Категории водительских прав: расшифровка 2019 года
В настоящее время в России существует пять категорий водительского удостоверения и ряд подкатегорий, позволяющие управлять самыми разными видами техники. Как в 2019 году расшифровывается все это многообразие и как понять, какими транспортными средствами.
Категории и подкатегории в водительском удостоверении указывают на типы транспортных средств, которыми разрешено управлять обладателю прав. Многие водители мыслят по старинке – для них есть автомобильная категория B, мотоциклетный допуск А и “что-то там еще”. По факту же в настоящее время предусмотрено 5 основных категорий: А – мотоциклы, B – легковые автомобили, C – грузовые автомобили, D – автобусы, М – мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1 и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.
Наказание за отсутствие категории
Наличие водительского удостоверения, скажем, с открытой категории А не дает вам право ездить на автомобиле или грузовике. За подобный проступок предусмотрена соответствующая статья (12.7) в КоАП РФ: “управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей”. Кроме того, это самое транспортное средство задерживается и помещается на штрафстоянку.
Изменение в перечне категорий
Категории и подкатегории схематично изображены на обратной стороне удостоверения, то есть, водительские права идут с условной расшифровкой. Отметим, что 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон “О безопасности дорожного движения” – появились новые категории водительских прав, а также новые подкатегории.
РИА “Новости” / Максим Блинов
Водительское удостоверение категории А
Итак, категория А – это разрешение управлять любыми мотоциклами, включая оснащенными боковым прицепом (коляской). Согласно Правилам дорожного движения, категория А также разрешает управлять трех- и четырехколесными транспортными средствами снаряженной массой не более 400 кг.
Подкатегория А1 – условно “младшая”, допускающая езду на мотоциклах с объемом двигателя не более 125 куб. см и мощностью, не превышающей 11 кВт. Кстати, подкатегорию А1 разрешается открывать в 16 лет и, разумеется, те, у кого в водительском удостоверении открыта категория “А”, могут управлять техникой подкатегории А1.
Водительское удостоверение категории B
Самая распространенная категория B. Согласно определению ПДД это “автомобили (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов”. То есть, сюда относятся легковушки, легкие грузовики и микроавтобусы, а также мотоколяски и автомобили с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг. Главное, чтобы разрешенная максимальная масса прицепа не превышала массу машины без нагрузки, а их суммарная масса не выходила за пределы 3,5 тонн.
Водительское удостоверение категории BE
Если есть необходимость таскать за собой тяжелый прицеп массой более 750 кг и превышающей массу автомобиля без нагрузки, то потребуется категория BE. Также она позволяет управлять автомобилями категории В с прицепами, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.
Подкатегория B1 открывает доступ к трициклам и квадрициклам.
Водительское удостоверение категории М
Раз уж зашла речь о “квадриках”, то следует упомянуть и эту категорию для мопедов и легких квадрициклов. Она же по умолчанию является открытой для тех, у кого открыта любая категория.
Водительское удостоверение категории С
Это – та самая “грузовая” категория, дающая право на управление серьезными транспортными средствами: средними (разрешенной максимальной массой от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг. Важный момент – категория C не разрешает ездить на небольших (меньше 3500 кг) грузовиках и легковушках.
Водительское удостоверение категории СE
Категория CE нужна для езды с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом.
Подкатегория С1 – это средние грузовики, разрешенной максимальной массой от 3 500 до 7 500 кг. Она же допускает езду с легким прицепом массой до 750 кг. Соответственно, при открытой категории С можно управлять машинами подкатегории С1.
Наконец есть подкатегория С1Е, введенная для транспортных средств С1 с тяжелыми прицепами массой более 750 кг, но суммарной разрешенной максимальной массой грузовика и прицепа не более 12 тонн. Управлять транспортными средствами подкатегории C1E можно с открытой категорией СЕ.
Водительское удостоверение категории D
Разрешает управлять автобусами самых разных размеров и без привязки к разрешенной максимальной массе, а также автобусами с прицепом, разрешенной максимальной массой не более 750 кг. Впрочем, есть и исключения – категория D не позволяет ездить на сочлененных автобусах, известных как автобусы с “гармошкой”.
Водительское удостоверение категории DE
Это автомобили категории D с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, а также сочлененные автобусы.
Есть и две подкатегории – D1 и D1E. Первая введена для автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя, а также для машин с прицепом, разрешенной максимальной массой до 750 кг. Вторая же – автомобили подкатегории D1 с прицепом, не предназначенные для перевозки пассажиров, разрешенной максимальной массой свыше 750 кг, но не более массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 кг.
Водительское удостоверение категории Tm и Tb
Специфичные категории для трамваев Tm и троллейбусов Tb.
Кто и как может открыть категорию водительского удостоверения Е
Чтобы обеспечить безопасность на дорогах, Законодатель взялся за обучение водителей. Выделение дополнительных категорий — новация для водителей. Теперь уже не получится кататься на скутере с правами от водителя большегруза. Категория е — это право на вождение транспорта с прицепом. Почему этот вид автомашин выделили в отдельную категорию? Считается, что данный вид вождения является самым сложным. Нужно пройти специальное обучение и иметь хорошую практику вождения, чтобы управлять такой техникой.
Что представляет собой данная серия
Советские водительские права серии E подразумевали автоматическое разрешение на управление транспортными агрегатами более низких категорий, и специального обучения не требовали. Водитель тяжёлого грузовика с прицепом должен был уметь управлять всем. Сейчас же подобная форма из удостоверения исчезла. Прицеп может быть присоединён практически к любому автомобилю, что обусловливается и обязательным наличием открытой категории.
Обучение серии E проходит дополнением к следующим формам:
- B — легковой и небольшой грузовой транспорт, весом не больше 3,5 тонн;
- C — грузовики свыше 3,5 т;
- D — автобусы с числом более 16 сидячих мест.
Исходя из сказанного, можно говорить о том, что новичок, без каких-либо прав и опыта вождения не менее 12 месяцев не может быть зачислен курсантом автошколы для получения группы E.
Пройдя обучение в учебном заведении специального образования, выпускник вправе получить одну из таких серий:
Перечисленные формы подразделяются ещё на C1E, D1E.
Автомобили для группы E
Упоминаемая группа предоставляет право управления комбинированным многозвенным транспортным средством, состоящим из тягача и прицепа. Разумеется, подобная классификация не подойдёт к «Москвичу», тянущему за собой прицеп с огородными принадлежностями.
Но для тягача с полуприцепом и одним-двумя прицепами — подходит как раз. Но для того же «Москвича» не существует необходимости получать серию е, ведь его дополнительный агрегат весит меньше 750 кг, что иногда не учитывают инспекторы ДПС. Подобные встречи иногда оканчиваются выписыванием штрафа, что противоречит правилам уличного движения.
Категория E не является специально обособленной группой, она лишь служит дополнением для управления такими дорожными средствами:
- BE — легковым автомобилем с прицепом, чистый вес которого более 0,75 т.
- CE — тяжёлым грузовым транспортом массой более 3 500 кг, с прицепом 0,75 т.
- DE — автобусом, с присоединённым к нему тяжёлым прицепом.
Кроме двухбуквенных значений форм, существуют специальные подгруппы. Они конкретизируют виды транспортных агрегатов, что позволяет человеку иметь именно ему нужную серию.
Например, C1E даёт право управления грузовиком-автосцепкой, вес которой не превышает массы самого грузовика. Категория D1E обусловливается автобусом особо малого класса с висящим на хвосте тяжёлым прицепом.
Кто и как может получить группу E
Специального водительского удостоверения для поездок на загородную дачу не требуется. Для этого вполне подойдёт категория B, но, выполняя профессиональные обязанности с тяжёлым двухосным прицепом — придётся добавить ещё литеру E.
Данный пример не подразумевает одновременное получение двух групп. Тем более, чтобы иметь последнюю, необходимо достигнуть совершеннолетия, приобрести водительский опыт.
Поэтому, для открытия формы с прицепом существуют следующие правила:
- Группы BE, CE и C1E могут получить граждане, достигшие 18 лет. Серию DE и D1E — 21. Для последних требуется стаж за рулём не меньше трёх лет, который как раз и объясняется необходимым возрастом.
- Минимальный водительский стаж по каждой из групп должен быть не меньше 12 месяцев. Проездив за рулём легковой и грузовой машины по полтора года, водитель как раз созреет для получения серии DE. Записавшись курсантом автошколы и сдав экзамены, молодой человек может водить автобусы-автосцепки.
Здесь следует сказать об учебных заведениях специального обучения. Согласно новым правилам работы автошкол, не каждое учебное заведение имеет право обучать водителей передвижных агрегатов с прицепом.
Следует убедиться, что выбранное учреждение имеет соответствующее разрешение, прошло аккредитацию. Поступлению в школу также предваряет медицинский осмотр не только врачами общей специализации, но и узкой в специализированных диспансерах.
Чтобы открыть категорию е, необходимо иметь следующее:
- водительское удостоверение;
- открытую группу B для переквалификации на BE;
- открытую группу C для переквалификации на CE;
- стаж управления передвижным средством соответствующих групп не меньше, чем 12 месяцев;
- медицинскую справку с отсутствием противопоказаний.
Причём последние должны относиться к определённой открываемой серии прав.
Получить право управления транспортными средствами-автосцепками предоставляется водителям, имеющим определённый возрастной ценз 18 — 21 год и водительский стаж от 12 до 36 месяцев. Причём последний должен соответствовать избранной им группе транспорта.
Как получить
Открытию дополнительной категории предшествует получение новых теоретических и практических знаний. Вождение самого транспортного средства нельзя ставить на один уровень с прицепленным сзади агрегата. Кроме изучения ПДД и знания ответственности за правонарушения, курсанты получают азы оказания первой медицинской помощи потерпевшему. Теоретические знания они получают в классах, практические — на специализированных автодромах. В конце курса, учащиеся сдают экзамены по билетам либо в форме тестовых заданий установленного образца.
Практическое вождение отрабатывается на автодроме — местности, предназначенной для обучения вождению. Присутствующие здесь всевозможные уличные атрибуты позволяют приблизить учебную обстановку к образу передвижения по реальному населённому пункту, что и происходит при дальнейшем обучении. Одним из главных уроков практических занятий является наработка навыка подачи тяжёлого прицепа задним бортом к дебаркадеру, следуя к нему задним ходом. Однако потребуется ещё и демонстрация знаний, находящихся в данной зоне, дорожных знаков.
Группа E позволяет управлять самым сложным типом транспорта — машиной с прицепом. Это требует не только хорошей подготовки, но и повышенного внимания. Дорожная авария с участием подобного агрегата может привести к человеческим жертвам.
Поэтому, перед тем, как открыть водительскую категорию е, необходимо выполнить ряд условий:
- Пройти специальную медицинскую комиссию, которая допустит курсанта к обучению управлять комбинированным многозвенным транспортным средством. Комиссия состоит почти из десятка медицинских специалистов, каждый из которых должен выдать положительное заключение.
- Получить знания в учебном учреждении специального образования. Этот пункт не менее важен, чем предыдущий, ведь не все автошколы имеют соответствующую лицензию. К тому же, многочисленные положительные отзывы бывших учащихся сыграют большую роль в должной подготовке психологического поведения курсанта.
- Успешно пройти тестовые задания, сдать экзамены.
- Оплатить необходимую государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Стоит отметить, что стоимость медицинского освидетельствования колеблется от двух до трёх с половиной тысяч рублей.
Курсантам, получившим во время сдачи экзаменов отрицательную отметку, предоставляется очередная попытка ровно через 7 дней. Конечно, многочисленные повторы сдачи экзаменов не приветствуются, но, если сдана теоретическая или практическая часть науки вождения, повторно её демонстрировать, нужды нет.
Документы
Необходимые документы для посещения автошколы не ограничиваются справкой из больницы и платёжной квитанцией.
Будущему водителю потребуется:
- подать заявление установленной формы на предоставленном подразделением автоинспекцией бланке;
- предоставить гражданский паспорт либо заменяющее его удостоверение личности;
- получить водительские права, которые подлежат дальнейшей замене согласно установленным правилам.
С окончанием периода действия удостоверения с открытой группой E, оно меняется без прохождения курса обучения на аналогичное, но с открытием всех соответствующих подкатегорий этой группы.
Сроки и стоимость обучения
Переквалификации на получение групп BE и CE способствуют:
- теоретические знания, подготовка в компьютерных классах;
- практическая часть с использованием легкового транспорта с прицепом для группы BE;
- практическая часть с использованием грузового транспорта с прицепом для группы CE;
- сдача экзаменов.
Теоретический курс состоит из занятий по правилам уличного движения, устройству передвижного средства, оказания медицинской помощи потерпевшему, правовой ответственности при совершении аварии. Практический — получение навыков езды с прицепным агрегатом.
Срок обучения в учебном специализированном заведении ограничивается тремя календарными месяцами. Различные регионы страны обуславливают стоимость обучения от 15 до 27 тысяч рублей, что включает прохождение обоих обязательных учебных курсов. К указанной цене стоит прибавить 2 — 3,5 тысячи за прохождение медицинского освидетельствования и 2 — уплата государственного сбора.
Подтвердить свой водительский стаж курсант может с помощью удостоверения с открытыми определёнными группами. Однако ему всё равно придётся пройти обучение, ввиду того, что российское законодательство запрещает подготовку водителей за пределами автошколы и сдачу экзамена экстерном.
Требования
Управление автосцепкой предусматривает наличие некоторых данных.
- Необходимый возраст.
- Стажа вождения.
- Основная группа в правах.
- Положительный результат медицинского освидетельствования.
Присутствие перечисленных документов при зачислении в автошколу является обязательным, но потребуют ещё следующих:
- копии гражданского паспорта;
- водительского удостоверения;
- трёх фотографических карточек размером 3×4 см;
- военного билета для военнообязанных либо приписного свидетельства не прошедших службу в армии;
- заявления на бланке установленной формы.
Для получения новых прав потребуется квитанция об уплате государственной пошлины.
Экзамены
Категория присваивается после успешной сдачи экзамена.
Теоретическая часть состоит из ответов на билеты, практическая — подача задним бортом к дебаркадеру задним ходом.
Экзамены можно сдавать, даже если водительские курсы прошли годом раньше. Следует напомнить, что обучение проводится только для водителей автомобилей с тяжёлым прицепом.
Требования к здоровью курсанта
Одним из сопутствующих документов для поступления в автошколу представляется медицинская справка.
Физические данные для зачисления в курсанты для открытия категории BE должны быть таковы:
- острота зрения не менее 0,6 единицы на одном глазу, 0,2 — другом;
- отсутствие заболеваний глаз с ухудшением зрения;
- отсутствие воспаления слёзного мешка, дальтонизма, глаукомы.
Категории водительских прав в Украине: что для чего
Категории водительских прав в Украине теперь несколько запутаны. Какое разрешение требуется для управления тем или иным транспортом, сразу и не понять. Однако здесь есть определенная система, и мы сейчас научим вас ориентироваться в данном вопросе.
Выучить категории водительских прав в Украине на самом деле несложно, хотя казалось бы, не всегда это водителям и нужно. Однако учтите, что когда-то эта тема может коснуться каждого, кто управляет транспортным средством в нашей стране.
Более десяти категорий вместо прежних пяти появились в европейском и отечественном законодательстве в 2013 году.
Итак, все категории базируются на простой и понятной системе, принятой еще в международной Венской конвенции о дорожном движении от 1968 (ст. 41). Она предусматривает четыре группы транспортных средств:
А – мотоциклы и мотороллеры;
B – легковые автомобили и другие легкие автомобили на их базе;
C – грузовые автомобили;
D – автобусы.
Украинские водительские удостоверения дважды пополнялись новыми подкатегориями
Каждая категория в настоящее время имеет подкатегории. Та, что обозначенная цифрой 1 (А1, В1 и т.д.) означает право на управление так сказать облегченной начальной версией транспортных средств соответствующей категории. Подкатегория с индексом Е (ВЕ, С1Е и т.д.) дает право на буксировку тяжелого прицепа. Однако, давайте о категории прав в Украине подробнее.
Чем можно управлять
Имея права определенной категории, в Украине по состоянию на март 2018 года можно управлять:
А1 – мопедами, мотороллерами и другими двухколесными (трехколесными) транспортными средствами, которые имеют двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт;
А – средствами, в том числе с боковым прицепом и другими двухколесными транспортными средствами, которые имеют двигатель с рабочим объемом 50 куб. см и больше или электродвигатель мощностью 4 кВт и более;
В1 – квадро- и трициклами, мотоколясками и другими трехколесными (четырехколесными) транспортными средствами, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг;
В – любыми автомобилями, пассажирскими и легкими грузовыми, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг (7700 фунтов), а количество сидячих мест, помимо сиденья водителя, – восьми;
С1 – предназначенные для перевозки грузов автомобилями, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3500 до 7500 кг (от 7700 до 16500 фунтов)
С – предназначенные для перевозки грузов автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 кг (16500 фунтов)
D1 – предназначенными для перевозки пассажиров автобусами, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, не превышает 16;
D – предназначенными для перевозки пассажиров автобусами, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, более 16;
Т – трамваями и троллейбусами.
С категориями ВЕ, С1Е, СЕ, D1E, DE в правах можно управлять составами транспортных средств с тягачом в соответствии категории В, С1, С, D1 или D и с прицепом массой более 750 кг. Для управления автопоездом в составе прицепа меньшей массы подкатегория с индексом Е не нужна, достаточно иметь удостоверение на право управления автомобилем, который выступает в роли тягача.
Вместе с появлением новых подкатегорий прав в 2010-х годах появились новые условия их получения. Открыть новую категорию, даже более низкую относительно имеющейся, стало труднее.
Отметим, что для некоторых категорий прав установлены определенные ограничения по возрасту.
Водительское удостоверение в Украине могут получить лица, достигшие:
• 16 лет – категории А1, А;
• 18 лет – В1, В, С1, С;
• 19 лет – категории ВЕ, СЕ, С1Е;
• 21 года – категории D1, D, D1E, DE, T.
Вот такие категории прав действуют в Украине согласно Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года и с позднейшими поправками, а также в соответствии с “Положением о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами” Постановления Кабмина Украины № 340 и № 511.
Категория Е: какие машины можно водить, и на что имеет право водитель?
Категории водительских прав разграничивают типы автомобилей, которыми можно управлять, а также устанавливают минимальный возраст водителя. Сейчас основной список из 10 категорий расширился благодаря нескольким новым подкатегориям, и автомобилистам бывает непросто разобраться: на какие именно права сейчас нужно учиться, и какие претензии может предъявить инспектор ГИБДД, останавливающий автомобиль. Одной из самых сложных для понимания остается категория «Е»: какие машины можно водить после ее получения?
Автомобили для категории «Е»
Категория Е дает право на управление составом с грузовыми прицепами
Одна из особенностей этой категории в том, что она дает право на управление не просто транспортным средством, а составом с грузовыми прицепами. Этот вид вождения требует особого мастерства, поэтому для него требуется дополнительное обучение. Однако возникает вопрос, какие виды прицепов попадают под эту категорию. С наступлением весны многие автомобилисты отправляются на дачи, прикрепляя к легковым машинам прицепы для перевозки всевозможных полезных грузов, а также лодок, катеров, велосипедов и т. д. Нередки случаи, когда такие составы останавливает инспектор ДПС и выписывает штраф за отсутствие категории «Е». Такие действия неправомочны: по закону, данная категория не распространяется на легковые прицепы, масса которых не превышает 750 кг.
Категория «Е» не дается сама по себе: это всегда дополнение к другим автомобильным правам, поэтому выделяют три дополнительные подкатегории:
- «ВЕ» — дается на управление легковыми автомобилями категории «В», если они соединены с прицепом, масса которого будет больше 750 кг.
- «СЕ» — права на управление тяжелыми грузовиками, масса которых превышает 3,5 тонн, если они соединены с прицепом более 750 кг весом.
- «DE» — категория, позволяющая водить автобусы с количеством пассажирских мест более восьми. Буква «Е» указывает на то, что автобус может быть соединен с тяжелым прицепом.
Кроме того, существуют еще и специальные подкатегории, которые появились в законодательстве всего несколько лет назад. Они конкретизируют типы транспортных средств и позволят водителю получить именно нужную категорию. В их числе «С1Е» – права на управление грузовиком с прицепом массой больше 750 кг, но его вес не должен превышать вес самой грузовой машины без загрузки. «D1Е» – категория прав для микроавтобусов, в которых не больше 16 мест, и которые соединены с тяжелым прицепом.
Кто и как может получить права категории «Е»?
Хотя на первый взгляд система выдачи прав кажется очень громоздкой, у каждой категории есть свое обоснование. «Е» не нужно получать для простых легковых прицепов, она в основном предназначена для коммерческих автомобилей. Машина с тяжелым прицепом не просто имеет увеличенные габариты: чтобы контролировать движение всех частей состава, требуется наработанный опыт. Из-за этого для ее получения водитель должен соответствовать ряду требований:
- Возраст: для автомобилей «ВЕ», «СЕ», «С1Е» минимальный возрастной рубеж составляет 18 лет, для категорий «DE» и «D1E» — 21 год. Это ограничение легко объяснить: поскольку для управления автобусами требуется водительский опыт не менее 3 лет, минимальный возраст не может составить менее 2 года.
- Минимальный стаж вождения не менее 12 месяцев. Сначала водитель получает права категории «В», «С» или «D», и только потом он может подавать документы на открытие новой категории.
- Необходимо пройти обучение в автошколе по установленным программам. Сейчас с этим могут возникнуть сложности: недавно были введены новые правила работы автошкол, которым сейчас соответствуют не все организации. При выборе учебной площадки нужно убедиться, что организация прошла аккредитацию и имеет право учить водителей на категорию «Е».
- Необходимо пройти медосмотр и получить положительное заключение целого ряда специалистов. Обход включает не только стандартный перечень врачей: потребуется также проверка у нарколога и психиатра в городских диспансерах. Итоговое заключение пишет терапевт после обхода узких специалистов.
Как получаются права категории «Е»?
Чтобы получить категорию Е, нужно пройти обучение
Обучение вождению автомобилей с прицепом включают в себя теоретический и практический курс, в течение которого кандидат приобретает все необходимые знания и умения для вождения машины с тяжелым прицепом. Кроме того, программа обучения содержит темы по правилам дорожного движения, оказанию первой помощи пострадавшим, а также ответственности водителя за правонарушения.
Практические занятия включают отработку всех необходимых умений на автодроме, после завершения курса необходимо сдать экзамен в ГИБДД. Он включает теоретическую и практическую часть, теория сдается по билетам или в виде тестов установленного образца. Практический экзамен включает в себя выполнение заданий на автодроме, а также движение по дорогам в городе.
На автодроме необходимо выполнить два вида упражнений: это постановка задним бортом к платформе и движение по прямой задним ходом. Для автомобиля с тяжеловесным прицепом эти упражнения имеют особое значение, поэтому их сдавать придется обязательно. При движении по городу нужно будет продемонстрировать знание дорожных знаков и указателей, а также всех правил, касающихся движения тяжелых грузовиков, легковых автомобилей или автобусов с прицепом.
Самостоятельная подготовка к экзаменам сейчас запрещена: с 2013 года российские водители лишены возможности сдать на права экстерном. Необходимо заключить договор, пройти обучение и сдать теоретическую часть, после этого кандидат получает допуск к практическому экзамену с инспектором ГИБДД.
Категория «Е» — особый тип прав, рассчитанный на управление самым сложным видом транспортного средства: автомобилем с прицепом. Такая машина требует ответственного отношения водителя и внимания к другим участникам движения. Строгие правила ГИБДД можно назвать обоснованными, так как любая авария с участием таких автомобилей может стать причиной настоящей катастрофы.
Как водитель выполняет задания для получения категории Е, смотрите в видеоматериале:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Категории и подкатегории водительских прав в 2022 году
Добрый день, уважаемый читатель.
Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.
Существуют 5 основных категорий: А – мотоциклы, B – легковые автомобили, C – грузовые автомобили, D – автобусы, М – мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1 и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.
Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).
В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.
Водитель имеет право управлять только транспортными средствами, категории которых указаны на оборотной стороне его водительского удостоверения. Если он не будет соблюдать указанное требование, то получит штраф за отсутствие категории прав –
5 000 – 15 000 рублей.
Таблица категорий водительских прав в 2022 году
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон “О безопасности дорожного движения”, которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.
Расшифровка категорий водительских прав приведена в следующей таблице:
Категория или подкатегория | Тип транспортного средства |
А | Мотоциклы |
А1 | Легкие мотоциклы |
В | Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн) |
ВE | Легковые автомобили с прицепом |
В1 | Трициклы |
С | Грузовые автомобили (от 3,5 тонн) |
СE | Грузовые автомобили с прицепом |
С1 | Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн) |
С1E | Средние грузовики с прицепом |
D | Автобусы |
DE | Автобусы с прицепом |
D1 | Небольшие автобусы |
D1E | Небольшие автобусы с прицепом |
М | Мопеды |
Tm | Трамваи |
Tb | Троллейбусы |
Водительские права категории А
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):
категория “А” – мотоциклы;
Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.
Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2022 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.
Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.
Подкатегория А1
подкатегория “А1” – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.
Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.
Водительское удостоверение категории В
категория “В” – автомобили (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.
Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.
Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:
1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.
2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.
Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).
Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.
Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:
категория “ВЕ” – автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
Подкатегория B1
подкатегория “В1” – трициклы и квадрициклы;
В 2022 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.
Обратите внимание, “квадрИцикл” и “квадрОцикл” это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.
Водительские права категории С
категория “С” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.
категория “СЕ” – автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.
Подкатегория С1
подкатегория “С1” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.
Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).
Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.
подкатегория “С1Е” – автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.
Водительское удостоверение категории D
категория “D” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.
Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, – это сочлененные автобусы или “автобусы с гармошкой”.
Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.
категория “DЕ” – автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
Подкатегория D1
подкатегория “D1” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.
К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.
Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:
подкатегория “D1Е” – автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.
Категория E
В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.
Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью “Перенос категории E в новые права”.
Категория M
категория “M” – мопеды и легкие квадрициклы;
Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.
Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.
Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.
Категории Tb и Tm
категория “Tb” – троллейбусы;
В 2022 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.
Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу “особые отметки” водительских прав.
Как открыть новую категорию прав?
Довольно часто у водителей возникает вопрос: “Как добавить в права дополнительную категорию?”. На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.
Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:
Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 – 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.
Категория прав Е — какие машины можно водить
Получение прав на вождение – это долгожданное событие для каждого. Но, прежде чем отправляться на учебу в автошколу, следует знать, какие права нужно получать.
В этом текстовом материале рассмотрим, что такое категория «Е» и какие машины можно водить, когда можно сдать на права и что нужно для сдачи.
Что такое категория? Какие бывают категории? Для того чтобы полно ответить на этот вопрос, нужна расшифровка категорий прав на вождение. Категория определяет классификацию транспортных средств согласно габаритам и особенностями эксплуатации.
Какие бывают категории
В настоящее время существует 5 категорий водительских прав и некоторое количество подкатегорий. Наименование указывается в правах на вождение.
Каждая из них определяет:
- на чем можно ездить, т. е. марку транспорта, управление которым вам разрешено (ГАЗ Валдай, Газель грузовая, Камаз и др.);
- сколько пассажиров можете перевозить;
- есть ли у вас право управления транспортными средствами (фурой, маршруткой, автобусом, эвакуатором, грузовым автомобилем);
- допускается ли водитель к управлению транспортом, есть ли у него права на прицеп к нему;
- транспортным средством до скольки тонн можно управлять водителю той или иной категории.
Таблица категорий есть в интернете, с ней можно ознакомиться, поступая на учебу и проходя курсы вождения. Как сдать на права кат. «Е» — об этом мы поговорим чуть ниже.
Получение той или иной категории требует отдельного обучения, причем стоимость будет различна.
Какие категории вождения бывают, что значит каждая из них, что можно водить и с какого возраста их можно получить, смотрите в таблице.
С 16 лет | ||
М | Разрешено управлять мопедами и квадроциклами с параметрами двигателя до 50 см куб. | |
А | Вождение крупногабаритными мотоциклами, с параметрами двигателя более 125 см куб. Выучиться можно раньше, а вот возраст получения прав — с совершеннолетия. | |
А1 | Вождение легкими мотоциклами. Параметры двигателя – до 125 см куб. | |
С 18 лет | ||
В | Водить автомобили с габаритами, не превышающими 3,5 т; с количеством перевозимых пассажиров – 8. | |
В1 | Водить трициклы и квадроциклы. Параметры объема двигателя до 50 см куб. | |
ВЕ | ВЕ с прицепом к легковому автомобилю. Та же самая кат., что и «В», допускающая наличие прицепа. Габариты транспорта — 3, 5 т; габаритами прицепа до 7, 5 ц. | |
С1 | Легкие грузовые машины. Масса транспорта — 7, 5 т. | |
С1Е | Легкие грузовые машины и прицеп. Масса прицепа – до 7, 5 ц. | |
СЕ | Грузовики и прицеп. Масса прицепа не превышает 7, 5 ц. | |
С 21 года | ||
Тв | Управлять троллейбусом. | |
Тм | Управлять трамваем. | |
D1 | Микроавтобусы. Дает право на перевозку пассажиров – не больше 16 человек. Водитель допускается к управлению маршрутными такси. | |
D | Автобус. Численность пассажиров – 17 и выше. | |
DЕ | Автобус + прицеп. Габариты прицепа – более 7,5 ц. |
Интересно, что в настоящий период времени в Казахстане имеются 5 категорий водительских прав. Например, к транспорту кат. «В» и «С» и подкат. «С1» относятся самоходные шасси, предназначенные для транспортировки грузов.
Автомобили категории «Е»
Отличительной особенностью данной категории является право на управление составом с грузовыми прицепами массой свыше 750 кг.
Такое управление требует определенных навыков, нуждается в обучении. С наступлением весны многие наши соотечественники отправляются на загородные участки, прикрепляя к авто прицепы, лодки и прочее снаряжение.
«Е» не выдается сама по себе, она является дополнительной к основным правам.
Выделяют несколько подкатегорий:
- Прикрепление символа «Е» к «В» дает водителю право на вождение автомобиля с прицепом, массой не более 7,5 ц. В данном случае водитель автоматически открывает подкатегорию в случае получения прав кат. «В».
- Прикрепление символа «Е» к «С» дает подкатегорию «СЕ», получение которой дает разрешение на управление легкими грузовиками c наличием прицепа, габаритами до 3,5 т.
- Отношение «Е» к «D» дает право на управление автобусом с прицепом, габаритами свыше 7,5 ц.
Кто может получить права категории «Е»
Открыть права кат. «Е» вправе гражданин РФ, достигший 21 года.
Экзамен на получение кат. «ВЕ», «СЕ», а также «D» можно сдать при наличии стажа управления транспортом категорий «В», «С», «D» не менее 1 года.
Претендовать же на получение кат. «С1Е» и «D1Е» могут лица, имеющие стаж вождения транспортных средств кат. «С» и «D» или кат. «С1», «D1».
Получить желанную категории прав можно, отучившись в автошколе.
Порядок получения прав категории «Е»
Для получения кат. «Е» водителю нужно иметь стаж вождения авто кат. «В» или «D» не менее 1 года. Это даст водителю право быть допущенным к экзамену.
Перечень экзаменационных билетов и вопросов находится в «Правилах дорожного движения», утвержденных ГИБДД. Для получения прав требуется пройти курс обучения в автошколе: изучить теоретические и практические основы управления автомобилем с дополнительными прицепами.
Большое значение имеет выбор учреждения, в котором будет проходить учеба на водительские права кат. «Е». В связи с недавно прошедшей реформой право на набор желающих сдать на водительские права имеют заведения, прошедшие проверку ГИБДД.
Чтобы не оказаться обманутыми, не остаться без прав и денег, нужно следовать некоторым правилам:
- Стоимость обучения не должна быть низкой. Дело в том, что в связи с прошедшей реформой увеличились требования к автошколам от ГИБДД. Чтобы получить право набирать учеников, автошколе требуется усовершенствование материально-технической базы, расширение кадрового состава. В связи с этим ценник на прохождение обучение не может быть низким. Заведомо заниженная стоимость свидетельствует о том, что вас хотят обмануть.
- Состояние автопарка. Убеждаемся в наличии транспортных средств, которыми вы желаете управлять.
- Особое внимание обращаем на выбор коробки передач: АКПП и МКПП. Если обучение проходило на транспорте с АКПП, то вас не допустят к управлению транспортом с МКПП.
После того, как автошкола выбрана, обращаемся туда с заявлением. Для зачисления необходимо пройти медкомиссию. Прохождение медкомиссии требуется для получения водительского удостоверения. Получить данный медицинский документ можно в учреждении, которое имеет лицензию на оказание подобных услуг.
Водитель категории «Е» – это не просто человек, умеющий запустить двигатель, тронуться с места и сносно ехать по дороге, это профессионал, способный управлять целым автомобильным поездом, а это требует соответствующих навыков.