Нужна ли путевка на личный грузовой автомобиль

Потребует ли ДПС путевой лист, если взял грузовую машину в аренду и я поеду в грузом?

Подскажите, пожалуйста, взял машину, машина записана на “ООО”, по договору аренды транспорта, грузовую, форд транзит для переезда, и получается, что я еду с грузом. В этом случаи ДПС может потребовать “путевой лист”?

Вы не уточнили в своем вопросе один момент: вы как физлицо арендуете или как юрлицо? Впрочем, не имеет значения. Путевой лист все равно нужен.

Путевой лист является первичным бухгалтерским документом и необходим для бухгалтерской отчетности в части подтверждения расходов на топливо, учета отработанных водителем часов, начисления амортизации машин по пробегу и времени использования. А также для подтверждения по запросу сотрудника ДПС, что водитель в данный момент едет не по частным делам, а находится при исполнении трудовых обязанностей.

За отсутствие такого документа предусмотрен штраф в размере 500 рублей или предупреждение инспектора (ст. 12.3 КоАП РФ).

Самые распространенные варианты замены собственному транспорту:

Покупка готовой услуги по перевозке.

Аренда машины с выполнением работ своими силами.

Аренда машины с экипажем для выполнения работ.

Представим ситуацию, что у вас нет своих машин и вы берете автомобиль или автотехнику в аренду. Кто при этом оплачивает расходы на ГСМ? Вы сами. Нужно ли учитывать трудочасы водителя на арендованном авто? Несомненно. На ком лежит ответственность, если водитель не сможет представить сотруднику ГИБДД путевой лист? На компании, которая использует в данный момент автомобиль. Соответственно, нужны ли путевые листы на арендованный автомобиль? Очевидно, да.

По договору аренды транспорта без экипажа имущество эксплуатирует арендатор, следовательно, на период аренды он является владельцем ТС, сведения о котором указываются в путевом листе.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (утв. Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017))

9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Так, согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” путевой лист — это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.

Т.о., ситуация следующая, если вы являетесь физ. лицом, то не оформляете путевой лист, т.к. не имеете на это право. Если вы ИП или ООО, то обязаны оформить путевой лист.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства ОБЯЗАН иметь при себе и по требованию сотрудников полиции (в том числе сотрудникам ДПС ГИБДД РФ) передавать им, для проверки СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ:

– водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории

– регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам)

– в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, ПУТЕВОЙ ЛИСТ, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов

– документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак “Инвалид”

– страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца (полис ОСАГО)

КРОМЕ ТОГО, согласно Приказа Министерства транспорта РФ №152 от 18.09.2008 г. года “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”, с изменениями на 2017 год.- “9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях”.

С учетом вышеизложенного, в указанной ситуации, сотрудник ДПС ГИБДД имеет право проверить путевой лист.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ
“Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”:

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

При этом, в случае нарушения указанного положения закона может наступить административная ответственность по части 2 ст.12.2 КоАП РФ:

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, –

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 08.06.2015 N 143-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Однако, в Вашем случае полагаю, что если Вы сможете предъявить доказательства того, что не осуществляли коммерческую перевозку, то можете обойтись без путевого листа, с учетом судебной практики. Например, обратите внимание на следующий судебный акт – Решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 N 7-161/2013

Постановление государственного инспектора и решение суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ, отменены, поскольку вмененные водителю в вину нарушения не конкретизированы, что исключает постановку какого-либо решения по данному делу, а также в протоколе не указаны свидетели, которые могут подтвердить обстоятельства совершения указанного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав), предметом регулирования Устава являются отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.

Согласно ч. 2 ст. 6 Устава запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Таким образом, из системного анализа приведенных правовых норм следует, что путевой лист сотруднику полиции водитель механического транспортного средства, принадлежащего организации или индивидуальному предпринимателю обязан представить в случае перевозки пассажиров при осуществлении деятельности организации по оказанию таких услуг, или в случае перевозки грузов.

Вместе с тем, в соответствии с имеющимися в материалах дела данными ООО “Название” занимается экономической деятельностью, в числе которой производство частей принадлежностей автомобилей и их двигателей, а также обработка металлов и нанесение покрытий на металлы; обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения. Следовательно, Общество не является транспортной компанией, не занимается перевозками пассажиров или грузов, и автомобиль Общества использовался его сотрудником для передвижения.

При таких обстоятельствах доказательств нарушений Г., управлявшей автомобилем ООО “Название”, требований как п. 2.1.1 ПДД РФ, а также Федерального закона от 10.12.1995 N 196-Ф “О безопасности дорожного движения”, п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ в материалы дела не представлено.

Путевой лист для самозанятых граждан: основные особенности и условия

Опубликовал: Сергей Черномордов 1 Комментарий 1,455 Просмотров 14.08.2019

Согласно действующим правилам, путевой лист должен выписываться на каждое выезжающее транспортное средство, даже если это автопогрузчик и работает он в пределах склада. Название бланка должно содержать тип автомобиля. Имеется в виду легковой автомобиль или грузовой.

Отмена печати

В текущем году действующими остаются Положения федерального законодательства, позволяющие юридическим лицам с организационно-правовой формой ООО и АО вообще не пользоваться печатью. Если руководство таких компаний принимает соответствующее решение, то оно должно быть зафиксировано в их уставе.

Таким образом, если в уставе организации указано, что компания не использует печать, то она не ставится ни на одном документе такой организации. Если же компания принимает решение об использовании печати, то ее необходимо ставить только на тех документах, на которых законодательство предусматривает данную обязанность.

Законами регулируется только минимальное количество информации, которая должна быть приведена в рассматриваемом бланке. Поэтому компания может принять решение о том, что она ставит свою печать на путевом листе. Ошибкой это не будет. Только данное решение нужно зафиксировать в своей учетной политике. И нужно помнить, налоговые инспекторы не вправе исключать расходы по таким путевым листам из налогооблагаемой базы.

Какой штраф за езду без путевого листа грузового автомобиля

Если ПЛ отсутствует, согласно КоАП РФ предусматривается определенный размер штрафа. Инспектор полиции ссылается на две статьи в Кодексе административных правонарушений. Как гласит законодательство, если у водителя нет такой бумаги, размер штрафа составляет 500 рублей. Когда к административной ответственности привлекается организация, размер штрафа составляет 20 000 рублей. Если же ответственность будет нести самостоятельно юридическое лицо, размер штрафа может составить 100 тысяч рублей.

Штраф выписывается не только за отсутствие этого документа, но и за неправильное оформление. Если, допустим, на нем нет отметки врача о том, что водитель прошел медицинское освидетельствование, компания, которому принадлежит автомобиль, получит штраф в размере 30 000 рублей, а водитель — 5 000 рублей. Эквивалентный размер штрафа будет в том случае, если нарушены правила технического осмотра транспортного средства.

Поэтому если индивидуальный предприниматель занимается перевозкой грузов, ему следует внимательно следить за правильным оформлением и наличием соответствующего ПЛ.

Правила заполнения

Кроме формы используемого путевого листа в учетной политике должно быть указано, каким образом производится присвоение номеров бланкам. Связано это с тем, что законодательство требует вести учет выдачи путевок в специализированном журнале, где в течение года должна соблюдаться сквозная нумерация. Однако, при наличии в компании нескольких типов транспортных средств допускается нумерация листов для легковых автомобилей обособленно от грузовых.

Период, на который выдается рассматриваемый бланк, зависит от деятельности компании. Если это транспортная компания, то она выдает его сроком на один рабочий день. Исключение составляют командировки. В этом случае путевой лист действует на весь период служебной поездки.

Для всех остальных фирм жестких ограничений нет. Они также могут оформлять документ каждый день, а могут оформить его на месяц. Причем календарный месяц – это максимальный срок, на который он выдается.

Механик или водитель, имеющий соответствующие полномочия, должен заверять дату и время выезда и возвращения, километраж на начало и конец рабочего дня своей подписью. Подпись обязательно должна иметь письменную расшифровку или штамп с данной информацией.

С 2019 года если на одной машине могут выезжать несколько сотрудников, то путевой лист выдается каждому водителю. В такой ситуации дата, время выезда и показания прибора, учитывающего пробег, вносятся в путевой лист водителя, который выезжает из гаража первым, а дата и время прибытия и километраж в конце рабочего дня – в путевой лист водителя, который вернул автомобиль на место парковки.

С 2019 года термин «постоянная стоянка» заменили на «парковка». Сведения о медицинском осмотре больше не заверяются штампом.

Сотрудники, которым выдаются путевые листы, должны быть осмотрены врачом до начала работы. Он должен заверить лист своей подписью. Послерейсовый осмотр предусмотрен только для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Читайте также:  Как вернуть машину из утилизации

Данное требование на практике довольно часто нарушается, т.к. далеко не каждая компания может позволить себе иметь должность медицинского работника в штатном расписании. Однако отсутствие указанной отметки является серьезным нарушением. Чтобы избежать его, руководителю необходимо заключить договор на медицинское обслуживание со специализированной организацией.

Табличная часть путевого листа предназначена для внесения информации о маршруте сотрудника. Сюда вносятся данные о месте назначения, времени прибытия и выезда оттуда. Причем целесообразным представляется требование о том, чтобы заверяли эти данные ответственные лица.

Например, автомобиль торговой компании был направлен с партией груза для доставки ее в розничные магазины. В этом случае директора магазинов должны подписывать путевой лист при прибытии к ним машины. Эта мера является дополнительной функцией контроля, позволяющей проверять пробег, время работы, также она подтверждает производственный характер затрат, учитываемых по данному документу.

В путевом листе также указывается информация о движении топлива. На его основании производится списание ГСМ. Данный участок бухгалтерского учета всегда являлся объектом пристального внимания со стороны различных проверяющих. И довольно часто налоговые органы изымали путевые листы, а точнее затраты на топливо, из расчета налога на прибыль в связи с их некорректностью, что вело к штрафным санкциям и начислению пеней.

Как было указано выше, регистрация выданных путевых листов должна вестись в специализированном журнале. Обычно этот журнал составляется за календарный год, т.к. с нового года нумерация начинается заново. Храниться он должен, как и вся документация, в том числе путевые листы, в течение 5 лет.

Штраф за отсутствие путевого листа

На данный момент штраф за отсутствие путевого листа прописан в КоАП РФ. Его размер составляет от 500 рублей.

В некоторых случаях можно просто получить предупреждение. Кроме того, штрафные санкции накладываются за неправильно оформленный путевой лист, а не только за его отсутствие.

Законом предусмотрены такие суммы штрафов:

  1. Если за автомобиль несет ответственность водитель, ему выпишут штраф в размере 500 рублей или сделают предупреждение.
  2. Если к ответственности привлекается должностное лицо организации — сумма штрафа составит 20000 рублей.
  3. Для юридического лица размер штрафа может достигать и 100000 рублей.

В некоторых случаях могут быть исполнены все три позиции одновременно. Частный предприниматель несет полную ответственность, даже когда он не является юридическим лицом.

Если организация не считает целесообразным заполнять путевые листы ежедневно, то им рекомендуется оформлять доверенности.

Штраф за езду без ПЛ для ИП

Штраф за отсутствие путевого листа для ИП, может быть выписан, не зависимо от того, одно это лицо или разные. Максимальная сумма штрафа достигает 100000 рублей.

Таким образом, размер наказания за езду без ПЛ может быть довольно внушительным. Поэтому лучше проследить за его наличием и корректностью заполнения.

Штрафные санкции за отсутствие ПЛ для юридических лиц

Кроме общих моментов, при которых необходимо наличие ПЛ, оформление путевки должно сопровождаться и передвижение на служебном авто сотрудников организации.

Штраф за отсутствие путевого листа на юридическое лицо грозит вне зависимости от целевого назначения автомобиля. При выезде он должен быть снабжен путевым листом.

Наказание за некорректно оформленный ПЛ

Штраф за неправильно оформленный путевой лист может составлять от 3000 до 30000 рублей, в зависимости от субъекта. Разработан определенный порядок заполнения путевого листа:

  1. Заполняется на каждый авто, что используется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом для наземного транспорта.
  2. Оформляется на срок от 1 дня до месяца, но не больше.
  3. Если применяется посменный режим, оформлять следует отдельный бланк на каждого водителя.
  4. Путевочный лист должен содержать информацию об авто, номер документа.
  5. Штамп ИП или юридического лица обязательный.
  6. Указываются дата и время выезда.
  7. Отражается дата медицинского осмотра водителя и данные медицинского работника.
  8. Бланки путевых листов вносят в журнал регистрации.
  9. Хранятся документы 5 лет и более.

Если данный порядок не соблюдается, сотрудник ГИБДД вправе оформить взыскание.

Отсутствие штампа медосмотра

В случае, когда поездка оформляется удаленно, и поставить штамп невозможно — этот факт не снимает ответственности.

Вышеуказанные штрафы по-прежнему грозят за несоблюдение правил. Медицинский осмотр водителя — это обязательный момент в организации перевозок.

Штрафные санкции за отсутствие ПЛ грузового авто

Для грузового автомобиля наличие путевого листа в поездке обязательно. За несоответствие этой норме законодательства, грозит штраф в размерах 500, 20000, 100000 рублей, в зависимости от субъекта.

Отсутствие путевого листа на легковой авто

Если физическое лицо является собственником машины и использует ее в личных целях, то в путевом листе нет необходимости. Не нужен ПЛ на легковой автомобиль юридическому лицу, собственнику машины.

При потребности, он может сделать доверенность на водителя, которая исключает необходимость ПЛ. В таких случаях штраф не грозит ни водителю, ни собственнику.

Документ для легковых авто требуется в том случае, когда осуществляется перевозка пассажиров, багажей, грузов. Эта норма распространяется и на легковое такси. В противном случае возможен штраф до 100000 рублей.

По закону в 2019 году, юридические лица и ИП, что занимаются перевозками, обязаны проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, а также контролировать техническое состояние транспортного средства. Отсутствие подписи механика считается нарушением.

Таким образом, за отсутствие путевого листа, как водителю, так и организации либо индивидуальному предпринимателю, грозит штраф. Его размер напрямую зависит от того, на какую статью сошлется инспектор ГИБДД, составляя протокол.

Сумма может быть довольно ощутимой, поэтому лучше заранее позаботится о наличии путевых листов и корректности их заполнения.

Штраф за езду без путевого листа

В некоторых случаях можно просто получить предупреждение. Кроме того, штрафные санкции накладываются за неправильно оформленный путевой лист, а не только за его отсутствие.

Косвенно, через некорректные формулировки, через пень колоду с притягиванием за уши да, можно что то сказать о легализации. Поэтому Яндекс и торопиться, что бы сформировать практику, что бы потом поздно было отступать. Я все его ходы еще вебмастером прошел.Яндекс задушит не только ДС, он задушит и своих же подключашек. Они ему нужны только на первом этапе. Точно так же он действовал, когда захватывал рынок рекламы в интернете.

Нужен ли путевой лист физическому лицу при перевозке груза для ооо

Используя путевой лист, фирмы и организации имеют возможность контролировать работу водителя, расход горючего, а также просчитывать пробег автомобиля с его помощью. Что такое путевой лист Путевой лист — это документ, который дает право водителю управлять машиной.

Он содержит информацию о:

  • организации, что выдала путевой лист;
  • водителе, который управляет данным транспортным средством;
  • автомобильном средстве;
  • маршруте, по которому следует автомобильное средство.

Используя путевой лист, предприятие ведет учет:

  • работы водителя;
  • расхода горюче-смазочных материалов;
  • пробега транспортного средства.

С 2013 года, организациям предоставлена возможность самостоятельно разрабатывать формат путевого листа.

Нужен ли путевой лист ИП без наемных работников?

Да нужен. Почему:
1. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ так как:
«Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.»

2. Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152:
«Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.»

Как быть с медосмотром? Предложу вариант заключения договора с поликлиникой или частной медорганизацией. Берут они не дорого, рублей 50 за один осмотр в среднем. С механиком сложнее, искать автоколонну или транспортную компанию и также по договору, тодже не думаю что, будет дорого. Опять же, как правило машины ИП ставятся на стоянках, возможно там есть мастерская с механиком, может быть там можно как-то по договору это делать.
Но путевой нужен однозначно.

Порядок проведения предрейсовых медосмотров регулируется Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 г. № 835н “Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”. Делать его можно только имея лицензию (подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 1, 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 29). Таким образом без привлечения стороннего медработника с лицензией здесь не обойтись.

Приказом Минтранса России от 18.01.2017 № 17 «О внесении изменений в обязательные реквизиты и Порядок заполнения путевых листов, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 добавлена необходимость обязательной отметки мехника о тех состоянии авто. То есть тут тоже не ответишься. Ставить дату и время проведения предрейсового осмотра технического состояния транспортных средств и заверять их своей подписью с инициалами вправе контролер, аттестованный в транспортной инспекции (п. 14.3 Приказа Минтранса от 28.09.2015 № 287). Апеложу еще вариант: ИП – пройти соответствующее обучение в транспортной инспекиий, получить удостоверение и проставлять отметку самому.

Не знаю, к сожалению или к счастью, но Сергей экономист прав. Путевой лист, действительно, нужен, со всеми необходимыми отметками. И, если механик может делать предрейсовый осмотр с вечера, то медицинское освидетельствование должно быть проведено непосредственно перед выездом и после прибытия экипажа на базу предприятия.
И решать этот вопрос как-то придется.

Может быть, это и дурдом, если вы честный и непьющий человек, но, мое мнение таково, что наше законодательство обязано по-возможности, ограждать нас от водителей в состоянии АО. А о том, что такие на дороге есть, думаю, спорить никто не будет.

Ирина Александровна, потомственный бухгалтер.

Бюрократии при совке было не меньше, а по многим вопросам даже больше. Просто в то время не было Индивидуальных предпринимателей, которые сами развозят на личном автомобиле грузы.

Да, были кооперативы, я это помню, но, коммунистическая власть во многом продолжала воспринимать кооператоров как классовых врагов. В начале 1988 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о прогрессивном налогообложении кооператоров, посредством которого планировалось, по словам министра финансов СССР Б. И. Гостева, «изъятие определённых сверхдоходов» у советских кооператоров. Под сверхдоходами министр подразумевал сумму, превышающую «две с половиной средние зарплаты».

Не думаю, что кооператорам жилось легче, чем современным предпринимателям. Мне кажется, они точно также искали лазейки и способы сокрытия доходов. Правда, ничего по поводу путевых листов того периода мне не известно. На крупных предприятиях, они, конечно выписывались, в кооперативах – не знаю.

Ирина Александровна, потомственный бухгалтер.

Нужен ли путевой лист: Как сотрудники ГИБДД разводят водителей на деньги

Имеют ли право инспекторы ГИБДД требовать путевой лист?

Недавно к нам в редакцию пришло письмо, в котором его автор рассказал, что его остановили сотрудники Госавтоинспекции и сначала попросили предъявить доверенность на право управления транспортным средством (!), а затем путевой лист. Как вы уже поняли наш герой ехал за рулем корпоративной машины, которая принадлежит юридическому лицу. Так как водитель за рулем корпоративного автомобиля не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров и не перевозил коммерческий груз, то согласно действующему законодательству он имел право передвигаться без путевого листа.

То же самое касается доверенности на управление ТС, которая была отменена еще в 2012 году. Но, несмотря на то, что водитель не нарушал закон, он был привлечен к административной ответственности за отсутствие путевого листа. Как вы думаете, законно ли это? Обязан ли в такой ситуации водитель иметь при себе заполненный путевой лист? Давайте разбираться.

Читайте также:  Можно ли продать машину с неоплаченными штрафами

Для начала давайте выясним, законно ли инспекторы ДПС требовали от водителя доверенность на право управления автомобилем.

И так, для этого давайте вспомним Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012 года, который отменил абзац четвертый пункта 2.1.1 ПДД РФ. Напомним, что этот пункт регулируют перечень документов, которые водитель автомобиля обязан возить с собой и предъявлять их сотрудникам полиции при первом требовании.

Так, в частности Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2012 года отменило абзац, обязывающий ранее водителей возить с собой документ на право управление транспортным средством в отсутствии собственника. То есть, другими словами Правительство в 2012 году отменило обязанность водителей возить с собой доверенности на право управления ТС. Соответственно, с 2012 года сотрудники полиции не имеют право требовать от водителей предъявить доверенность.

К счастью наш герой, которого остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов знал об этом Постановлении и фактически процитировал его слово в слово сотрудникам полиции. В итоге инспекторы ДПС сразу забыли о своей просьбе и неожиданно переключились на путевой лист, потребовав предъявить заполненный документ, указав на то, что автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, а значит, в соответствии с законодательством все водители, управляющие корпоративным транспортом, обязаны возить с собой и предъявлять по первому требованию заполненные путевые листы.

Как вы уже поняли наш герой не имел оформленного путевого листа. В итоге сотрудники Госавтоинспекции, составив протокол об административном правонарушении, выписали штраф в размере пятисот рублей.

К сожалению, наш герой не юрист в области автотранспортных перевозок и в области безопасности дорожного движения. Поэтому он поверил сотрудникам полиции, что каждый водитель корпоративного транспорта обязан иметь при себе заполненный путевой лист. В итоге он, как законопослушный гражданин РФ, заплатил в установленный законом срок выписанный штраф.

Но на самом деле сотрудники ГИБДД выписали штраф не законно, и его можно было легко, оспорив в суде, отменить. Все дело в том, что наш герой, несмотря на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу, был не обязан возить с собой заполненный путевой лист, поскольку не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров или грузов.

Самое плохое, что это не единичный редкий случай на дороге. К нам поступает множество информации со всей страны, которая говорит о том, что сотрудники ГИБДД во многих регионах также требуют от всех водителей корпоративного транспорта заполненные путевые листы. Также не редко когда у водителей корпоративного автотранспорта требуют и доверенности. Что же получается? Сотрудники полиции, которые призваны охранять закон и следить за его соблюдением сами его нарушают? Надеемся, что это не намеренно и по не знанию. Хотя признаем, что наверняка есть и такие сотрудники, которые таким образом стараются “разводить” не грамотных водителей.

Почему сотрудники ГИБДД не имеют право требовать путевой лист и доверенность?

И так давайте внимательно рассмотрим пункт 2.1.1 Правил дорожного движения:

Согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции (в том числе сотрудникам ДПС ГИБДД РФ) передавать им, для проверки следующие документы:

– водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории

– регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам)

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов

– документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак “Инвалид”

– страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца (полис ОСАГО)

– в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля

Обратите внимание на выделенный красным текст. Этот пункт указывает на то, что водители обязаны возить с собой путевой лист, только в установленных законом случаях. То есть, путевой лист, если следовать логике закона, водитель должен возить с собой не всегда. Иначе бы в законе не было бы отметки об “установленных случаях“.

Также внимательно прочтите пункт ПДД 2.1.1.

Вы видите здесь пункт обязывающий водитель возить с собой и предъявлять полиции по первому требованию доверенность? Естественно этого пункта здесь нет, поскольку в действующих правилах дорожного движения, поскольку это требование закона было отменено Постановлением Правительства РФ еще в 2012 году.

И так, согласно правилам дорожного движения, которые действуют на сегодняшний день, никто не вправе от вас требовать доверенность на право управления автотранспортным средством независимо от того, кто является собственником автомашины.

Помните, что доверенность нужна в том, случае если от имени юридического лица или предпринимателя водитель собирается осуществлять какие-либо юридические действия. Например, забрать автомобиль со штраф стоянки, или проводить регистрационные действия в ГИБДД.

Также мы знаем, что возить с собой заполненный путевой лист нужно только в установленных законом случаях.

Но в каких же тогда случаях, установленных законом, водители обязаны иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по требованию полиции?

Да, действительно в определенных случаях путевой лист все-таки нужно заполнять и возить с собой, чтобы предъявить его по первому требованию. Например, в случае, когда водитель занимается коммерческой перевозкой груза (ов) или пассажиров.

Для начала давайте выясним, в каких случаях заполняется путевой лист. Этот вопрос регулируется Приказом Министерства транспорта РФ №152 от 18.09.2008 г. года “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов“, с изменениями на 2017 год.

Так, согласно этому документу, путевой лист заполняется на транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для перевозки грузов, пассажиров или багажа. Вот выдержка из Приказа Минтранса №152:

  • “9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях”

Многие скажут что в этом документе нет ни слова о ” коммерческих перевозках ” поэтому, судя по всему, путевой лист должен оформляться во всех случаях эксплуатации транспортного средства, которое принадлежит юр.лицу или ИП.

На самом деле это не так. Дело в том, что Приказ Минтранса №152 прямо ссылается на более важный Федеральный закон:

Закон № 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” от 8 ноября 2007 года

Статья 1. Предмет регулирования

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  1. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также – транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
  1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.
  1. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

То есть, как видите Приказ Минтранса №152, ссылаясь на Федеральный закон №259, подразумевает, что путевой лист должен оформляться при коммерческих перевозках грузов и пассажиров. Но в этих документах нет ни слова о том, что у водителя автомобиля, который принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, должен быть на руках заполненный путевой лист при любых видах перевозок. То есть, при отсутствии факта коммерческих перевозок согласно приказу Министерства транспорта, путевой лист не должен заполняться. Например, при поездках для корпоративных нужд компании. Иначе в подобном документе это было бы прописано.

В каких случаях перевозка груза и пассажиров может считаться коммерческой?

Согласно Федеральному закону №259 от 8 ноября 2007 года, коммерческими перевозками считаются услуги по перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Также согласно этому же закону разъяснены такие понятия как груз, багаж и пассажир:

Груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке

Багаж – вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке

Пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства

Также обратите внимание на статью 2 “Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе №259”, где разъясняется, что такое перевозчик:

  • Перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу”

И так, что из этого следует:

Нужно ли оформлять путевой лист для водителей, которые находятся за рулем корпоративного (служебного транспорта) если они не осуществляют коммерческих перевозок, а эксплуатируют автотранспорт для внутренних нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя?

Как вы уже поняли в этом нет необходимости, поскольку действующее Российское законодательство четко обозначила тех лиц, которые обязаны во время управления транспортным средством иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по первому требованию сотрудникам полиции.

К сожалению, некоторые сотрудники ГИБДД, по всей видимости, либо не знают об этих не очень легких законодательных нормах (хотя это их прямая обязанность), либо намерено пользуются на дороге юридической неграмотностью водителей, которые трудятся в различных компаниях.

Тем более что штраф за отсутствие путевого листа составляет всего 500 рублей. Многие водители, даже в душе понимая, что сотрудники ДПС не законно требуют путевой лист, стараются не связываться. Для многих, к сожалению, проще заплатить штраф.

Но это приводит к безнаказанности тех недобросовестных сотрудников ГИБДД, которые незаконно требуют предъявить путевой лист с водителей, которые не занимаются коммерческими перевозками.

Поэтому советуем вам в случае незаконного привлечения к административной ответственности за отсутствие оформленного путевого листа, оспаривать действия сотрудников ГИБДД в суде.

Надеемся, что рано или поздно органы ГИБДД разъяснят всем своим сотрудникам и обяжут их выучить Федеральное законодательство и другие нормативные акты, которые прямо указывают, что оформлять путевой лист нужно, когда осуществляются перевозки за деньги – т.е. коммерческие перевозки автотранспортом.

Читайте также:  Что нужно сделать чтобы продать машину

Кстати в нашей стране чудят не только сотрудники ГИБДД на дороге. Вот пример вопиющей безграмотности сотрудников Управления государственного автодорожного надзора по Липецкой области.

Оштрафовали грузовик на 50р за отсутствие путевого листа, правомерно ли?

Опции темы
Поиск по теме

Оштрафовали грузовик на 50р за отсутствие путевого листа, правомерно ли?

Случилось у нас тут на работе такое, вчера грузовичек наш мотался в Находку возил строй материалы туда. По дороге (на Большекаменском КП) остановили его Гайцы и выписали штраф за отсутствие путевого листа – 50р. Но есть маленькое НО во всем этом. Машина оформлена не на фирму, а на частное лицо, водитель на ней по доверке ездит, у него с собой была товарно-транспортная накладная на этот груз, с печатью, все как надо.

В постановлении-квитанции написали п. 2.1.1

Так вот правомерно ли его оштрафовали, при условии, что грузовик оформлен на частное лицо, а не на фирму, нужен ли в этом случае путевой лист?

Однозначно не нужен путевой лист , документы на груз есть ? – есть , на машину есть документы ? есть . Все, пошли нах продавцы полосатых палок.
Видать просто выписали штраф , что бы доипаться дочего нить.

Хотелось бы по возможности получить ссылки на какие-то правовые документы, т.е. обоснование какое-либо.

Так путевой лист выдается на организацию вроде , как в протоколе то написано ?

И в протоколе должен быть номер машины указан – раз , машина оформленна на частное лицо – два, путевой лист выдается организации – а не частному лицу, т.е. не может быть выдан водителю. А вообще в п. 2.1.1. много чего сказано не только про путевой лист.

Посмотри, вот что я себя нашел (авторство не мое)

О путевых листах.

Что такое путевой лист и документы на перевозимый груз? Что такое товарно-транспортные документы? Когда и в каких случаях они нужны? Когда и в каких случаях надо их предъявлять сотрудникам ГИБДД?
С подобными вопросами в последнее время я встречаюсь в Интернете очень часто. Действительно, что такое водительское удостоверение и ПТС с доверенностью знают почти все, а вот путевой лист и документы на груз – это нечто вроде кантовской “вещи в себе”. В самом деле, Правила дорожного движения в пункте 2.1.1 прямо требуют от водителя иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции “в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз…”, но расшифровку этих установленных случаев не дают. Не претендуя на полноту сведений я попытаюсь дать ответ на данный животрепещущий вопрос.
Итак, путевой лист для юридических лиц всех форм собственности – это “унифицированная форма первичной учетной документации”(согласно Постановления Госкомстата РФ от 28.11.97 №78). Он бывает 7 различных видов:

– № 3 “Путевой лист легкового автомобиля”,
– № 3спец “Путевой лист специального автомобиля”,
– № 4 “Путевой лист легкового такси”,
– № 4-с и 4-п “Путевой лист грузового автомобиля” (повременная и сдельная форма),
– № 6 “Путевой лист автобуса”,
– №6спец “путевой лист автобуса необщего пользования”.
Постановление устанавливает ведение путевых листов всеми юридическими лицами, осуществляющими деятельность по эксплуатации автотранспортных средств.
Другая ситуация для ПБОЮЛов и ЧП. Для них Приказом Минтранса РФ от 30.06.2000 за № 68 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3.07.2000 за № 2298) введены путевые листы:

– № ПГ-1 “Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя”,
– № ПА-1 “Путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя” и
– № ПЛ-1 “Путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя”
Эти формы обязательны для индивидуальных предпринимателей “…эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды или других законных основаниях, при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей”.
И все бы ничего, да вот вопрос: “А если легковой автомобиль приобретен на фирму, а пользуется им менеджер (генеральный директор, консультант и т.д.) для поездок по собственным нуждам”? Формально здесь дырка в законе, ибо форма путевого листа рассчитана именно для коммерческих целей, однако бухгалтерия должна как-то учитывать расходы на ГСМ, ремонт, ТО данного автомобиля и включать их в себестоимость, поэтому я лично считаю, что и в таких случаях путевой лист должен оформляться.
Теперь рассмотрим вопросы перевозки грузов. Документальное оформление перевозочной деятельности рассмотрены в ИНСТРУКЦИИ от 30 ноября 1983 года “О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ ЗА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ” , утвержденной Министерством финансов СССР, Госбанком СССР, Центральным статистическим управлением при СМ СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР”.
Данная инструкция устанавливает, что перевозка грузов осуществляется только при оформлении ее товарно-транспортной накладной формы №1-т. Данная форма установлена упоминавшимся уже Постановлением Госкомстата РФ № 78. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прикладываться и другие документы, следующие с грузом (накладные, сертификаты, паспорта, свидетельства, счета-фактуры). Отмечу, что в Инструкции прямо указаны только специализированные формы (товарные или иные накладные) по которым производится учет движения товарно-материальных ценностей. Таким образом, требование некоторых особо ретивых работников ГИБДД показать им сертификаты, счета-фактуры, копии грузовых таможенных деклараций, санпаспорта и др. документы является неправомочным. Однако, если с грузом следуют такие документы, то терять их не надо :-).

В каких случаях выпишут штраф за отсутствие путевого листа

Правила заполнения

Эксплуатация транспортных средств в коммерческих целях без заполнения документов запрещена Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ (пункт 2 статьи 6). Запрет обоснован тем, что эти документы являются первичными при подтверждении обоснованности пробега автомобилей, кроме того, на их основании списывают расходы на бензин и начисляют заработную плату водителям. Правила заполнения путевых листов в 2022 году регулируются приказом Минтранса от 18.09.2008 № 152.

По пункту 25 стандарта, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н, чтобы документы соответствовали целям бухгалтерского учета, они в обязательном порядке должны содержать такие реквизиты:

  • наименование документа, организации и дату составления;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина измерения (с указанием единиц измерения);
  • наименование должности лица, который заполнил документ, и ответственного за правильность оформления;
  • подписи.

Поскольку в перечне первичных учетных документов унифицированная форма путевого листа отсутствует, работодатели разрабатывают эти формы сами или используют утвержденные постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Сами правила оформления документов в 2019 году претерпели некоторые изменения: новая форма путевого листа с 1 марта 2019 года позволяет заполнять документ только для одного рейса или одной смены, если на нее приходится несколько рейсов (приказ Минтранса от 21.12.2018 № 467).

Если продолжать составлять первичные документы учета без оглядки на новые изменения в путевых листах в 2019 году, то налоговики откажут в признании расходов на горюче-смазочные материалы и топливо, а виновников ненадлежащего оформления таких документов привлекут к ответственности по 12.31.1 КоАП РФ.

Кому нужна путевка

Нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие при перевозках или иных услугах на автомобильном транспорте, является Федеральный закон № 259 (08.11.2007) «Устав автомобильного транспорта». О запрете осуществления различных видов перевозок без путевки, оформленной на конкретное транспортное средство, говорится в статье 6. В приказе 152, утвержденном Минтранспортом России (18.09.2008), описан регламент заполнения бланков и указано, какие реквизиты являются необходимыми.

В обязательном порядке путевка всегда должна находиться у водителя ТС. Чем грозит отсутствие путевого листа у водителя, определяется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) — статьей 12.3 части 2.

По закону, сотрудники ГИБДД вправе потребовать предъявить путевой лист в случаях:

  • принадлежности ТС юридическом лицу;
  • перевозки пассажиров в коммерческих целях;
  • перевозки различных грузов не для личных целей;
  • когда доверенность на управление ТС отсутствует и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности оформлен без ограничения по количеству шоферов.

Штраф за отсутствие путевого листа на организацию и на водителя ТС предусматривается статьей 12.31.1 части 1 КоАП.

Санкции за отсутствие

Информация о том, какой штраф за отсутствие путевого листа легкового автомобиля и прочих ТС предусматривается законом, приведена в таблице.

Таблица штрафов

Штраф для водителя, рублей

Штраф для должностного лица, рублей

Штраф для организации, рублей

Отсутствие путевки у легкового автомобиля

500 (или предупреждение)

Отсутствие путевки у грузового автомобиля

Отсутствие путевого листа для ИП (или просроченный)

Отсутствие штампа медосмотра

3000 (или отстранение от управления ТС)

Если легковой автомобиль не используется для коммерческой деятельности, оформление путевки не требуется. Не предусматривает наложения штрафа и поездка на служебной машине по личным делам. Хотя сотрудники полиции периодически придерживаются другой точки зрения, и есть большая вероятность разбирательства дела об отмене штрафа в суде.

КоАП предусматривает штраф за отсутствие путевки у водителя в размере 500 рублей по статье 12.3 части 2. Наказание в виде штрафа иногда заменяется предупреждением на усмотрение правоохранительных органов.

Индивидуальные предприниматели тоже обязаны перед рейсами контролировать состояние автомобиля на наличие неисправностей и отражать эту информацию в путевке. Совершенно напрасно некоторые ИП относятся к этому недостаточно ответственно и считают оформление путевки лишними материальными и временными затратами. Штрафы за отсутствие путевого листа для ИП являются существенными и доходят до суммы в 100 000 рублей. В частности, штраф за отсутствие путевого листа грузового автомобиля в размере от 500 до 20 000 рублей — для водителя ТС и до 100 000 — для предприятия предусмотрен частью 1 статьи 12.31.1 КоАП.

Штраф за отсутствие путевого листа такси в 2022 применяется к ответственному лицу и налагается в сумме 20 000 рублей. Для водителей такси форма 4 утверждена постановлением Госкомстата № 78.

Такси и грузовые автомобили, которые занимаются коммерческой деятельностью, используют путевку для уменьшения налогообложения, поскольку она обосновывает затраты на горюче-смазочные материалы и документально подтверждает это.

Санкции за неправильное оформление

Ранее форма путевых листов была утверждена приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения. ». Но с 01.01.2013 организациям разрешено самим определять внешний вид документа. Главное, чтобы в нем обязательно присутствовала следующая информация:

  • наименование и его номер;
  • сведения о владельце ТС;
  • сроки действия путевки;
  • сведения о ТС;
  • сведения о водителе ТС.

В путевке обязательно наличие сведений о прохождении водителями медицинского осмотра. Штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе составляет от 3000 до 30 000 рублей. В зависимости от того, на кого он накладывается — на водителя, должностное лицо или руководителя — определяется размер штрафа.

Образцы путевок легкового и грузового ТС

Кому не нужен

Обычный автомобилист, управляющий собственным ТС, не обязан иметь путевку. Он имеет возможность перевозить личные вещи, людей (родственников, знакомых), не оформляя никак поездку документально. Не нарушает закон и таксист, который едет на своем ТС без путевого листа в свободное от работы время, даже если его личный автомобиль оформлен на ООО и используется периодически как такси. Но во время коммерческих перевозок ответственность за отсутствие путевого листа лежит на водителе.

Ссылка на основную публикацию