в разрезе платежей, затем в разрезе предоставления деклараций.

Для общего примера определим следующие положения:

Начнем, конечно, с налогов и деклараций для компаний на ОСН.

Если бухгалтер предоставляет налоговую декларацию за 2018 год до 24 марта 2019 года включительно, то декларация предоставляется в ИФНС № 17 с указанием в декларации КПП 771701001. С 25 марта 2019 года и в последующие дни, налоговая декларация за 2018 год предоставляется уже в ИФНС № 4 с указанием в декларации КПП 770401001

Обратите внимание и на ОКТМО, в декларации ОКТМО указывается той территории, где организация состоит на налоговом учете в момент, когда подает декларацию. На это обращали внимание специалисты ФНС еще в 2012 году в письме УФНС по г. Москве от 28.08.2012 г № 16-15/080197.

П. 2 ст. 174 НК РФ предписывает налогоплательщикам уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

Декларация предоставляется аналогично общему правилу, ориентируясь на дату внесения записи в ЕГРЮЛ.

В теории по месту уплаты платежей и предоставления декларации все понятно.

На практике же может произойти ситуация когда например согласно положений п. 1 ст. 174 НК РФ организация производит уплату НДС не единовременно, а по 1/3 равными долями.

Компании, применяющие УСН в более выгодном положении по предоставлению налоговой деклараций относительно компаний на ОСН, т.к. авансовые платежи при УСН уплачиваются ежеквартально, а декларация предоставляется раз в год. Но и здесь есть свои нюансы

Однако при предоставлении налоговой декларации при УСН при смене юридического адреса обратите внимание на следующие особенности заполнения раздела 1.1 или 1.2 в зависимости от объекта налогообложения. Согласно порядку заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденной приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ при смене местонахождения организации в строках 010, 030, 060, 090 указывается код ОКТМО, по которому перечислялись авансовые платежи.

Бухгалтер компании уплачивал авансовые платежи по налогу за 1 – 3 кв. 2018 г. в ИФНС № 17. Предоставление налоговой декларации при УСН производится после 25 марта 2019 года уже в ИФНС № 4. В разделе 1.1 или 1.2 в зависимости от объекта налогообложения в строках 010, 030, 060 указывается ОКТМО по принадлежности к ИФНС № 17. В строке 090 необходимо указать ОКТМО по принадлежности к ИФНС № 4. Уплатить налог необходимо будет также в ИФНС № 4, указав новый ОКТМО.

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. Мы отдельно не определяем уплату налога по месту нахождения каждого обособленного подразделения, так как это следует из абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ и к смене юридического адреса организации в данном ключе отношения не имеет.

Итак, порядок перечисления НДФЛ определяется также по общему правилу, ориентируясь на дату внесения записи в ЕГРЮЛ.

Согласно действующего законодательства с января 2019 года налогом на имущество облагаются только объекты недвижимости. Согласно п. 6 ст. 383, ст. 385, п. 1 ст. 386 НК РФ обязанность по уплате налога и авансовых платежей по налогу, а также предоставлению декларации закреплена по местонахождению каждого из объектов недвижимого имущества. Таким образом, при смене юридического адреса уплата налога, авансовых платежей по налогу и предоставление декларации остается неизменным по месту нахождения недвижимости.

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговые декларации (расчеты) предоставляются в налоговые органы по месту учета налогоплательщика. П. 5 ст. 81 НК РФ прямо закрепляет обязанность по предоставлению уточненных налоговых деклараций в налоговые органы по месту учета. Таким образом, если после смены юридического адреса у организации возникла необходимость в предоставлении уточненной декларации, то ее необходимо предоставлять уже в инспекцию по новому местонахождению организации, независимо от того, за какой налоговый (отчетный) период предоставляются уточнения. Однако ОКТМО в уточненной декларации необходимо указывать то же, что было указано в первоначальной декларации, разъяснения по данному вопросы даны еще в письме УФНС России по г. Москве от 30.10. 2008 г. № 20-12/101962, Письме ФНС России от 30.12.2009 г. № ШС-22-3/990@ Разъяснения старые и даны в части ОКАТО, но сути своей в отношении применения к ОКТМО не меняют.

Надеемся, что наши разъяснения помогли бухгалтерам разобраться, каким образом сдается отчетность и уплачиваются налоги в случае, когда организация сменила юридический адрес.


В настоящее время процесс смены юридического адреса ни у кого не вызывает вопросов и сложностей. Грамотные штатные юристы или юристы консалтинговых компаний, а также подробные пошаговые инструкции на просторах интернета поэтапно помогут провести процедуру подготовки необходимой документации, подачу заявлений в ИФНС, получение документов о постановке на учет в новой налоговой инспекции. Все доведено уже практически до автоматизма, но только с юридической стороны.

Читайте также:  Где публикуются сведения о реорганизации юридического лица

Куда сдавать отчетность при смене юридического адреса

Также компаниям — налоговым агентам необходимо передавать данные в ИФНС по форме 6-НДФЛ при смене адреса функционирования предприятия. В установленных бланках данной отчетности предписано отражать реквизиты КПП и ОКТМО. Если субъект хозяйствования переехал и сменил адрес местонахождения, у него автоматически изменяются действовавшие до переезда реквизиты. Кроме того, в случаях, когда предприятие осуществляет деятельность в нескольких самостоятельных филиалах, расположенных в разных регионах, при формировании отчета 6-НДФЛ важно не забыть отразить ОКТМО раздельно по каждому зарегистрированному адресу действующих филиалов. Указанное требование регламентировано приказом ФНС № ММВ-7-11/450 от 14.10.2015.

Налог на имущество

Согласно п. 3 ст. 383 НК РФ, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. При этом по объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по месту нахождения объекта недвижимого имущества (п. 6 ст. 383 НК РФ).

В силу ст. 384 НК РФ, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений. А ст. 385 НК РФ требует, чтобы организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивала налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Мы видим, что налог на имущество имеет разные правила уплаты в зависимости от типа объекта налогообложения. Поэтому тут бухгалтеру нужно быть вдвойне внимательным. Но в общем случае налог на имущество тоже подчиняется общему правилу, которое мы вывели выше. Согласно п. 4.2 порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество (утв. приказом ФНС России от 24.11.11 № ММВ-7-11/895), в разделе 1 декларации по строке 010 указывается код по ОКТМО, по которому подлежит уплате сумма налога. Значит, после внесения записи в ЕГРЮЛ в этой строке указываем ОКТМО нового адреса.

Исключение составляют суммы налога (авансовых платежей), уплачиваемого в отношении объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также которые располагаются вне места нахождения организации или ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс. По данным объекта недвижимости налог на имущество всегда уплачивается в бюджет по месту их нахождения. Туда же представляется и налоговая декларация (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Из сказанного следует, что порядок перечисления НДФЛ «завязан» на место нахождения организации. Поэтому в данном случае наш «алгоритм ЕГРЮЛ» будет в полной мере применяться и в отношении удержанных сумм НДФЛ: если срок, установленный п. 6 ст. 226 НК РФ, наступает в период, когда по данным ЕГРЮЛ организация еще не переехала, то суммы надо отправить в бюджет по старому ОКТМО. А если на дату наступления срока перечисления налога в ЕГРЮЛ числится уже новый адрес, то следует указать соответствующий ему ОКТМО. При этом суммы, уплаченные до переезда, не пропадут, т. к. после снятия компании с учета «старая» инспекция передаст в «новую» карточку расчетов с бюджетом налогового агента по соответствующему ОКТМО (письмо ФНС России от 27.12.16 № БС-4-11/[email protected]).

2. Подготовить форму Р14001 (обязательный документ для налоговой)

Заполнить необходимо титульный лист, лист Б и лист на заявителя. Адрес должен соответствовать КЛАДР http://www.gnivc.ru/inf_provision/classifiers_reference/kladr/

Скачать Р14001 форму можно здесь

При выборе 2 варианта (не нотариального) достаточно в каждом протоколе включать в повестку данный способ удостоверения протокола.

Этап 4 – Информирование налоговой

На уведомление налоговой компании дается 3 дня с подписания внутреннего документа. Для этого информация отправляется в подразделение ФНС, где предприятие было зарегистрировано до этого.

Предусмотрен также упрощенный порядок смены юридического адреса ООО в 2022 году, если компания регистрируется в здании или офисе, принадлежащем руководителю.

При перемещении в пределах города без изменения уставных документов предоставляется:

  • Заявление установленной формы (14 001). В нем прописываются реквизиты, части с литерами Б и Р. Оно подписывается руководителем в присутствии нотариуса, который заверяет его подпись. Избежать нотариального заверения можно при отправке через сайт с использованием ЭЦП.
  • Приказ руководителя.
  • Бумаги, подтверждающие адрес.

Если изменяются уставные документы, то подается форма 13 001 и новая версия устава (или изменения в устав), решение участника ООО. Размер пошлины за регистрацию 800 рублей, прикладывается квитанция.

Если компания изменяет место расположения и переезжает в другой город (область), то в инспекцию по старому месту регистрации нужно сдать заявление Р14 001 с протоколом собрания собственников (решением), а также документы на новое место нахождения.

Вся процедура занимает 5 рабочих дней, но дни приема документов и выдачи подтверждения не учитываются.

Исключение из ЕГРЮЛ: порядок, основания, практика применения

ФНС России на своем официальном сайте 28 июня 2018 года разместило информацию о том, что более 240 тыс. недействующих компаний исключены из Единого государственного реестра юридических лиц с начала 2018 года . В реестр внесено 150 тысяч записей о недостоверности данных о компаниях, что является сигналом для контролирующих органов и потенциальных партнеров.

Данная статистика, а также анализ источников ее формирования заставляет задуматься о том, что работа фискальных органов по снижению количества недействующих юридических лиц в ЕГРЮЛ может затронуть и добросовестные компании.

С 1 сентября 2017 года законодательно добавлены два основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Таким образом, с указанного периода юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ при наличии одного из следующих оснований:

– юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев , предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляет документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету;

– наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности , в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи;

– невозможность ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы , необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников).

Порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа предусмотрен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с положениями статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Такие заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении .

Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи

Таким образом, в целях минимизации рисков быть исключенным из ЕГРЮЛ целесообразно использовать следующий алгоритм действий:

1. Запросить выписку из ЕГРЮЛ на сайте egrul.nalog.ru.

2. Обратить внимание на раздел выписки «Сведения о состоянии юридического лица», в котором Вы можете встретить формулировку: «регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ».

3. Проверить достоверность сведений о публикации решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в журнале «Вестник государственной регистрации» на сайте vestnik-gosreg.ru.

4. Если не истек трехмесячный срок с момента опубликования решения о предстоящем исключении, необходимо подать в регистрирующую налоговую в Вашем регионе возражения по форме № Р38001 (приведена в приложении № 2 к приказу ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@), с указанием обстоятельств, на которых основано возражение. Особенностью данной формы является тот факт, что она не заверяется нотариально.

5. По истечению 5 рабочих дней налоговая вносит запись в ЕГРЮЛ, в графе причина внесения указывая следующее: «представление заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ».

6. Это означает что Вы успешно предотвратили исключение компании из ЕГРЮЛ.

В случае, если компанию уже исключили из ЕГРЮЛ, необходимо запускать механизм обжалования данного решения.

В течение 3 месяцев с момента получения решения или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, подается жалоба в вышестоящий орган на решение налоговой инспекции (Управление Федеральной налоговой службы).

Читайте также:  Безвозмездный договор поручения между юридическими лицами

Однако, складывающаяся практика рассмотрения таких жалоб свидетельствует о том, что вышестоящие регистрирующие органы пока не склонны отменять решения об исключении недействующих компаний.

Более перспективным, в этой связи, представляется обжалование названного решения в судебном порядке (срок для обжалования 1 год). При обжаловании решения налогового органа в суде, следует обратить внимание на позицию Конституционного суда Российской Федерации:

– «применение нормы об исключении недействующих юр. лиц рассчитано в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса , является ли организация действующей. Непредставление юр. лицом налоговой отчетности в течение 12 месяцев может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, и может являться основанием для возможного привлечения организации к налоговой ответственности, однако не всегда может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности и правомерной причиной для исключения юр. лица из ЕГРЮЛ». (Постановление Конституционного суда РФ от 03.12.2011 № 26-П).

Таким образом, установленные налоговым органом обстоятельства могут свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства, однако сами по себе не могут служить правомерной причиной для исключения, фактически действующего юр. лица из реестра.

Неблагоприятным последствием исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ выступает запрет в течении 3 лет быть участником и (или) руководителем любого юридического лица.

Особое значение имеет вопрос о судьбе имущества, оставшегося на балансе исключенной компании. С момента исключения компании из реестра ее правоспособность прекращается, имущество общества оказывается в «подвешенном» состоянии. Имущество приобретает признаки бесхозяйного,установить права, на которое можно только опять-таки в судебном порядке.

В целом следует отметить, что складывающаяся судебная практика свидетельствует о том, что суды в большинстве случаев встают на сторону юридических лиц, их участников и признают недействительной запись об исключении недействующего юр. лица из ЕГРЮЛ.

Автор: специалист направления практики по спорам с государственными органами, юрисконсульт Юридического центра «Статус-Кво» Соловьёв Сергей Александрович.

3. Проверить достоверность сведений о публикации решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в журнале «Вестник государственной регистрации» на сайте vestnik-gosreg.ru.

Что означает: “Принято решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ”?

подскажите пожалуйста, что означает: “Принято решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ”

Ответы юристов ( 5 )

  • 317 ответов
  • 61 отзыв

В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2013 г. N 129-ФЗ.

Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, принятое регистрирующим (налоговым) органом, должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. При этом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено право как самого недействующего юридического лица, так и любого заинтересованного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение трех месяцев с момента опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба, осуществляющая свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим как государственную регистрацию юридических лиц, так и осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства интересы Российской Федерации.
В настоящее время в Налоговом кодексе Российской Федерации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не является основанием для прекращения обязанности по уплате налога (статья 44 Налогового кодекса Российской Федерации) либо для признания задолженности безнадежной к взысканию (статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации) вне зависимости от наличия или отсутствия возможности взыскания задолженности. Таким образом, права и законные интересы налоговых органов затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, не исполнившего налоговые обязательства, из ЕГРЮЛ, что исходя из пунктов 3 и 4 статьи 22.1Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является основанием для непринятия решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Кроме того, поскольку согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, при этом сроки, регламентирующие принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не установлены, факт непринятия решения об исключении из ЕГРЮЛ конкретного юридического лица на конкретную дату не может являться нарушением законодательства.

подскажите пожалуйста, что означает: “Принято решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ”

Процедура исключения

При каких условиях возможно исключение?

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних двенадцати месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 года добавится еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации):

  • При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  • При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Исключение и банкротство

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла – ответ законодателя на Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 18 мая 2015 года).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появится возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по статьям 119, 126 Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем всё бросать на самотёк, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из реестра, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что же касается остальных обязательств, то тут всё зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Что делает налоговая?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте Вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Читайте также:  Беспроцентный займ между юридическими лицами налоговые: последствия

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 года остановить запущенный механизм станет сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Признаки недействующего юридического лица

Юридическое лицо признается недействующим, т.е. фактически прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 64 2 ГК) при одновременном наличии следующих условий:

организация в течение последних 12 месяцев не представляла отчетность, предусмотренную российским законодательством о налогах и сборах;

организация не осуществляла операций ни по одному банковскому счету.

Такое юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ, что влечет правовые последствия, установленные применительно к ликвидируемым юридическим лицам. При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов и лиц, определяющих действия организации.

Пункт 2 статьи 64 2 ГК предусматривает, что исключение организации из ЕРГЮЛ влечет такие же правовые последствия, что и ее ликвидация, а это означает, что теперь организациям ничто не мешает учесть при расчете налога на прибыль долг контрагента, исключенного из ЕГРЮЛ, как безнадежный. И для этого не надо ждать истечения трехлетнего срока давности. Ведь в налоговом учете одно из оснований для списания дебиторской задолженности — это ликвидация должника (п. 2 ст. 266 НК). С данным выводом наконец-то согласился и Минфин (Письмо Минфина России от 24.07.2015 № 03-01-10/42792).

Пункт 2 статьи 64 2 ГК предусматривает, что исключение организации из ЕРГЮЛ влечет такие же правовые последствия, что и ее ликвидация, а это означает, что теперь организациям ничто не мешает учесть при расчете налога на прибыль долг контрагента, исключенного из ЕГРЮЛ, как безнадежный. И для этого не надо ждать истечения трехлетнего срока давности. Ведь в налоговом учете одно из оснований для списания дебиторской задолженности — это ликвидация должника (п. 2 ст. 266 НК). С данным выводом наконец-то согласился и Минфин (Письмо Минфина России от 24.07.2015 № 03-01-10/42792).

Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности

В силу ст. 2 Закона № 127-ФЗ под контролирующим должника лицом понимается лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны: члены ликвидационной комиссии; лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия, могло совершать сделки от имени должника; лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью; руководитель должника).

Напомним, что согласно п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ, если должник признан банкротом вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Следует обратить внимание, что положения п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ применяются к заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности в виде возмещения убытков, поданным после 1.09.16 г. На это указывает п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.06.16 г. № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Когда должник вследствие действий и (или) бездействия контролирующих лиц признается банкротом

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в ст. 61.2 и 61.3 Закона № 127-ФЗ;
  • документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;
  • требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов 50% общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности включенных в реестр требований кредиторов.

При этом положения п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ применяются в отношении:

лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника; лица, являвшегося единоличным исполнительным органом должника, в период совершения последним или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения.

Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, то такие лица отвечают солидарно.

Когда должник вследствие действий и (или) бездействия контролирующих лиц признается банкротом

Гарантии для заинтересованных лиц

Исключение ЮЛ из ЕГРЮЛ по решению ИФНС осуществляется с учетом предусмотренных п. 3 и 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

Суть гарантий, предусмотренных в п. 3 и 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заключается в следующем.

1. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение 3 дней с момента принятия ИФНС такого решения.

Напомним: сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, согласно п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ должны публиковаться в выше­упомянутом журнале.

2. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим ЮЛ, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Обратите внимание: В целях обеспечения возможности оперативного получения заинтересованными лицами содержащихся в ЕГРЮЛ сведений (в том числе сведений о принятии ИФНС решения о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ, об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ) ФНС в системе межведомственного электронного взаимодействия размещает вид сведений, позволяющий получать вышеуказанную информацию. Также возможность получения из ЕГРЮЛ сведений обеспечена посредством электронных сервисов, размещенных на сайте ФНС. Какого-либо иного взаимодействия по вопросам, связанным с наличием у ЮЛ признаков недействующего лица, законодательство о государственной регистрации не предусматривает (Письмо ФНС России от 02.04.2019 № ГД-18-14/208@).

Таким образом, заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся предстоящего исключения недействующих (по мнению налоговиков) ЮЛ из ЕГРЮЛ, в журнале «Вестник государственной регистрации», а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и направлять возражения относительно предстоящего исключения.

через представителя ЮЛ (при предъявлении нотариально заверенной доверенности или ее копии);

Как обжаловать решение ФНС

Исключение из ЕГРЮЛ можно обжаловать в арбитражном суде. Решение ФНС может быть отменено, если организация докажет, что не прекратила существование. Подать исковое заявление можно в течение года с момента публикации решения об исключении из ЕГРЮЛ.

Ст. 27 АПК РФ
Ч. 8 ст. 22 129-ФЗ

Ст. 27 АПК РФ
Ч. 8 ст. 22 129-ФЗ

Ссылка на основную публикацию