Как определить остаточную стоимость автомобиля

Что означает остаточная стоимость автомобиля и как её правильно рассчитать

Вопрос выгодной продажи автомобилей объективно интересует большое количество людей. Причём это касается не только новых, но и подержанных транспортных средств. Учитывая нынешние цены на машины, люди ищут всевозможные решения и выходы из ситуации, позволяющие за достаточно небольшие деньги приобрести хорошую автомашину на выгодных условиях, включая кредитные соглашения с банком, а потом так же выгодно её продать.

В этом деле стоит рассмотреть такое понятие как остаточная стоимость. Этот термин широко применяется в налоговой сфере, бухгалтерии, актуален для предпринимателей и имеет непосредственное отношение к автотранспортным средствам. Также об остаточной стоимости не лишним будет узнать обычным автолюбителям, которые хотят выгодно купить, а затем с наименьшими потерями продать машину на вторичном рынке.

Что это такое

Автолюбители, которые берут машину в кредит или размышляют над таким вариантом, неоднократно сталкивались с понятием остаточной стоимости. Потому их вполне закономерно интересует, что же такое гарантированная банком остаточная стоимость автомобиля.

Вообще остаточную стоимость (ОС) можно описать как процентное выражение долга клиента по отношению к общей стоимости автотранспортное средства. При оформлении кредитов заёмщик обязуется выплатить эту сумму в день последней обязательной ежемесячной выплаты, где дата чётко предусмотрена договором по кредитованию.

Преимущество такого кредита заключается в том, что банк фиксирует эту стоимость и гарантирует её неизменность до конца срока действия договора. Это защищает клиента от падения рыночной цены, поскольку банк гарантирует сохранение ОС на уровне 30-55% после завершения действия кредитного договора. В этой ситуации клиент имеет возможность по ОС продать машину обратно дилеру и взять новый кредит на другой автомобиль. Подобная форма отношений выгодна для всех сторон.

Иметь дело с ОС выгодно тем людям, которые привыкли менять автомобили достаточно часто, они хотят раз в 2-3 года переходить на новые транспортные средства. Банк получает выгодного и постоянного клиента, а автодилеры также могут рассчитывать постоянное наличие покупателя.

Важно лишь понимать, что такая программа достаточно новая для нашей страны, и условия распространяются лишь на ограниченное количество марок и моделей. Постепенно программа, которая носит название Buy-Back, внедряется и распространяется.

Но понятие остаточной стоимости применяется далеко не только в вопросах автокредитования. ОС имеет самое непосредственное отношение к налогообложению, является неотъемлемой частью работы бухгалтера на предприятиях, которые располагают транспортными средствами и прочими активами движимого и недвижимого типа. Специалист в области бухгалтерии без знаний о расчётах остаточной стоимости не сможет правильно начислять амортизацию, составлять балансы и готовить финансовые обоснования для продажи или списания активов.

Остаточную стоимость следует охарактеризовать как формулу определения стоимости актива, которая принимает во внимание различные виды износа. Чтобы определить это значение, требуется знать начальную стоимость актива и размеры накопленной текущей амортизации.

Когда требуется рассчитать остаточную стоимость

ОС рассчитывают, когда необходимо:

  • совершить обменные операции с имуществом;
  • реализовать сделки по покупке-продаже дорогих активов;
  • оценить стоимостное значение вклада, сделанного в уставной капитал, если его выполнили в форме основного средства;
  • получить займ под залог имущественного актива;
  • реструктуризировать долги предприятия;
  • оформить банкротство;
  • разрешить имущественные споры;
  • рассчитать размер страховых сумм.

В вопросах предпринимательской деятельности понятие ОС намного сложнее, чем для простого автовладельца, который лишь хочет выгодно купить или продать подержанный автомобиль. Здесь не требуется применять сложные формулы для вычисления.

Для простого автомобилиста остаточную стоимость необходимо рассчитать тогда, когда он надумает продавать свою машину. Это понятие даст возможность рассчитать примерную цену, за которую он реально может предложить авто покупателям. Но всё это условно и не рассчитывается по специальным формулам. Куда проще в таком случае изучить ситуацию на рынке, прикинуть ориентировочную стоимость машины, аналогичной реализуемой, и поставить на свою такой же ценник.

Точно по всем правилам и требованиям рассчитывать ОС требуется предпринимателям и предприятиям, имеющим основные активы, среди которых часто присутствуют и автотранспортные средства.

Нюансы расчёта

Многих закономерно интересует, как можно рассчитать необходимую остаточную стоимость автомобиля и каким калькулятором при этом воспользоваться.

Существует несколько вариантов, как посчитать и выполнить все необходимые расчёты, которые в итоге позволяют определить для автомобиля его остаточную стоимость. Кто-то делает это самостоятельно, другие применяют инструменты в виде онлайн калькуляторов. А есть и те, кто вынужден обратиться к специалистам для решения возникшего вопроса.

ОС может рассчитываться самостоятельно. На предприятиях это прямая обязанность бухгалтера. Без определённых исходных данных они никак не определят остаточную стоимость автомобиля, так как формула расчёта предусматривает учёт некоторых параметров. Во многом определяющий фактор – это амортизация автомобиля или иного актива.

Если вас интересует, как правильно определить для автомобиля его остаточную стоимость, то здесь потребуется отыскать разницу между начальной стоимостью и показателями амортизации. Сначала вы узнаёте сумму амортизационных исчислений. Их берут по состоянию на дату определения остаточной стоимости. Потом узнавайте, какая была изначальная цена на актив в виде автомобиля. То есть, за сколько вы его купили.

Проще всего разобраться в этом вопросе на конкретном примере. Предположим, что в мае 2015 года был приобретён автомобиль по цене 1500000 рублей. И транспортное средство находилось в эксплуатации 6 лет, то есть 72 месяцев.

Для начала определим, какая здесь амортизация. Тут требуется стоимость автотранспорта разделить на количество месяцев, в течение которых машина эксплуатировалась. Отсюда получаем 20,8 тысяч рублей в качестве ежемесячной амортизации.

Поскольку ОС рассчитывается на первое число каждого месяца, тогда нужно определить размер амортизации на определённую дату. Допустим, на 01.10.2018 года. От даты покупки к дате расчёта прошло 40 месяцев. Полученную ежемесячную амортизацию умножаем на количество месяцев, то есть 40. Получается приблизительно 832 тысячи рублей.

В результате остаточная стоимость выглядит в виде разницы между суммой покупки автомобиля и её амортизацией. Это позволяет получить результат в 668 тысяч рублей. Примерно по такой стоимости автомобиль можно продать.

Разумеется, цены можно завышать и занижать. Но когда разница составит более 20% в сравнении со средней рыночной на аналогичные модели автотранспортных средств, со стороны налоговой могут возникнуть вопросы. Особенно это касается ситуаций, когда стоимость реально занижается. Это сразу вызывает определённые подозрения в плане возможных финансовых махинаций.

Определение остаточной стоимости после переоценки

Согласно действующим правилам, на предприятиях допускается проведение переоценки своих активов в форме основных средств один раз в год. Это позволяет сбалансировать стоимостные показатели между текущими рыночными ценами и бухгалтерским учётом.

Отсюда возникает закономерный вопрос относительно определения остаточной стоимость после первой и всех последующих возможных переоценок.

Отличительной особенностью такой процедуры является тот факт, что за основу расчёта берут уже не первоначальную стоимость, а так называемую восстановленную. Восстановительной стоимостью называют стоимость объекта, ценность которого была пересчитана по состоянию на конец периода.

В результате для определения ОС нужно от восстановленной стоимости отнять амортизацию. Это и позволит понять, какова будет ОС после проведённой переоценки.

Особенности продажи по цене ниже ОС

Поскольку вы уже знаете, что ОС является начальной стоимостью объекта с вычетом суммы амортизации, можно внимательнее изучить вопрос продажи.

В бухгалтерии эти объекты отображены по балансовой стоимости, в результате чего ОС основного средства является понятием, тождественным балансовой стоимости.

Согласно действующему законодательству, продажа авто или иного основного средства ниже его остаточной стоимости не запрещена. Это способствует сниженному налогу, если машину продадите по заниженной цене. Желая снизить налоговые отчисления, некоторые осознанно идут на подобный шаг. Тут важно учитывать возможные последствия.

Отсюда получается, что вопрос не в том, можно ли продавать автомобиль ниже, чем по остаточной стоимости. Скорее здесь вопрос в том, насколько выгодно продать подобным образом транспортное средство по ценам, отличающимся от средних рыночных при реализации аналогичных авто. Тут важно понимать, что организация реализует объект с ущербом для себя. В результате продавец признаёт урон от осуществлённой продажи, поскольку ОС со всеми сопутствующими тратами оказалась выше, чем вырученная прибыль при реализации.

Реализация ОС является обычным процессом продажи, а потому здесь будет начисляться стандартный НДС в размере 18%. Полученную выручку признают в тот день, когда покупатель получил права собственности. Калькуляция налога на прибыль предусматривает учёт всех дополнительных трат, которые сопутствовали продаже объекта. Это хранение, доставка и прочие затраты.

Об ОС для обычных автомобилистов

Налоговые и бухгалтерские вопросы интересуют далеко не всех. Простые автовладельцы также сталкиваются с явлением остаточной стоимости, хотя не всегда это понимают и осознают.

Тут следует понимать, что основная статья расходов на машину заключается в потере стоимости по мере её старения. Если раньше машины создавались из расчёта на очень длительный срок эксплуатации и считались чуть ли не вечными, то сейчас ситуация совершенно иная. Огромное внимание уделяется вопросу остаточной стоимости.

Согласно выводам специалистов, в первые 3 года потеря стоимости авто от её начальной цены может составить 15-40%. Грубо говоря, если вы купили машину за 600 тысяч рублей, то каждый год она будет терять по 30-80 тысяч рублей. Это примерно столько же, сколько автовладелец должен тратить на топливо при среднем пробеге 10-30 тысяч километров.

Большое влияние на стоимость подержанного авто имеют сами производители и используемая ими ценовая политика. Если компания выводит на рынок объективно переоценённую машину, это обязательно повлечёт за собой скорое падение её стоимости. Если же автокомпания хочет занять большую долю рынка, то она выпускает аномально доступную модель. Если приобрести такую машину, при прочих равных именно владелец этого авто будет нести наименьшие потери.

Также важное значение имеет массовость автомобиля. Традиционно малый спрос на вторичном рынке наблюдается на те ТС, которые мало знакомы потребителям. Человек банально не хочет рисковать и опасается покупки подобного ТС. Объясняет он это тем, что при поломке будет сложно найти запчасти, специалистов по ремонту мало, комплектующие нестандартные и пр.

Одна из ключевых составляющих в вопросе формирования остаточной стоимости на вторичном рынке – это репутация. Формируется репутация на основе субъективных оценок надёжности. Для примера можно взять автомобили компании Toyota. Японский автогигант сумел завоевать огромную популярность и сформировать репутацию очень надёжного автопроизводителя. Это позволяет на вторичном рынке продавать машины этой марки по достаточно высокой цене.

Покупая редкие и очень дорогие автомобили, получить с их помощью большую выгоду при последующей продаже не получится. Такие машины быстро теряют в цене, из-за чего их остаточная стоимость существенно отличается от начальной.

Потому намного выгоднее брать те машины, которые пользуются повышенным спросом, имеют устойчивую положительную репутацию на рынке. Ведь чем выше спрос, тем выше стоимость.

Человек должен задумываться о вопросе получения максимально возможной прибыли при покупке транспортного средства, а не только о выгодном приобретении. Мало кто сейчас покупает автомобили раз и на всю жизнь. Ресурс нынешних машин не позволяет это сделать. Учитывая все рассмотренные выше нюансы, очень важно понимать суть остаточной стоимости и знать, как она формируется и насколько быстро снижается, в зависимости от тех или иных факторов.

Хотя в большей степени понятие остаточной стоимости интересует предпринимателей и используется в бухгалтерском учёте, косвенно с ним связан каждый автовладелец, вне зависимости от его статуса. Все хотят выгодно продать ранее купленную машину. И тут ключевым фактором выступает амортизация, то есть затраты, и конечная остаточная стоимость с вычетом всех потерь.

Как произвести расчет амортизации автомобиля

Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа. Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС.

Амортизация авто. Как и зачем?

  • относятся к издержкам компании;
  • подлежат вычитанию из основных средств;
  • считаются денежным эквивалентом износа объекта.
Читайте также:  Как восстановить техпаспорт на автомобиль

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.

Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.

Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.

Они также требуются для таких целей, как:

  • Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
  • Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
  • Передача авто в лизинг.

Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.

Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.

ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

    Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

Для расчета используется формула:
среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

Для проведения расчетов используется следующая формула:
остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

Для расчетов применяется следующая формула:
начальная стоимость ТС * норма амортизации.

Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Амортизация для легкового авто

Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Амортизация для грузового авто

Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.

Порядок расчетов

Расчеты производятся по следующему алгоритму:

  1. Определение периода полезной эксплуатации авто.
  2. Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
  3. Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
  4. Выполнение расчетов.

Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

Пример расчетов №1

Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:

  • 2007 год: 5/15*300 тысяч = 100 тысяч. Месячная амортизация: 100 тысяч/12 = 8 333 рубля.
  • 2008 год: 4/15*300 тысяч = 80 тысяч. Месячная амортизация: 80 тысяч/12 = 6 667 рублей.
  • 2009 год: 3/15*300 тысяч = 60 тысяч. Месячная амортизация: 60 тысяч/12 = 5 000 рублей.

Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.

Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).

Пример №2

Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.

Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).

Как оценить автомобиль с пробегом

Как много цен, как мало качественных предложений! То завышенная стоимость за отечественный десятилетний «Жигули», то, наоборот: молодой и резвый «баварец» отдается даром. Сравните цены, указанные за б/у авто на сайтах нескольких автоцентров. Разница между одинаковыми машинами со схожими комплектациями будет доходить аж до 40%! Чтобы не запутаться в сотнях неоправданных предложений, придется самостоятельно разбираться и правильно рассчитывать стоимость покупаемого б/у авто.

Содержание

Определить реальную цену автомобиля с пробегом можно тремя способами:

  • самостоятельно;
  • прибегнуть к помощи профессионалов;
  • при помощи онлайн-калькуляторов.

Оценить автомобиль с пробегом самостоятельно

Ни один из самостоятельных способов правильно оценить б/у машину не укажет стоимость машины с учетом комплектации, дополнительного оборудования и повреждений. Зато эти способы бесплатные.

Посетить автосалон

Посетите ближайший дилерский центр, в котором можно приобрести железного коня с использованием системы Trade-in. Прикиньтесь покупателем нового автомобиля из салона, поговорите с менеджером и скажите, что хотели бы сдать «в зачет» свою машину. В качестве «своего» авто назовите то, которое уже присмотрели в онлайн-объявлениях. Менеджер рассчитает рыночную стоимость автомобиля и предложит привезти его на диагностику. Вежливо откажитесь, сославшись на желание подумать.

К сумме, которую назвал менеджер, смело прибавляйте примерно 20%. Такой будет стоимость выбранного вами авто с пробегом. Способ напоминает работу детектива: самостоятельно найти, посетить, прикинуться покупателем, выяснить подробности. Чтобы таким образом узнать рыночную стоимость б/у авто, придется потратить немало времени.

  • Сможете обговорить с менеджером детали комплектации выбранного автомобиля и дополнительного оборудования (не все методы это позволяют).
  • Уверенность в том, что никто не обманет, потому что информацию вы добыли самостоятельно.

Минус похода в автосалон для определения рыночной стоимости машины — трата энергии и времени: сначала, — чтобы запомнить детали выбранного для покупки б/у авто, а затем, — чтобы сыграть роль покупателя и владельца.

Обратиться в банк или ломбард

Если в любом банке или ломбарде вы скажете, что хотите в залог оставить свою «ласточку» (ту, что присмотрели для покупки), сотрудники радостно рассчитают ее стоимость.

Плюсы и минусы у данного метода те же, что и у посещения автосалона под видом покупателя.

Стать автоэкспертом

Пожалуй, этот способ рассчитать стоимость автомобиля с пробегом еще более энерго- и времязатратный, чем предыдущий. Чтобы правильно оценить стоимость машины, придется изучить литературу, поездить на десятках различных машин, посетить немало выставок, пресс-конференций и презентаций. Спустя месяцы или годы (зависит от вашей обучаемости) придет понимание, сколько стоит каждая марка во всех комплектациях, во сколько оценивается допоборудование и сколько тысяч можно «сбросить» за каждую царапину и поломку.

Вам подойдет этот метод, если вы:

  • любите читать, разбираетесь в марках и моделях, годах выпуска, моторах и двигателях, можете посещать закрытые мероприятия и располагаете большим количеством времени;
  • не торопитесь с покупкой подержанного авто, потому что придется потратить не один день на изучение всего материала.

Этот метод не подойдет, если вы:

  • хотите приобрести машину хотя бы до конца текущего года;
  • не являетесь автомобильным блогером или журналистом.

Возможно, стоит сэкономить силы и прибегнуть к более простым способам оценки, но, увы, платным.

Оценить подержанное авто с помощью профессионалов

Как мы уже выяснили, чтобы рассчитать стоимость автомобиля с пробегом, необходимо знать о конкретной модели все: от того, какими опциями производитель снабдил автомобиль, а какие из них – допоборудование, до часто встречающихся «болезней» модели и марки. Специальные компании, профессионально занимающиеся оценкой подержанных машин, знают, как определить износ б/у авто и его техническое состояние.

Оценка авто экспертом занимает несколько часов и проводится в два этапа:

  • онлайн-осмотр выбранного подержанного автомобиля и сбор данных о комплектации из интернет-источников;
  • выезд вместе с вами к машине и ее осмотр.

Стоит работа независимых экспертов от 2000 до 4000 рублей в зависимости от региона и модели (чем реже авто, тем сложнее определить его стоимость).

  • Работу за вас сделает специалист, вам останется только сделать выбор.
  • Вы не тратите время на то, чтобы оценить автомобиль с пробегом самостоятельно.

Минус метода — работу эксперта необходимо оплатить, а если вы выбрали не одно подержанное авто для осмотра, то заплатить придется за каждое.

Онлайн-помощники при расчете стоимости б/у авто

Онлайн-оценка проводится на основании всего нескольких параметров автомобиля, которые, как правило, указаны в объявлении: марка, модель, пробег, годы выпуска, коробка передач. Расчет стоимости б/у авто онлайн-калькуляторами не учитывает все нюансы цены, а дает только примерное представление о рыночной цене без учета комплектации и состоянии машины.

  • оценка занимает меньше минуты;
  • бесплатно.

Минус метода — онлайн-калькуляторы не умеют определять реальную цену с учетом комплектаций, оборудования и повреждений

Как видите, способов узнать стоимость автомобиля с пробегом много. Остается лишь выбрать подходящий именно вам в зависимости от наличия свободного времени и благосостояния. Желаем хороших покупок!

Как падают в цене подержанные машины

Остаточная стоимость трехлетних автомобилей на вторичном рынке за последний год немного снизилась, но скоро она опять устремится вверх из-за сокращающегося спроса на рынке новых машин. При этом в рейтинге марок, которые лучше всего сохраняют цены после трехлетней эксплуатации, на первые места вырвались корейские бренды. Такие данные приводятся в недавнем исследовании онлайн-сервиса «Правильная цена» и аналитической компании «Автостат Инфо» .

Трехлетние автомобили массового сегмента на вторичном рынке по итогам первых трех кварталов 2019 года потеряли в среднем 28% от своей первоначальной цены, утверждают авторы исследования (копия есть у “Ъ”). Оно охватывало 21 марку и 87 моделей массового сегмента автомобильного рынка и 13 марок и 75 моделей премиального сектора. Аналитики, сравнив прайс-листы на новые машины в 2016 году с их ценами на вторичном рынке в настоящее время, сделали выводы о том, как изменилась стоимость подержанных автомобилей за последний год, и выяснили, какие марки и модели машин сейчас меньше теряют в цене.

Читайте также:  Как узнать какие машины оформлены на меня

Затишье перед ростом

По данным исследования, по итогам первых трех кварталов 2019 года остаточная стоимость трехлетних автомобилей с пробегом в России немного упала: снижение к показателям прошлого года составило 0,2%. «Связано это с тем, что по большинству марок рост цен на новые автомобили в 2016 году происходил не такими высокими темпами, как в конце 2014-го и в 2015-м»,— говорит генеральный директор проекта «Правильная цена» Татьяна Абрамова.

Аналитики вспоминают, что еще два года назад ситуация была совсем другой. «В 2017 году мы наблюдали резкий рост остаточной стоимости трехлетних автомобилей в России, тогда выборка нашего исследования охватывала машины 2014 года выпуска,— рассказывает госпожа Абрамова.— Осенью 2014-го автобизнес столкнулся с резким скачком цен на новые машины из-за роста курса валют. Этот скачок не мог не отразиться на вторичном рынке, на котором вслед за ценами на новые автомобили поднялись и цены на машины с пробегом. В результате люди, которые обновили свой автопарк в первые три квартала 2014 года по цене до подорожания, не просто не потеряли при перепродаже автомобилей с пробегом, но и заработали. По некоторым модификациям остаточная стоимость трехлетних автомобилей в 2017 году превышала 100%».

Сейчас ситуация иная: остаточная стоимость автомобилей медленно снижается. «Тенденция изменилась в 2018-м, когда мы работали с выборкой новых автомобилей 2015 года выпуска,— продолжает госпожа Абрамова.— Анализируя данные по автомобилям 2015 года выпуска, мы наблюдали заметное снижение остаточной стоимости трехлетних автомобилей с пробегом относительно результата прошлогоднего исследования для большинства моделей в рейтинге. Это связано с тем, что в 2015-м цены на новые машины росли менее агрессивно. По итогам же исследования в текущем году мы видим, что остаточная стоимость предсказуемо выравнивается и колебания в целом уже не столь амплитудны».

Впрочем, тренд к сокращению остаточной цены подержанных автомобилей в ближайшее время, скорее всего, изменится, их стоимость на вторичном рынке будет расти. «В случае снижения объема продаж новых автомобилей в ближайшие годы и, как следствие, уменьшения сегмента “молодых” автомобилей с пробегом в перспективе трех-пяти лет есть вероятность, что остаточная стоимость трехлетних автомобилей может подрасти за счет превышения на вторичном рынке спроса над предложением»,— считает госпожа Абрамова.

«Повышение стоимости новых автомобилей, а также снижение покупательной способности вынуждают часть потребителей отказываться от приобретения нового автомобиля в пользу относительно свежего с пробегом,— соглашается президент Росгосстрах-банка Алексей Токарев.— Таким образом, рост спроса в этом сегменте ожидаемо провоцирует повышение цены».

Корейцы — в лидерах

Список подержанных трехлетних машин с самой высокой остаточной стоимостью в текущем году возглавили корейские марки: за три года эксплуатации эти машины сохраняют в среднем 78,13% от начальной цены. Японские бренды, остаточная стоимость которых в текущем году составила 73,96%, опустились на второе место. Третью позицию (70,69%) традиционно занимают российские автомобильные марки. Далее идут европейские и американские бренды (68,23% и 68,19%), а замыкают список китайские автомобили, которые за три года службы теряют более трети начальной стоимости (67,03%).

«На наш взгляд, корейские бренды очень удачно выступили во время кризиса 2014 года, заморозив цены на новые автомобили и не повышая их, как другие производители,— объясняет успех лидера госпожа Абрамова.— Таким образом, популярность “корейцев” начала расти за счет соотношения “цена-качество”, и в результате им удалось за последние несколько лет удвоить свою долю на рынке. Рост популярности корейских марок у российских покупателей закономерно повысил их ликвидность на вторичном рынке и, соответственно, показатель остаточной стоимости».

«В лидерах вторичного рынка действительно остаются такие корейские марки, как Hyundai и Kia,— продолжает генеральный директор компании GetTransfer Александр Сапов.— Объясняется это тем, что корейские модели при своей изначально доступной цене сохраняют высокую остаточную стоимость. Например, популярность Solaris на вторичном рынке во многом объясняется тем, что автомобиль является бестселлером на первичном: модель уже восемь лет производится в России и хорошо знакома покупателям. Правда, при покупке подержанных Solaris или Rio есть риск нарваться на машины из такси, поэтому надо обращать внимание на пробег: у частного владельца он обычно составляет не более 15–20 тыс. км в год».

Нужно отметить, что европейским автопроизводителям статистику по остаточной стоимости сильно портят плохие показатели французских марок Peugeot и Citroen, а к «китайцам» потребитель все еще относится с недоверием. «Китайские автомобили — это в первую очередь неизвестность: как они будут себя вести даже через год-два после покупки, поэтому при равной цене на вторичном рынке покупатель скорее предпочтет ту же отечественную Lada»,— отмечает исполнительный директор компании «CTRL Лизинг» Александр Усов.

Расплата за роскошь

Рассматривая самые ликвидные на вторичном рынке конкретные модели, можно увидеть, что первые места здесь также занимают корейские машины: шесть позиций из первых десяти. В частности, на первом месте находится Hyundai Solaris, который за три года потерял в цене всего чуть более 10% (89,69%), на втором месте идет Kia Soul (88,38%). А вот на третье место взобрался японский кроссовер Mazda CX-5 с остаточной стоимостью 87,43%. Из европейских марок лучшие показатели ликвидности у таких моделей, как Skoda Rapid и Skoda Octavia, которые попали соответственно на 6-е и 12-е места (85,22% и 81,27%). Также в первой двадцатке самых ликвидных трехлеток оказалась марка Renault с моделями Sandero Stepway и Kaptur, которые с остаточной стоимостью 81% и 80,59% попали на 13-е и 15-е места.

В премиальном сегменте подержанные автомобили традиционно гораздо существеннее теряют в цене на вторичном рынке по сравнению с машинами массового класса. Здесь наилучшую остаточную стоимость удерживают уже японские бренды (Lexus и Infiniti), которые за три года в среднем сохраняют 70,73% стоимости. У европейских же марок особенно высокие показатели сохранности стоимости оказались у Volvo (77,73%), Porsche (75,59%), Mini (75,2%). А корейская премиальная марка Genesis оказалась на последнем месте с показателем всего 44,21% (см. таблицу 3). «Для премиум-марок важную роль играет история бренда, которая у Genesis пока еще не столь богата по сравнению с конкурентами — этим объясняется пока низкая остаточная стоимость этих автомобилей»,— комментирует Алексей Токарев.

Что же касается самых ликвидных моделей премиального сектора, то вверху рейтинга тут неожиданно оказалась модель Volvo V40 Сross Country, остаточная стоимость которой достигла 87,98%, далее идут Audi Q7 (83,4%%) и Lexus RX. «Высокие показатели остаточной стоимости для модели V40 Сross Country связаны с выходом в 2016 году рестайлинговой версии,— объясняет Татьяна Абрамова.— Стоимость обновленной модели была выше задействованной в нашем исследовании модели в дорестайлинговом кузове почти на 30%. Соответственно, как и в примере с кризисом 2014 года, цена на вторичном рынке на дорестайлинг поползла вверх, что и обеспечило очень высокий уровень остаточной стоимости модели в исследовании. В следующем году в выборку попадет уже обновленный кузов модели V40 Сross Country, рыночная стоимость которого будет сравниваться с изначально более высокой стоимостью нового автомобиля. Это дает основания утверждать, что в 2022 году остаточная стоимость Volvo V40 Сross Country будет заметно ниже результата 2019 года».

Что такое оценка автомобиля, когда необходима, как проходит и сколько стоит?

Оценка автомобиля – вещь субъективная, если речь идет о эксплуатируемом транспортном средстве. Спорами о цене машины уже никого не удивишь.

Со временем появились экспертные фирмы, занимающиеся вопросом оценки стоимости машины на профессиональном уровне.

Но каждому водителю полезно будет знать, как проводится оценка, какие существуют методики и в каких случаях их следует применять.

Что это такое?

Оценка транспортного средства – это определение стоимости автомобиля с учетом степени его износа, технического состояния в целом. Эксперт в процессе проведения оценки старается выяснить актуальную цену машины.

Согласно законодательству Российской Федерации, оценку могут проводить физические и юридические лица, имеющие соответствующий сертификат, диплом о высшем образовании и входящие в саморегулируемую организацию оценщиков.

Методы независимой экспертизы

По рыночной стоимости авто

Для начала давайте разберемся в том, что такое рыночная стоимость. Это цена, по которой транспортное средство может быть реализовано на региональном рынке. Рыночная цена формируется с учетом желания собственника продать автомобиль оперативно, она должна отражать реальное положение вещей, т.е. быть конкурентоспособной.

Собственник, наверняка, захочет реализовать авто по цене как можно выше, но специалист привлекается к экпертизе качества ТС для того, чтобы эта стоимость оказалась сбалансированной и адекватной. Он анализирует пробег машины, год ее выпуска, марку и модель, объем и мощность двигателя, комплектацию транспортного средства, наличие или отсутствие каких-то опций.

Наконец, в обязанности оценщика входит определение ликвидности машины – другими словами, уровень ее востребованности на рынке в данный момент. Рыночная оценка не является объективной по отношению к фактической стоимости машины, ведь рынок диктует свои правила. Популярные модели на пике востребованности могут реализовываться по завышенным ценам, а не нужные транспортные средства покупаются со скидками или дисконтами.

По остаточной стоимости

Иногда водителям нужно узнать остаточную стоимость своего автомобиля. Как она формируется? Эксперт-оценщик берет стоимость транспортного средства на момент покупки (нового) и отнимает от этой суммы «износ». Под износом понимается целый комплекс характеристик, например, уровень безотказности, долговечности, наличие или отсутствие переоборудования, функциональных дефектов.

Когда она необходима?

Для вступления в наследство

Оценка автомобиля является обязательным этапом вступления в наследство. Результаты проведенной экспертизы оформляются в отчет, который эксперт передает заказчику, а тот предъявляет нотариусу во время оформления полученного наследства.

Выбрать можно любую фирму, осуществляющую услуги оценки, проводиться экспертиза будет рыночной методикой и по факту ее проведения, наследник получит реальную стоимость имущества – т.е. цену, по которой машину можно продать. Все нюансы оценки автомобиля для вступления в наследство вы найдете в отдельной статье.

При разделе имущества

Проведение оценки при разделе имущества проводится для обеспечения объективного и справедливого судебного разбирательства. Необходимость в привлечении третьей стороны возникает, если истец и ответчик не могут прийти к единому знаменателю относительно стоимости транспортного средства.

Например, истец считает, что машина не соответствует имуществу, получаемому ответчиком, а ответчик настаивает на том, что транспортное средство является достойной компенсацией за однокомнатную квартиру. В таком случае разрешить спор поможет эксперт, отчет которого имеет юридическую силу и будет рассматриваться в суде как полноценное доказательство. Об оценке авто для суда (между супругами при разделе имущества) читайте в этом материале.

При купле-продаже машины

Если речь заходит о реализации автомобиля на рынке, некоторые владельцы инициируют проведение оценки транспортного средства. Экспертиза помогает определить сколько на самом деле стоит автомобиль.

В некоторых случаях после экспертизы владельцы даже решают повременить с продажей – рынок нестабилен, спад востребованности регулярно сменяется ростом.

Каждый может это заметить, если запросит проведение оценки хотя бы два раза подряд в иные сезоны. Обо всех способах оценки авто для продажи мы рассказывали здесь.

Для суда

В судебных исках часто фигурируют имущественные претензии. Истцы могут требовать компенсацию за что-то или вернуть конкретное транспортное средство. В некоторых ситуациях не обойтись без оценки, которая позволит конкретизировать претензии, понять, сколько на самом деле стоит авто и какую компенсацию за него можно получить.

Как выбрать компанию?

В России функционирует множество компаний по оценке автомобилей, но, как и в любом сегменте бизнеса, есть фирмы надежные и есть своеобразные однодневки.

Первым делом, решив проводить оценку, советуем побродить по интернету. Отдавайте предпочтение компаниям, которые размещают много сведений об оценке, каждом этапе ее проведения, стоимости услуг и сроках. Крупные игроки стараются как можно больше информации поместить в свободный доступ, чтобы на основе этого потенциальный клиент принял решение и позвонил только в том случае, если действительно готов к сотрудничеству.

Читайте также:  Можно ли оформить авто на несовершеннолетнего

Имеет значение и срок работы компании, больше доверия у среднестатистического россиянина будет вызывать фирма, работающая десять лет, чем та, что только-только открылась. К тому же, легче будет найти отзывы от пользователей.

Порядок и правила проведения

Выбираем оценщика и подписываем договор

О том, как правильно подобрать партнера, мы рассказали выше. Но даже после принятия решения о сотрудничестве предстоят короткие переговоры. Следует обязательно уточнить, во сколько обойдется оценка, не предусмотрены ли дополнительные статьи расходов (как правило, компании отдельно высчитывают деньги за выезд специалиста), в какие сроки будет проведена оценка и так далее. После получения ответов на все вопросы можно подписывать договор.

Готовимся к процедуре

На день запланированной оценки необходимо подготовить небольшой пакет документов, а именно паспорт технического средства и свидетельство о регистрации транспортного средства.

Не лишним будет уборка и самой машины, особенно если речь идет об определении рыночной стоимости. Толковый эксперт оценщик обязательно подскажет вам, какой дефект дешевле будет устранить, а какой можно оставить, поскольку на рыночную стоимость он не сильно влияет.

Проведение процедуры

Чтобы понять сколько стоит автомобиль, оценщик внимательно его осматривает. Сама оценка занимает 1-2 дня, но при этом, львиную долю времени эксперт посвящает поиску и анализу информации.

Сам осмотр длится не долго, зависит от мастерства оценщика. Эксперт должен внимательно осмотреть транспортное средство, задать вопросы водителю и записать для себя важные данные.

Составление акта обследования

По итогам оценки заказчик получает акт обследования. Не соглашайтесь на проведение оценки с устным заключением, акт обследования должен быть предоставлен только в письменной форме. Он представляет собой отчет из 30-40 страниц, в нем указаны все факторы, повлиявшие на стоимость автомобиля и его конечная стоимость.

Цена услуги

Дешевле всего обходится осмотр легкового автомобиля, расценки варьируются от 1 500 рублей до 3 000 рублей. Грузовые автомобили и автобусы оценивают в среднем за 5 000 рублей. Обязательно уточните, берет ли фирма деньги за выезд специалиста на место оценки. В Москве, например, эта услуга стоит 500 рублей; и 2 000 рублей – для водителей в области соответственно.

Можно ли осуществить онлайн?

Некоторые сайты предлагают оценить транспортное средство в режиме реального времени. Такая оценка проводится бесплатно, но не отличается точностью. Обычно водителю предлагают ввести в специальные поля только основные данные – марку, модель автомобиля, пробег, год выпуска и так далее.

Оценка не отражает динамичную ситуацию на рынке. Тем не менее попробовать оценить машину таким образом можно, чтобы получить приблизительное представление о стоимости автомобиля. Вердикт, онлайн оценка не имеет юридической силы, ее нельзя предъявлять в суде или у нотариуса. Такая оценка пользуется популярностью среди пользователей, которые хотят выяснить цену машины для себя, например, перед продажей.

Как быть в случаях с трейд-ин?

Trade-in – это система, при которой за новый автомобиль владелец частично платит старым. Процедура предусматривает и оценку машины, которой владеет водитель сейчас. В целом она не отличается от обычной оценки при продаже или для оформления наследства, однако не всегда реально привлечь к процедуре независимого эксперта.

Салоны предпочитают самостоятельно оценивать автомобиль и делают они это очень тщательно. От водителя требуется пригнать машину в салон, где ее последовательно прогонят через мойку, комнату визуального осмотра и автосервис. Всю необходимую информацию об оценке авто по Трейд-ин онлайн вы найдете в отдельной статье.

Что может повлиять на конечный показатель?

Базовая стоимость высчитывается исходя из марки, модели и года изготовления машины. В дальнейшем оценщик может менять цену в большую или меньшую стоимость исходя и внешних и внутренних факторов:

    Внешние факторы – это то, что происходит на рынке в данный момент. Опытный оценщик обязательно учтет, например, экономическую ситуацию в стране, спрос на машины и даже сезонность. Ведь в летнее время автомобили покупают далеко не так активно, как весной или осенью.

Имеет значение и востребованность конкретной марки, репутация автомобиля и популярностью производителя среди россиян.

  • Внутренние факторы – состояние транспортного средства и его особенности. Есть ли дополнительное оборудование? Какая мощность двигателя? Есть документы? Пробег? Набор опций? Переделки? Техническая исправность? Повреждения кузова?
  • Как видите, без проведения оценки не обойтись во многих ситуациях. Когда дело доходит до спора о стоимости или владелец хочет точно определить цену своего транспортного средства, необходимо привлечь эксперта-оценщика. Он осмотрит автомобиль и предоставит отчет, в котором владелец найдет полный перечень факторов, повлиявших на итоговую цену транспортного средства

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    От чего зависит остаточная стоимость автомобиля

    Как узнать «перепродажную» стоимость автомобиля?

    Готовясь к покупке нового автомобиля, потенциальный покупатель заостряет свое внимание на множестве факторов, которые, как правило, и являются критериями для того, чтобы сделать окончательный выбор. Однако рассматривая и изучая множество характеристик и показателей, будущие автовладельцы зачастую упускают такой немаловажный момент, как ликвидность приобретаемого нового автомобиля спустя определенный период времени с начала его эксплуатации. Проще говоря, при выборе новой машины, будет немаловажно получить ответ на вопрос — а сколько будет стоить этот автомобиль через несколько лет на вторичном рынке, т.е., насколько машина потеряет в цене через три, пять и более лет с начала ее использования?

    Естественно, что от того, сколько времени автомобиль эксплуатировался до момента его продажи на вторичном рынке, и будет зависеть цена машины. Некоторые автовладельцы предпочитают менять машины раз в два-три года, считая личный автомобиль «временной техникой», которую можно и нужно менять по мере выпуска новых моделей автомобилей.

    Еще больше тех, кто покупает машину всерьез и надолго, расставаясь со своим «железным конем» только после долгих лет эксплуатации, либо когда грядут разорительные ремонтные работы, например, по капитальному ремонту двигателя, замены проржавевших элементов кузова и т.п.

    Вне зависимости от того, по какой причине предстоит смена транспортного средства, решив продать свой автомобиль, его владелец выставляет машину на продажу, например, с использованием специализированных сайтов или при помощи комиссионных магазинов. Многие меняют старый автомобиль на новый непосредственно в автосалоне, где в счет цены вновь приобретаемой машины покупателю засчитывают стоимость его старого автомобиля.

    Стоит отметить, что на продажную стоимость подержанного автомобиля, помимо возраста, влияет техническое состояние машины, а также состояние изношенности кузова и салона.

    Руководители крупнейших европейских автосалонов, занимающихся продажей подержанного автотранспорта, утверждают, что при последующей перепродаже практически любой машины огромную роль играет ее техническое состояние. Так, например, если автомобиль регулярно обслуживался у официального дилера, а его владелец в период эксплуатации бережно и аккуратно относился к автомобилю, при последующей продаже такой машины он сможет получить значительно больше денег, чем тот автовладелец, который относился к своей машине небрежно.

    Автомобиль, обладающим отличным внешним видом, производит гораздо более положительное впечатление, нежели прочие машины, его хочется купить, что, безусловно, сказывается на степени повышения цены. Но даже внешне красивый и привлекательный подержанный автомобиль вряд ли удастся продать по высокой цене, если он был восстановлен после аварии. Речь не идет о незначительных повреждениях (вмятинах и притертостях), которые неизбежны в ходе эксплуатации авто. Ведь, учитывая перегруженность современных автодорог, регулярно пользуясь автомобилем несколько лет, невозможно сохранить его в абсолютно безупречном состоянии.

    Негативным образом скажутся на цене подержанного авто при его продаже серьезные аварии, после которых приходилось ремонтировать, к примеру, лонжероны, стойки кузова или крышу. Обнаружить, что автомобиль был «переварен», не так сложно.

    А вот замена изношенных расходников и установка новых аккумулятора, покрышек, элементов тормозной системы – напротив, будет способствовать повышению ликвидности автомобиля. С одной стороны, поменянные к продаже машины расходники избавят потенциального покупателя от дополнительных трат после приобретения транспортного средства, а с другой – будут указывать на то, что прежний владелец относился к своему автомобилю бережно, вовремя меняя необходимые запчасти.

    Изучая все аспекты при выборе нового авто, специалисты рекомендуют обращать внимание и на такие особенности, которые, влияя на ликвидность машины в последующем, будет невозможно изменить. Так, кажущийся на сегодня ярким и модным дизайн экстерьера автомобиля спустя несколько лет может стать непопулярным и устаревшим.

    Не последнюю роль играет популярность марки машины, доступность и цена запасных частей на нее. Ни для кого не будет секретом, что ряд немецких и японских автомобильных брендов зарекомендовали себя как производители весьма надежных автомобилей, которые даже через 10 и более лет после выпуска могут работать надежно и безотказно. Поэтому, выбирая себе новую машину, лучше остановить свой выбор на хорошо известных автомобильных брендах, обладающих имиджем производителя качественного транспорта.

    Сюда же необходимо отнести развитость дилерской и сервисной сети. Вряд ли кто-то очень захочет купить подержанный автомобиль, который пусть и находится в отличном техническом состоянии, но запчасти для которого будет просто очень трудно купить, как это случается с большинством моделей китайского производства.

    Нужно отметить, что нередко при прочих равных показателях или характеристиках стоимость подержанных машин одного класса может существенно различаться. Такая особенность обусловлена определенной престижностью марки и модели автомобиля. Далеко не все потенциальные покупатели имеют возможность приобрести новый автомобиль той или иной марки ввиду высокой стоимости машины, а вот 2-3-х летний экземпляр такой модели уже был бы по карману. Таким образом, рождается повышенный спрос на определенные марки и модели машин, обусловливающий несколько завышенную стоимость подержанного автомобиля.

    Пожалуй, ярким примером изложенного тезиса является продукция японского бренда Subaru. Подержанные легковушки и кроссоверы этой марки очень хорошо продаются на вторичном рынке как в Европе, так и по другую сторону Атлантического океана. Автомобили Субару сохраняют весьма высокую продажную стоимость даже спустя несколько лет после выпуска конкретной машины. Несмотря на это, спрос на Субару остается очень хорошим. В плане стоимости самого бренда, являющейся составной частью цены любого подержанного автомобиля, продукция Subaru неоднократно признавалась лучшей среди многих популярных автопроизводителей. Причем любопытно, что популярность автомобилей Субару одинакова высока как для кроссоверов Forester и Outback, так и для седанов Legacy.

    Отчасти относительно высокую стоимость тех или иных моделей при перепродаже обеспечивает немалая стоимость новых экземпляров этих моделей. Учитывая высокую конкуренцию на автомобильном рынке, многие массовые производители вынуждены минимизировать ценники на новые автомобили, чтобы сохранять высокий уровень спроса на свою продукцию. Подобный демпинг оказывает негативное влияние на стоимость подержанного экземпляра. Кто захочет покупать пятилетний автомобиль, если добавив к предлагаемой за него цене еще немного, можно купить новую машину?

    Наконец, маркетологи отмечают еще один момент, позволяющий поднять стоимость подержанного автомобиля при его перепродаже. В данном случае речь идет о моделях, выпущенных особыми, ограниченными и по своему дизайну или комплектации несколько отличающимися от стандартных серийных машин той же модели. Здесь можно сыграть на цвете кузова, оригинальном дизайне колесных дисков или наличии специального оснащения.

    Подводя итог, стоит сказать, что каким бы странным это ни казалось, но, покупая новый автомобиль, стоит сразу прикидывать, насколько привлекательным и востребованным он будет спустя несколько лет при перепродаже. Ведь если потенциальный покупатель не планирует ездить на приобретаемом автомобиле до превращения его в груду металлолома, актуальность остаточной стоимости машины возникнет уже через несколько лет после покупки нового автомобиля. При этом, как показывает реальная практика, чтобы продать подержанный автомобиль максимально дорого, следует тщательно и вдумчиво подойти к вопросу приобретения новой машины, учтя перечисленные особенности.

    Ссылка на основную публикацию