Можно ли обгонять несколько машин сразу

Разрешён ли двойной обгон и обгон “паровозиком”?

Под двойным обгоном понимается обгон сразу двух или более автомобилей по встречной полосе (без возвращения на свою полосу после обгона первого авто) либо обгон уже обгоняющего автомобиля, а под обгоном “паровозиком” или “гуськом” — когда Вы выезжаете на обгон за уже обгоняющим автомобилем (автомобилями), то есть на встречной полосе сразу две и более обгоняющих машины.


Двойной обгон


Двойной обгон уже обгоняющего


Обгон паровозиком

Разрешены ли двойной обгон и обгон паровозиком на 2022 год, выяснить совсем не сложно, хотя однозначного ответа в ПДД нет. Но мы расставим все точки в этом вопросе!

Какие правила обгона регламентируют правильный манёвр?

Вообще, за правила обгона отвечает целый раздел ПДД. Там указывается обязательное условие безопасности обгона, его запрет при определённых условиях, а также правила поведения обгоняемого авто.

Правила обгона вполне самодостаточны, но наказание предусмотрено всё же не за обгон как таковой, а за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу. То есть в принципе обгон обязательно включает в себя выезд на встречку, но вот выезд на встречку не обязательно должен быть обгоном, так как при последнем совершается опережение по встречной полосе других транспортных средств.

Двойной обгон: разрешён или запрещён?

Правила обгона содержат запреты и предписания совершения такого манёвра. Это значит, что если что-то не запрещено, то это разрешено. В частности, в ПДД 2022 года нет никакого запрета на выполнение двойного обгона — сразу нескольких автомобилей, будь их хоть два, хоть три, хоть 20 автомобилей.

Главное условие — водитель обязан убедиться, что такой манёвр будет безопасен для него и для других участников движения. Факт того, убедился он или не убедился, прецедентен, то есть если во время двойного обгона не случилось ДТП, то безопасен, если случилось — опасен, и водитель подлежит лишению прав или штрафу.

Если быть точнее, то по правилам обгона водитель обязан убедиться сразу в нескольких обстоятельствах:

  • встречная полоса свободна на достаточном расстоянии;
  • впереди нет сплошной, знака “Обгон запрещён”, пешеходного перехода, ж/д переезда, моста, путепровода, тоннеля или эстакады, конца подъёма, опасного поворота;
  • никто другой впереди и сзади уже не обгоняет его;
  • никто впереди не включил левый поворотник.

Это исчерпывающий список запретов обгона, в том числе двойного.

Разрешён или запрещён обгон паровозиком?

Как мы уже говорили выше, обгон паровозиком — это когда Вы и ещё один или более автомобилей одновременно друг за другом обгоняете другие машины. Но ещё есть понимание двойного обгона не как обгон сразу нескольких автомобилей без возвращения на свою полосу, но и обгон уже обгоняющего автомобиля, когда первый обгоняющий уже на встречной, а второй обгоняющий обгоняет первого, двигаясь далее на полосу дальше.

И вот такой манёвр уже запрещён. Но для кого запрещён обгон паровозиком “гуськом”? Как Вы уже наверняка догадались, для того, кто вторым или последующим выехал на обгон — то есть для того, кто такой обгон паровозиком и создал. Впрочем, если Вы выехали на обгон первым, а уже кто-то другой создал “паровозик” из обгоняющих, то доказать правоту Вам будет легко только при наличии видеорегистратора.

Конкретно обгон паровозиком запрещается пунктом 11.2 ПДД:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • .
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;

Видите, даже если инспектор ГИБДД видел, что Вы двигались при обгоне впереди, это ещё не значит, что он видел, что не Вы выехали на встречную полосу, когда кто-то другой уже производил обгон.

Есть в этом пункте и ещё один момент. Если быть точнее, то это недоработанность. Кроется она во фрагменте “. транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия. “. А теперь представьте себе дорогу в степи, где видимость впереди десяток-другой километров. По трактовке этого пункта правил обгона Вы не имеете право обгонять, если кто-то впереди даже в 10 километрах от Вас уже обгоняет какое-либо другое транспортное средство. Даже если встречного транспорта нет по всей зоны видимости впереди. Понятно, что данный пункт задумывался для того, чтобы запретить обгонять один и тот же автомобиль паровозиком, но тут и речи не идёт о двойном обгоне.

И поэтому инспектор ДПС, увидевший такую ситуацию, может спокойно подвести Вас под лишение. И, как показывает практика, суды при назачении наказания не учитывают тот факт, что ну всем понятно, что данный пункт задумывался для другого.

Итак, главные ответы на вопросы статьи: в 2022 году двойной обгон разрешён, а обгон паровозиком запрещён сразу двумя трактовками ПДД.

Какое наказание за нарушения правил обгона?

Помните, выше мы писали, что нет наказания за обгон, будь то запрещённый двойной обгон или обгон паровозиком, как таковой? Факт заключается в том, что практически при любом обгоне вменяют часть 4 статьи 12.15 КоАП, которая предусматривает штраф или лишение за выезд в нарушение правил обгона на встречную полосу. Есть также следующая часть этой статьи, предусматривающая ещё более строгое наказание за повторность такого нарушения.

Обгон нескольких ТС

Опции темы
Поиск по теме

Обгон нескольких ТС

11.4. По завершении обгона (кроме разрешенного обгона с правой стороны) водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения. Однако при двух и более полосах для движения в данном направлении водитель, производящий обгон, может с учетом пункта 9.4 Правил остаться на левой полосе, если по возвращении на ранее занимаемую полосу ему пришлось бы сразу начать новый обгон и если он не создает помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.

То есть, если имеется дорога с 1 полосой в каждую сторону, то обгонять 2 машины подряд – не законно?

обгонять можешь сколько хочешь автомобилей подряд!
имеется ввиду, что если 2 полосы в твоем направлении, то за городом, ты должен двигаться по правой, но если тебе опять придется совершать обгон, то можешь ехать и по левой, если не создаешь помех.

это из каких слов следует?

п.1.2 ПДД РФ “Обгон” – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

2 Ирбис:
а п.11.4 ПДД разве не конкретизирует условия обгона? Он же не запрещает обгон нескольких ТС в принципе.

в каком словосочетании написано запрещено в п. 11.4?
там написано По завершении обгона (1 или нескольких ТС см. 1.2.) (кроме разрешенного обгона с правой стороны) водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения.
что тут не ясно?

Обгон нескольких ТС возникает именно в случае, если после обгона 1-го и перестроения вправо пришлось бы сразу начинать обгон следующего и так далее – сколько ТС обгоняется.
п.1.2. – это терминология, которая сама по себе правил ее применения не устанавливает – для этого есть специальный раздел ПДД – 11.
В п.11.4 установлен порядок обгона нескольких ТС.
Из него следует, что разрешен обгон нескольких ТС толькопри двух и более полосах для движения в данном направлении“.
Там же предписывается вернуться на ранее занимаемую полосу, иначе можно было бы выехать на встречку и ехать по ней сколь душе угодно. И указываются условия, когда можно вернуться на ранее занимаемую полосу не сразу – когда идет обгон нескольких ТС.

К примеру, если Вы обгоняете ТС и после него с той же скоростью движется другое ТС через 500 м. и на расстоянии 1500 м не видно на встречке никого, то это значит, что Вы обязаны принять вправо, приблизиться к 2 ТС и начать его обгон, а не следовать по встречке – об этом говорят слова “пришлось бы сразу начать новый обгон” п.11.4 ПДД.
То есть, п.11.4 устанавливает правила обгона в случае, если движутся несколько ТС со скоростью менее разрешенной на данном участке дороги, между этими ТС есть промежутки (как и положено в ПДД), и эти ТС движутся настолько близко, что после перестроения вправо пришлось бы сразу начинать новый обгон. Однако, тут и становится существенной оговорка в ПДД про 2 и более полосы.

Читайте также:  Можно ли восстановить ПТС на машину

Более того, с учетом п.9.2 “На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.” обгон нескольких ТС, связанный с выездом на встречную полосу движения вообще не разрешен.

К тому же, как известно, в российских ПДД нет различий между обгоном по встречной или своей полосе – правила действуют одни. К примеру, обгоняя без выезда на встречку в зоне видимости менее 100м Вы нарушаете ПДД, хотя на первый взгляд кажется, что с чего бы.

Мне кажется, что п.11.4 просто не берется в рассчет большинством автолюбителей, но при разборе ДТП его можно привлечь.
Очень интересно было бы услышать мнение юристов-практиков по этому поводу. ))

Последний раз редактировалось Gambit; 20.05.2007 в 12:12 .

11.4. а) По завершении обгона (п. 1.2. “Обгон” – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.) водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения.

Иными словами можно переформулировать вот так это предложение:
По завершении обгона одного или нескольких движущихся транспортных средств, водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения.

б) Однако при двух и более полосах для движения в данном направлении водитель, производящий обгон, может с учетом пункта 9.4 Правил остаться на левой полосе, если по возвращении на ранее занимаемую полосу ему пришлось бы сразу начать новый обгон и если он не создает помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
п. 9.4. как раз про что я и говорил, что за городом надо ехать только по правой полосе.

п. 11.4. в части “водитель, производящий обгон, может с учетом пункта 9.4 Правил остаться на левой полосе, если по возвращении на ранее занимаемую полосу ему пришлось бы сразу начать новый обгон и если он не создает помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.” регулирует дорожное движение при наличии 2-х полос в попутном направлении, то есть когда встречки вообще не может быть при обгоне (я имею ввиду если не нарушать ПДД) и при движении за городом, где можно токо по правой полосе ехать см. п. 9.4.

в правилах нет запрета обгона сразу нескольких ТС, это означает, что если ты начал обгон 1го ТС а 2-ое движется на расстоянии допустим 200 метров, то ты должен вернуться на свою полосу, а потом начать обгон приблизившись ко 2-му ТС.

Вопрос с дистанцией между ТС не регулируется, то есть имхо ПДД предлагают действовать разумно. вот если между ТС метров 20 то можно и сразу обойти их.

З.Ы. Даже при обучении в автошколе есть картинка с обгоном нескольких ТС идущих с небольшим интервалом, и вопрос так можно делать? ответ ДА!

я лично не вижу проблемы в обгоне нескольких ТС.

Последний раз редактировалось Bosss_Krasnoyarsk-26; 20.05.2007 в 15:34 .

цитата:
“в правилах нет запрета обгона сразу нескольких ТС, это означает, что если ты начал обгон 1го ТС а 2-ое движется на расстоянии допустим 200 метров, то ты должен вернуться на свою полосу, а потом начать обгон приблизившись ко 2-му ТС.”
“. пришлось бы сразу начать новый обгон. ” п.11.4 ПДД
При движении со скоростью 90км, например, сократить “сразу” дистанцию до следующего ТС (не стоящего тоже) не удастся.
На скорости в 150 догнать идущего 70 конечно можно быстро, хотя (150-70)*1000/3600 даст вам около 9 секунд – это никак не назовешь “сразу”. 90 даст 36 секунд, 110 – 18 сек – это если соблюдать ПДД.

Что касается промежутков между ТС:
ПДД устанавливают требования водителям соблюдать дистанцию (п.9.10). При движении по трассе, например, со скоростью 90 км/ч ТС за секунду проходит 25м. Даже этого расстояния достаточно для возвращения в занимаемый ряд. При 2-3 секундном запасе и говорить не чего. Даже при ск 60 км/ч это минимум 17 метров за секунду. 3 секунды – 51(60км/ч)-75(90км/ч).
Далее, читаем ПДД:
ПДД в п.11.1 устанавливает требования убедиться в безопасности маневра, в т.ч. «по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.».
Обратите внимание, кстати, что ТС имеется в виду в единственном числе (!). То есть, если промежутка между впереди идущим ТС и следующим за ним нет или он слишком мал, то по ПДД, совершая обгон, в данном случае Вы действуете опасно и это не разрешено – п.11.1 Там же – «не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам», то есть промежуток между ТС должен быть таким, чтобы впереди идущее ТС не было вынуждено тормозить, пропуская Вас в промежуток (это, кстати, постоянно нарушается на наших дорогах).
ПДД запрещает препятствовать обгону – п.11.3. «Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями.»
То есть, водителю обгоняемого ТС запрещается повышать скорость, сокращая промежуток, либо как-нибудь иначе маневрами препятствовать обгону. Если он это делает – он виноват по ПДД. А Вы, если начали обгон ТС и видели промежуток, достаточный для возвращения в ряд, то можете смело идти в обгон в соответствии с ПДД и надеятся, что обгоняемый тоже будет следовать ПДД.

Если водитель впереди идущего ТС не соблюдает ПДД, то он должен отвечать по закону, а именно, ПДД, но это не дает права на рискованный обгон – см. тот же п.11.1. И совершая такой обгон и в принципе и буквально Вы нарушаете требования ПДД к безопасности обгона.
По этой же причине Вы не станете обгонять организованную транспортную колонну, где промежутки, как правило, малы, хотя перед вами видимость в 2 км. Кроме условий п.11.4., разумеется.
Вы можете «посигналить» впереди идущему ТС, если тот не соблюдает дистанцию, но идти в обгон нельзя. Кроме, опять же, условий п.11.4. (!)

Хочу напомнить, что обгон – это опасный нетребуемый ПДД маневр, к которому предъявляются жесткие требования. Он должен выполняться не тогда, когда “очень спешу” и т.п., а когда соблюдаются все требования безопасности, что выполнить в полном объеме возможно не так то просто и часто – не позволяют условия дорожного движения.

Исходя из вышесказанного, получается, что хотя ПДД и допускает обгон нескольких ТС (п.1.2, п.11.4), но основным маневром считает обгон 1 ТС (п.11.1), а по отношению к обгону нескольких ТС устанавливает ограничения (п.11.4). При соблюдении прочих условий движения и обгона, разумеется…

И опять же, повторюсь, “очень интересно было бы услышать мнение юристов-практиков по этому поводу. ))”

Последний раз редактировалось Gambit; 20.05.2007 в 17:10 .

Сколько машин можно обгонять за один выезд на встречку

Маневр обгона – одна из самых сложных ситуаций на дороге, которая требует от водителя высоких профессиональных навыков. Сложность возрастает, когда приходиться обгонять не один, а сразу несколько автомобилей.

Существует ли строгое ограничение

В ПДД обгон конкретизируется как опережение одного или нескольких транспортных средств с выездом на полосу встречного движения с последующим возвращением на «свою» полосу. Количество обгоняемого за один маневр автотранспорта не указывается, следовательно, ограничений нет. И принятие решения об опережении полностью лежит на водителе.

Читайте также:  Как узнать где машина, если ее эвакуировали

Опасности обгона нескольких машин подряд

В первую очередь, обгон должен быть безопасным для всех участников движения. Поэтому, водителю перед началом маневра, следует оценить обстановку на дороге.

  1. Убедиться, что:
  • водители автомобилей, движущихся сзади, не начали обгон;
  • водители машин впереди не подают сигнал о повороте налево.
  1. Встречная полоса хорошо просматривается и на ней нет транспорта.
  2. При завершении есть возможность возвращения на ранее занимаемую полосу без ущерба для других водителей.

Не стоит начинать опережение двух и более машин в близи с пешеходным переходом, железнодорожным переездом, мостами, перекрестком. Есть риск не успеть завершить маневр, если водитель одного из автомобилей увеличит скорость.

Опасность возрастает при ограниченной видимости на дороге.

Несколько машин, идущих друг за другом, лучше обгонять за один прием. Предварительно оценив ситуацию на дороге, необходимо переключиться на третью передачу для ускорения движения. Скорость при этом не должна превышать разрешенную на данном участке дороги.

Все перестроения следует совершать при включенном поворотнике. В начале включается левый сигнал. Перед завершением – правый. Это нужно для оповещения других участников движения, чтобы они не начинали разворот или поворот влево.

Опасность обгона нескольких машин в том, что при появлении встречного транспорта не всегда имеется возможность перестроения в свой ряд. Особенно, если совершается обгон нескольких больших автомобилей, например, фур.

Имейте в виду, что завершение маневра на сплошной линии расценивается как «выезд за сплошную», согласно Правилам дорожного движения.

Почему не стоит обгонять колонну военного транспорта

Отдельно в ПДД прописан порядок обгона автоколонны.

Под колонной подразумевается движение в одном направлении по одной полосе и с одинаковой скоростью трех и более машин с включенным ближним светом. И наличие транспорта сопровождения, имеющих маячки и цветографические схемы.

При включенных проблесковых и звуковых маячках обгон колонны запрещен. Если же сигналы не включены, маневр возможен.

Здесь есть один важный момент: вставать в колонну нельзя. В ПДД имеется запрет на занятие места в колонне или ее пересечение. То есть, при появлении встречного автомобиля не будет возможности завершить маневр, перестроится в попутный поток.

Колонны военной техники состоят из большого количества машин. И они, как правило, большого размера.

Поэтому, обгоняя такую автоколонну, водитель сильно рискует. Даже при наличии большого поля видимости в начале маневра, нет гарантии что на дороге не появятся помехи. Ведь обгон совершается на протяжении длительного времени и большого участка пути.

Важно помнить о дорожных знаках и разметке. Если на участке стоит знак «Обгон запрещен», который водитель не увидел из-за обгоняемых автомобилей, это не освобождает от ответственности в случае фиксации нарушения сотрудником ДПС или камерой видеофиксации.

Обгон – вполне законный маневр, если на данном участке дороги нет ограничительных знаков и сплошной разметки. Водитель может обгонять сколько угодно машин при наличии свободной встречной полосы и возможности завершить маневр без создания помех для других автомобилей, перестраиваясь в свою полосу. А вот вставать между автомобилями колонны нельзя, поэтому обгон больших автоколонн не рекомендуется.

Тем более, что при наличии включенных звуковых и световых сигналах на машинах сопровождения обгон запрещен.

Обгон “паровозиком”: как не попасть на лишение прав

Ситуации, когда несколько машин друг за другом обгоняют тихохода на загородных трассах, давно стали обыденностью. Но именно за этот привычный маневр можно “попасть на лишение прав” сроком до полугода. Законно ли?

Согласитесь, обычное же дело! Вы устали после тяжелой недели и торопитесь на загородный участок. Впереди идущий автомобиль, дождавшись появления прерывистой разделительной полосы, включает левый указатель поворота и начинает обгон грузовика. Вы пристраиваетесь за ним и безопасно совершаете маневр, благо участок хорошо просматривается, а встречного транспорта нет. Возвращаетесь на свою полосу через прерывистую линию и… попадаете в лапы инспектора, который окатывает вас холодным душем. Оказывается, обгон будет стоить вам лишением прав. Но как? Ведь вы, казалось бы, ничего не нарушили – и разметка позволяла, и перекрестков на вашем пути не было. Увы, подобные случаи происходят и ставят в тупик не только вчерашних выпускников автошкол, но и водителей с большим стажем, ибо рядовая и совершенно стандартная ситуация, как оказывается, может превратить вас в пешехода сроком до полугода. Объяснения, что “да мы же всю жизнь так, и отцы, и деды наши…” предлагаем попридержать и действовать строго по букве закона.

Сотрудники ДПС апеллируют к нарушению первого абзаца пункта 11.2 Правил дорожного движения, перечисляющего нарушения правил обгона, а, именно: “Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия”. Наказание, по их словам, определено в 4 части статьи 12.14 КоАП РФ: “Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев”. Впрочем, иногда аргументация инспекторов поражает.

Приводим фрагмент сообщения одного автомобилиста, который прошлым летом был свидетелем подобной ситуации: “Едем по трассе, начинаю обгонять, следующая за мной машина также начинает обгон, обогнали и в таком же порядке вернулись на свою полосу. В общем-то наиобычнейшая рядовая ситуация на трассе. Тут же вторую машину тормозит доблестный прапорщик ДПС с двумя стажерами и инкриминирует следующее – обгон паровозиком, лишение 4-6 месяцев! Начали спорить с ними, они показали статью нарушения (статья 11.2.). Говорим – покажите наказание (ибо я вообще ни разу не слышал, чтоб кого-то лишили за “паровозик”). Стажер долго копался в своей книжке, в итоге через 10 минут показал строчку с наказанием лишение/штраф 5 т.р., но статьи 11.2 там не было. Мотивировал он это тем, что “ну, наверное, не вписали”.

Интересно, что в интернете по данному вопросу нет единогласия. Одни ресурсы, пытающиеся докопаться до истины, утверждают, что маневр, даже противореча ПДД, не может квалифицироваться по 4 части статьи 12.15 КоАП, в то время как другие настаивают на правомерности и справедливости наказания.

За разъяснениями мы обратились к автоэксперту и юристу Сергею Смирнову. Получив их, в очередной раз подивились ловкости гаишников, гораздых притягивать нарушения под статьи, не относящиеся к конкретной ситуации. “В Правилах дорожного движения прописан порядок обгона. Так, перед обгоном мы должны убедиться, что встречная полоса свободна на достаточном расстоянии и наш маневр будет безопасен (пункт 11.1 ПДД). Кроме этого, в пункте 11.2 Правил установлен запрет на обгон, если впереди движущееся транспортное средство производит подобный маневр. Это означает, что обгонять мы можем только в том случае, если на безопасном расстоянии нет встречных машин и никто из попутных не совершает обгон. Исходя из этого, обгон “паровозиком” будет противоречить ПДД. Однако, наказывать в этой ситуации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ нельзя. Дело в том, что такое наказание грозит за выезд на встречку, в нарушение Правил. Здесь же на встречную полосу формально выезжать не запрещено (позволяет разметка). Однако, обгонять нельзя, так как другой автомобиль уже приступил к такому маневру. Другими словами, пункт 11.2 указывает обстоятельства, при которых мы не можем обгонять. Получается, что законодатель не предусмотрел прямого наказания за подобный проступок”, – поведал нам эксперт.

Другое дело, что обгон “паровозиком” иногда сопряжен с рисками – в интернете немало пугающих роликов с видеорегистраторов, как автомобиль, обгоняющий вторым или третьим, не успевает безопасно завершить маневр. Но, мы сейчас говорим о другом. Не позволяйте себя “разводить” и будьте готовы к дискуссии как в одном отечественном фильме: “Это еще не статья, но до статьи добавим”.

Можно ли обгонять несколько машин сразу: ПДД, штрафы

Самым распространённым манёвром на дороге считается обгон. Его целесообразно применять, если машина, которая едет впереди, заграждает вам путь. Существует несколько видов такого движения, среди которых встречается и двойной.

  • Какие правила обгона ТС
  • Обгон двух и более транспортных средств
    • Видео: Обгон транспортных средств
    • Обгон методом «паровозика»
  • Штраф за двойной обгон по ПДД
Читайте также:  Как правильно утилизировать автомобиль по программе утилизации

Какие правила обгона ТС

Чтобы понять, что такое обгон, необходимо обратиться к правилам дорожного движения. В законодательстве указано, что обгонный манёвр — это движение, подразумевающее объезд одной или нескольких машин, при котором происходит выезд на встречную полосу. Правила объезда других автомобилей регламентируются масштабным разделом №1 ПДД.

В нём указаны следующие пункты:

  • каковы правила безопасного обгонного движения;
  • условия для запрета;
  • особенности поведения транспортного средства, которое пытаются обогнать.

Самое главное правило, которому должен следовать водитель автомобиля — спрогнозировать свои действия так, чтобы не создать аварийную ситуацию. Необходимо учитывать возможное поведение ТС, которые вы собираетесь обогнать. Запретов в ПДД, которые связаны с двойным обгоном, нет, — есть ограничения по выезду на встречную полосу.

В законодательстве за попытку обогнать другое авто нет наказаний. Все ТС движутся на опережение.

Водитель должен учитывать следующие детали:

  • Достаточно ли расстояния на встречной полосе. Если вы начинаете совершать манёвр, но понимаете, что навстречу движется другая машина, то необходимо пропустить её.
  • Впереди не должны быть установлены такие дорожные знаки — «Пешеходный переход» или «Запрет обгона».
  • Отсутствие мостов, тоннелей, крутых поворотов или концов подъёма.
  • Оценка того, сколько машин едет впереди.
  • На транспортных средствах, которые движутся впереди, нет включённых поворотников.

    Рекомендуем для прочтения:

    • Как выглядит знак «Уступи дорогу»
    • Можно ли ездить по обочине дороги
    • Порядок проведения экспертизы после ДТП
    • Всё о знаке «Обгон запрещён»

    Обгон двух и более транспортных средств

    Не предусмотрена ответственность за манёвры по обгону, если вы движетесь по проезжей части, состоящей из нескольких полос. В случае, когда автомобиль, движущийся впереди вас, начинает обгонять другое ТС, вы можете поступить так же. Для этого необходимо переехать на левую полосу, по отношению к машине.

    Видео: Обгон транспортных средств

    Обгон методом «паровозика»

    Этот метод заключается в одновременном манёвре, который совершают водители ТС. Такие действия запрещены, исходя из особенностей ПДД. Суть этого метода заключается в следующем. Один из водителей решил обогнать едущий впереди автомобиль. Человек, который едет сразу за ним, совершает такие же действия.

    В результате они оба выезжают на линию встречного движения, причём второй — на одну полосу дальше. Это может привести к созданию ДТП. За такие нарушения сотрудники ГИБДД не только выписывают штраф, но и забирают водительские права.

    Важно! Ответственность будет нести тот, кто вторым выехал совершать манёвр. Если вы двигались впереди, то доказать свою невиновность можно при наличии видеорегистратора.

    Штраф за двойной обгон по ПДД

    Существует несколько видов штрафных санкций, которые зависят от степени нарушения:

    • за выезд на встречную полосу (по предписаниям в ПДД) — штраф в размере 5 тыс. руб. Также вас могут лишить водительских прав на полгода;
    • повторное нарушение чревато таким же штрафом и лишением прав на срок в 12 месяцев;
    • объезд транспортного средства, создающего препятствие, по встречной полосе — штраф 1-2 тыс. руб.

    Итак, теперь вы знаете правила по двойному обгону автомобилей. Этот манёвр не находится под запретом, однако требует внимания и тщательного расчёта. Чтобы не рисковать жизнью и водительскими правами — следите за ПДД.

    Сколько грузовиков можно обгонять за один раз?

    На узких двухполосных трассах ползет нескончаемый поток фур, между которыми снуют легковые автомобили, а по обочинам валяются исковерканные кузова разбитых машин, не успевших завершить обгон. Такая картина знакома для водителей, часто путешествующих за пределы «сотого километра», где заканчиваются четырехполосные автострады класса « А » и начинаются обычные шоссе без асфальтированных обочин, построенные еще при Брежневе. Одними из самых загруженных оказываются подмосковные «бетонки», то есть две кольцевые трассы вокруг столицы, на которые переместился транзитный грузовой транспорт, ранее курсировавший по МКАД. Если не обгонять бесконечные вереницы фур, то скорость передвижения легковушек падает до 60-80 км/ч. Естественно, это не нравится многим водителям, и они предпринимают опасные тройные и четвертные обгоны.

    Такие маневры очень опасны, однако в правилах не прописано точное количество грузовиков, которые можно обгонять за один раз. И пускаясь на опережение, водители рискуют попасть в ловушку, выстроенную юридическими пробелами в ПДД.

    Обгон на недопустимых участках

    Пункт 11.1 Правил дорожного движения требует от водителя, чтобы он «прежде чем начать обгон, убедился в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения».

    Кроме того, в пункте 1.4 ПДД сказано, что обгон запрещен «на пешеходных переходах, в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью».

    Загородные трассы достаточно холмисты. Там мало хорошо просматриваемых участков, где умещается несколько длинных грузовиков. Поэтому начинать обгон сразу нескольких машин и грузовиков, не видя участка трассы, где планируется завершение маневра, недопустимо. Такое поведение расценивается как серьезное нарушение.

    Статья 12.15. КоАП РФ гласит, что выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

    Кроме того, обгон запрещен на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях. Поэтому выбрать участок для обгона сразу нескольких грузовиков проблематично. Там обязательно окажется или пешеходный переход или небольшой мост через ручей, где притаился наряд ГИБДД. Проще совершать обгоны один за одним, с кратковременными заездами на свою полосу.

    Обгон колонны

    Существуют случаи, когда обгон грузового транспорта фактически запрещен всегда. Это происходит при встрече с попутной колонной военной техники. Встраиваться в нее нельзя, совершать обгон целиком на всем протяжении колонны не позволяет местность. Участки с прерывистой линией разметки оканчиваются слишком рано и совершающему обгон автомобилю приходится заканчивать маневр через сплошную линию. Впереди колонны всегда идет машина сопровождения ГИБДД, которая в автоматическом режиме может фиксировать такие нарушения.

    Обгон пробки

    В соответствие с пунктом 1.2 ПДД обгон запрещен, если «по завершении маневра водитель не сможет вернуться на ранее занимаемую полосу, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству».

    Тем самым водители должны выбирать такие места, чтобы в них не было большой скученности транспорта и между машинами оставалась дистанция для безопасного возвращения на свою сторону дороги. Если автомобили идут гуськом за тихоходом и дистанция между ними значительно сокращается, то обгонять такую вереницу транспорта тоже нельзя.

    К примеру, когда транспорт в замедляющемся потоке движется со скоростью 40-50 км/ч, то дистанция между машинами составляет примерно 10 метров, а это примерно два корпуса легковой машины. При обгоне водителю необходимо так выбирать скоростной режим, чтобы суметь вклиниться в это сокращающееся расстояние между машинами. А это бывает трудно без резкого торможения. Другим машинам тоже придется резко тормозить, чтобы пропустить лихача. По потоку идет волна торможения, в результате его в колонне есть риск возникновения ДТП.

    В общем, перед совершением обгона вереницы фур нужно уметь предвидеть, удастся ли быстро вернуться на свою полосу. Если есть сомнения, то от маневра лучше отказаться.

    Если собирается пробка, то расстояния между машинами в заторе сокращается настолько, что вклиниться между ними невозможно. Медленно ползущий транспорт не может пропустить обгоняющие машины. Выезжать на «встречку» и лететь вперед для объезда затора тоже нельзя даже по хорошо просматриваемой свободной встречной полосе с прерывистой разметкой.

    В общем, осуществлять обгон нужно, руководствуясь не только перечисленными пунктами ПДД, но и здравым смыслом.

  • Ссылка на основную публикацию