В ДТП нет виновных: как быть

ВС разобрался, заплатят ли автостраховку, если виновник ДТП не установлен

Сразу установить, кто из водителей виноват в ДТП, может не получиться. Могут ли водители в этой ситуации требовать компенсации от страховщика или же выплату придется отложить до тех пор, пока степень вины водителя не будет установлена судом? В том, может ли страховщик отсрочить выплату, если вина водителей не установлена судом, разобралась коллегия Верховного суда по гражданским спорам.

Иван Седых* попал в аварию на своем KIA SPORTAGE. На его машину, припаркованную на правой стороне дороги с открытой дверью, наехал водитель автомобиля Lada. Изначально сотрудники ГИБДД решили, что в аварии виноват Седых, но позже в ГИБДД возбуждать дело в отношении него отказались и исключили из документов об аварии ссылки на его вину. Седых представил документы своему страховщику – АО “Согаз” – в надежде на компенсацию. Однако ему отказали, сославшись на то, что он виноват в ДТП. Когда договориться со страховой не удалось, водитель обратился в суд. Там он потребовал взыскать с компании страховое возмещение, неустойку, штраф и компенсацию морального вреда – в общей сложности около 270 000 руб.

И первая инстанция, и апелляция пришли к выводу, что требования надо удовлетворить частично: страховое возмещение выплатить, а во взыскании неустойки, штрафа и морального вреда отказать. Суды исходили из того, что вина участников ДТП установлена только в ходе рассмотрения гражданского спора, а значит, нельзя говорить, что страховая задержала выплату денег.

Но Верховный суд счёл такой подход неверным (дело № 9-КГ17-16). Коллегия под председательством судьи Вячеслава Горшкова заключила, что вывод суда о том, что страховщик не несет ответственности за не вовремя выплаченное возмещение, поскольку вина участников аварии установлена только при рассмотрении дела в суде, ошибочен. В подтверждение своей позиции ВС привел положения закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В нём, в частности, говорится, что если степень вины участников ДТП судом не установлена, страховщики не освобождаются от выплаты возмещения по страховке, обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия. Такая же позиция содержится и в постановлении Пленума ВС № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно установить вину застрахованного лица в наступлении страхового случая или определить степень вины каждого из водителей – участников дорожно-транспортного происшествия, лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на ее получение. В таком случае страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба.

Из постановления Пленума ВС № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Не выплачивать неустойку, штраф и компенсацию морального вреда страховщик может, только если он возместил каждому из водителей понесенный ущерб в равных долях. Вывод нижестоящего суда о том, что страховщик не отвечает за несвоевременную выплату части возмещения из-за установления вины участников ДТП только в суде, неверен, указал ВС. Чтобы разрешить спор правильно, суду следовало установить, выплачивала ли страховая компенсацию в равных долях водителям и есть ли обстоятельства, которые могли бы освободить ответчика от выплаты – это и предстоит выяснить суду апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела.

* имена и фамилии участников процесса изменены редакцией

В ДТП нет виновных: как быть

Главная страницаФорум Гарант

Произошло ДТП, в результате Г. признан виновным в нарушении п. 8.5 ПДД. Тем временем второй участник Ч. подает в суд общей юрисдикции исковое заявление (основанное на указанном постановлении) о возмещении материального ущерба, связанного с ДТП.
Гражданин Г. оспаривает это постановление и дело передают на новое рассмотрение. Таким образом виновника ДТП нет.
Вопрос: что делать с иском о возмещении материального ущерба?

ничего не делать. виновность в гражданско-правовом смысле не имеет прямой связи с виновностью в административном смысле.

т.е. нужно написать возражение на исковое заявление и указать на отмену постановления и просить отказать в иске?
ну напишите. только виновность (гражданина Г. или второго участника) все равно установят – не на основании постановления, а на основании, например, автотехнической экспертизы.

или еще есть какие варианты?
а то.

установить виновность это второй вопрос.
Сейчас, в данной ситуации, исковое заявление основано только на отмененном постановлении. Т.о. основания иска (возмещение вреда виновным лицом Г.) ничем не подтверждены.
Судьба такое искового заявления какова?

рассмотрение в обычном порядке.

Я думаю, в исковом заявлении, на данный момент, должны отказать? Верны ли мои суждения?
нет.

хорошо, тогда можете дать совет, что мне (я на стороне г-на Г.) делать в данной ситуации?
Если ничего не имеет смысла)

почему же ничего?

какой шаг предпринять?
пока – представить суду документ, подтверждающий отмену постановления, и на этом расслабиться. если истец заявит о необходимости проведения автотехники – представить авто на осмотр. если суд отложит до вынесения нового административного постановления – лежать и ждать постановления. вам пока доказывать нечего и нечем, поэтому сидите смирно, шагать никуда не надо.

нового расследования ДТП не будет, прошел срок исковой давности.
она не исковая.
значит, как раз суд в процессе и решит, кто виноват в ГП-смысле.

Еще раз спасибо за участие в моей проблеме.
всегда пожалуйста.

Кто “причинитель вреда”?
отвечает он, “если не докажет. “.

Кто “причинитель вреда”?
ты же видишь, они не в курсе пока, ибо могут ориентироваться только на исправленную справку о ДТП (без нарушений у обоих) и отмененное постановление.
так что – в суде узнают.

а каким образом они могут (суд) узнать кто виноват? и кому платить по счетам?
в ходе судебного разбирательства, оценивая представленные сторонами и добытые с посощью суда доказательства.

1. Факт ДТП был, но виновных лиц нет, т.к. сейчас из ГИБДД придет бумажка, что доследования не будет, т.к. истек срок исковой давности.
опять. повторяю: виновность в совершении административного правонарушения и даже просто нарушении ПДД (если ответственность за него КоАП не предусмотрена) сама по себе не означает с неизбежностью, что данное лицо виновно в причинении ущерба в результате ДТП в гражданско-правовом смысле.

2. Т.е. суд будет сам по имеющимся в деле доказательствам оценивать степень вины каждого? и исходя из решения вынесет свой вердикт?
угу (вердикта не будет, будет решение).

Отвечает “причинитель вреда” – это в общем случае.
Пример (ситуация сложная): поворот налево, дорога однополосная в каждую сторону.
Первый водила включил поворотник и начал поворот, второй – пошел на обгон.
Если “въехал” второй, то он – причинитель вреда. Мог предусмотреть, но не предусмотрел. И игнорировал “поворотники”.
Если “въехал” первый, когда второй “уже шпарил по встречке”, то он – причинитель вреда.

Вообще, данная ситуация (п. 8.5 ПДД) – сложная.

Хотел бы только добавить, что (лично мое мнение) при возмещении со страховой по ОСАГО нет “взаимозачета” и нет “выплат пропорционально вине”. Т.е. выгоднее признавать “обоюдку” и требовать со страховой (с обеих) полные (не “усеченные”) суммы в пределах лимита ОСАГО.

Предъявлять претензии второй страховой от другого потерпевшего.

что самое интересное г-ну Ч. (кого признали не виновным) выплатили по страховой всю сумму 120 тыс. руб. как интересно теперь быть с этим?
пока никак не быть, ждать решения суда.
если суд признает, что г-ну Ч. ничего не полагается, ибо его вина 100% – потом страховая взыщет обратно. если полагается все – оставит как есть (если свыше 120 тыр. ущерб – еще довзыщет в его пользу с виновника). если распределение вины будет в пропорции – соответственно, либо довзыщут в его пользу, либо снимут лишнее потом по иску страховой.

Зачем судье это, если вскоре вопрос с виновностью будет очевиден?
и ты туда же. затем, что виновность в смысле КоАП не означает С НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ, что в гражданско-правовом смысле вина будет на том же участнике (или только на нем).

вопрос не в неизбежеости, а в очевидности. Все идут наиболее легким путем. Понимаешь?
понимаю. в данном случае очевидности точно нету – одного изначально не привлекали к ответственности, у второго постановление отменено. так что суду придется думать своей башкой.

у второго постановление отменено. так что суду придется думать своей башкой.

вот суд и возьмет паузу и приостановит до принятия решения по постановлению.

по схеме ГАИ знак должен быть, но его не было? оба участника могут предъявлять иск к администрации муниципалитета, которая ненадлежаще содержала дорогу и не следила за наличием знака.

ОСАГО тут не работает.

Знак ветром уронен был.
Разве не работате ОСАГО?
Я думал сослаться на
Ст. 1 ФЗ 40 “страховой случай – наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение”. В соответствии с п. 22 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» «В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях».
Вред причинен. Страховой случай наступил. Степень виновности не уствновлен. 50%.

Естественно смущает, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. По идее тот кто ехал под отсутствующий “Уступи” свою невиновность докажет, т.к. отсутствие знака зафиксировано и не оспаривается, а он был помехой справа на равнозначном перекрестке.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ”, 2022.

Тема: Виновника ДТП нет. КАСКО или ОСАГО.

Опции темы
Поиск по теме

Виновника ДТП нет. КАСКО или ОСАГО.

Всем привет! Если есть ОСАГО и КАСКО, но нет виновного в ДТП, страховое возмещение должно быть выплачено страховщиком (стоимость восстановительного ремонта ТС):
– по ОСАГО (только пострадавшему в ДТП?или всем участникам ДТП?)- в рамках 120 т.р.?
– по КАСКО (и виновнику,и пострадавшему?) – в рамках страховой суммы по полису КАСКО?
– Выплаты должны быть по обоим страховкам или что-то одно оплачивается?
– Если виновного ДТП нет, то только КАСКО работает?
– Какой срок взыскания страховых выплат с СК по полису КАСКО по независимой оценке?
Скиньте ссылки на судебные решения, когда нет виновника дтп, но в рамках 120 т.р. по ОСАГО с СК взыскивают по суду страховое возмещение?

Каким образом вы собираетесь получать выплаты по ОСАГО, если виновник ДТП не установлен, а следовательно, не наступил страховой случай для уплаты по полису ОСАГО? ОСАГО – это страховка виновника, и если виновника нет, по ОСАГО спрашивать не с кого.
Если вы застрахованы в КАСКО, то обращайтесь, соответственно, в свою страховую.

Был такой случай у моего знакомого, поехал в лес за грибами, осень, сыро, машину скинуло с ” дороги” на дерево, сумма ущерба была что, то около 25 тыс. В страховке было записано что до 30 тыс. без выхова ГАИ. Страховая отказалась, выплачивать,пришлось, через суд, Доказывать, что это не дорога, в соответсвии с правилами дор. движения, и сумма менее 30, взыскали со страховой. Исковое, что то не могу у себя найти, наверное удалил. Посмотрите свою страховку.

dpolekhov, спасибо. С ОСАГО понятно.
Участников ДТП – два авто. ДТП было 2,5 года назад. И там и там есть вред здоровью и авто обе хорошо разбиты. Виновника нет, и обоюдки нет. Отказали в возбуждении административного дела в связи с расхождением показаний свидетелей и участников ДТП, а также недостоверной информации по делу. Не смогли установить,кто же всё-таки проехал на разрешающий сигнал светофора, а кто на запрещающий.
У одного участника дтп ОСАГО и КАСКО. В полисе КАСКО водитель не был вписан,но СК по полису КАСКО оплатила сумму ущерба через пол года после дтп. Участник не согласен был с суммой страхового возмещения по КАСКО и сейчас делает независимую оценку, сумма которой значительно превышает сумму, которую ему оплатила СК, но в рамках страховой суммы по полису. Какой срок ИД по взысканию суммы ущерба по независимой оценки?

Читайте также:  Как оспорить справку о ДТП

Европротокол в таком дтп не актуален был,сумма ущерба большая. Участник дтп с Каско,был уверен в своей правоте, но. (см. выше пост)

Автор, виновный в ДТП есть всегда. Или в 99,999 % случаев.
ГАИ не определяет виновных в ДТП, оно занимается делами об административных правонарушениях, что не одно и то же.
Виновность в ДТП определяется судом при рассмотрении гражданского дела.

Статья 966. Исковая давность по требованиям, связанным с имущественным страхованием
1.*Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет два года.
2.*Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года (статья 196).

Статья 200. Начало течения срока исковой давности
1. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Автор, виновный в ДТП есть всегда. Или в 99,999 % случаев.
ГАИ не определяет виновных в ДТП, оно занимается делами об административных правонарушениях, что не одно и то же.
Виновность в ДТП определяется судом при рассмотрении гражданского дела.

Статья 966. Исковая давность по требованиям, связанным с имущественным страхованием
1.*Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет два года.
2.*Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года (статья 196).

Статья 200. Начало течения срока исковой давности
1. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

КАСКО-2 года, ОСАГО- 3 года? Срок ИД начинает течь с момента получения страхового возмещения?сейчас нужно подать иск “взыскании компенсации причиненного вреда”, и в суде устанавливать виновное лицо в ДТП или обоюдное? А сейчас можно установить виновное лицо по суду, если после дтп прошло 2,5 г? В случае установления виновного лица, сумму ущерба,превышающую (117 т.р.) сумму страхового возмещения-предъявить виновнику дтп?А если будет признано обоюдное дтп выплат по ОСАГО не будет?

Что делать, если у виновника ДТП нет ОСАГО

Аварии — как серьезные, так и совсем незначительные — случаются по самым разным причинам на дорогах нашей необъятной Родины ежедневно. Одни водители, предупреждая возможные расходы и суету с бумажной волокитой, заключают договор КАСКО, другие — ограничиваются обязательной «автогражданкой», рассчитывая в случае чего отремонтироваться за счет страховой компании виновника ДТП.

Однако в рядах автомобилистов присутствуют и те, кто ездит вообще без ОСАГО или же — сами того не подозревая — с фальшивыми полисами. Сами они рискуют, разве что, нарваться на небольшой штраф в размере 800 рублей, который еще и подразумевает 50-процентную скидку при оплате в первые 20 дней после вынесения постановления. А вот те, кого они «подбивают» в ДТП, вынуждены потом месяцами носиться по судам, добиваясь справедливости и возмещения расходов на ремонт.

Как известно, принцип действия ОСАГО довольно прост, и заключается он в следующем: после аварии пострадавшая сторона получает компенсацию от страховой компании виновника. И логично, что если действующего полиса «автогражданки» у зачинщика ДТП нет, то и никакие выплаты второму водителю не положены. Но неужели потерпевшим ничего не остается, кроме как плакать над разбитым автомобилем и откладывать деньги на ремонт?

О, отнюдь. Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ, «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Проще говоря, пострадавший имеет полной право обратиться за компенсацией к виновнику аварии напрямую. Раз сэкономил на полисе ОСАГО, пусть платит из собственного кармана.

Для начала следует просто поговорить с зачинщиком ДТП — постараться урегулировать вопрос досудебном порядке. Зафиксируйте себе фамилию, имя и отчество должника, адрес его прописки и контактные данные: номер мобильного телефона и, на всякий случай, городского. Если в суматохе вы не успели этого сделать на месте аварии, а вторая сторона после оформления инцидента поспешно скрылась, обратитесь к инспектору, прибывшему на вызов. Он поделится всей необходимой информацией.

ГИБДД перестанет требовать у водителей полис ОСАГО

Виновники ДТП тоже начнут получать деньги по ОСАГО

Получив от оппонента отказ в компенсации ущерба, приступайте к сбору пакета документов для юридической претензии. В первую очередь вам понадобятся отчет о независимой экспертизе, который содержит в себе данные о повреждениях и калькуляцию, и документ, подтверждающий, что выбранная вами контора осуществляет деятельность законно. Если машина восстановлению не подлежит, необходимо получить другой отчет — УТС (утраты товарной стоимости). И в том, и в другом случае при проведении процедуры необходимо присутствие виновника аварии.

Следующий шаг — составление досудебной претензии. С этой бумагой помогут юристы, хотя и самостоятельно справиться с ней вполне реально. В документе нужно подробно описать обстоятельства ДТП, подтвержденные выдержками из нормативных актов требования и сумму причиненного ущерба, которая может включать в себя, помимо прочего, расходы на эвакуатор, хранение автомобиля, проведение экспертиз, услуги адвоката и, разумеется, моральный ущерб.

Как показывает практика, дальше претензии, подкрепленной копиями справки о ДТП, постановления об административном нарушении, писем с вызовом на осмотр, экспертной оценкой ущерба и чеками, дело не заходит. Большинство виновников соглашается компенсировать все расходы на этом этапе, поскольку понимают, что если пострадавший доберется до суда, то придется заплатить гораздо больше. Оппонент все равно упирается? Смело направляйтесь к Фемиде — благо, что все документы у вас уже готовы.

У виновника ДТП нет ОСАГО

В последнее время всё меньше и меньше автомобилистов, которые управляют машинами без действующей автогражданки. Одна из причин – повышение штрафа за отсутствие ОСАГО. Сейчас его размер достигает 800 рублей. Инспекторы ГИБДД могут штрафовать водителей ежедневно. Однако наложение штрафа – не самое страшное последствие отсутствия автогражданки. Намного хуже, когда у виновника ДТП нет ОСАГО. В такой ситуации страховщик не будет компенсировать причинённый вред.

Если у виновника ДТП нет ОСАГО, что его ожидает?

Владелец автотранспорта при его эксплуатации должен заключить соглашение автогражданки. Поэтому при езде без полиса первое наказание – наложение штрафа. КоАП РФ в статье 12.37 пункте 2 установлена величина ответственности – 800 рублей.

Но что делать пострадавшему, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО? Может ли потерпевший обратиться к собственному страховщику за компенсацией? Здесь важно понимать сущность страхования автогражданской ответственности.

Федеральный закон №40 в статье 6 пункте 1 указывает: «Объект обязательного страхования – это имущественные интересы, которые связаны с риском автогражданской ответственности собственника ТС по обязательствам, которые появились в результате нанесения ущерба имуществу, здоровью и жизни пострадавших при эксплуатации автотранспорта на территории России».

Это значит, что автогражданка страхует вероятность возникновения ответственности шофёра. Если на виноватого в дорожной аварии действует страхование автогражданской ответственности и возник страховой случай (авария), тогда организация возместит причинённый вред потерпевшему. По ОСАГО нельзя произвести ремонтные работы по отношению к его транспортному средству.

Кто выплатит ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО

Страховщик откажет в возмещении в данном случае и будет иметь на это полное право. Это объясняется отсутствием оснований для возмещения ущерба по автогражданке (не является страховым случаем). Ситуация отличается от той, когда виноватый водитель не вписан в договор, который оформлен на автотранспорт. В данных условиях возможны различные варианты.

Гражданский кодекс РФ в статье 1064 устанавливает, что «ущерб, нанесённый имуществу либо личности человека, а также собственности организации, должен быть в полной мере возмещён инициатором инцидента». Как следует из этого, если у виновника ДТП нет ОСАГО, он и платит для компенсации убытков. Поэтому именно с него пострадавшему придётся взыскивать нужную сумму.

Что делать потерпевшему, если у виновника ДТП нет ОСАГО, и он причинил вред здоровью

Если в дорожном инциденте виноват водитель, у которого нет действующей автогражданки, а в аварии пострадали граждане, травмированные имеют право на компенсацию. Это устанавливает 18 статья ФЗ №40. Потерпевший должен направить профессиональному объединению страховщиков обращение и предоставить им заявление с требованием о возмещении. Ему следует приложить документацию, её комплект устанавливают правила автогражданки.

Невиновной стороне будет выплачена компенсация. В будущем в порядке регресса по заявлению РСА сумма будет взыскана с виновника ДТП, который управлял автомобилем без полиса ОСАГО. Сейчас у потерпевшего есть возможность выбирать: потребовать компенсации ущерба после аварии у её виновника либо с Союза автостраховщиков.

Кто платит, если у виновника нет ОСАГО, а у пострадавшего оформлено КАСКО

Если у пострадавшего есть КАСКО, а виновник ДТП без ОСАГО, это значительно облегчает ситуацию. В таких условиях не нужно будет самостоятельно взыскивать с нарушителя правил ущерб, а это нередко бывает проблематично. Компенсацию будет производить компания, с которой заключён договор комплексного страхования. Для этого важно правильно оформить дорожно-транспортное происшествие, только после этого необходимо обратиться к страховщику.

Читайте также:  Как заполняется извещение о ДТП

Собственнику автомобиля необходимо восстановить его по КАСКО. Однако это не значит, что виновный водитель будет освобождён от ответственности. После компенсации причинённого вреда потерпевшему страховщик предъявит требования в порядке суброгации к виновной стороне и возместит причинённые убытки.

Порядок действий, если попал в ДТП, а у виновника нет ОСАГО

С самого начала после аварии на дороге важно определить, имеет ли другая сторона действующую автогражданку. Второй водитель должен предоставить данные сведения. Если окажется, что у виновного автомобилиста отсутствует полис, порядок действий будет зависеть от определённой ситуации и может отличаться в каждом конкретном случае.

Этап 1. Оформление аварии в установленном законодательством порядке

Это поможет упростить взыскание компенсации причинённого вреда с виноватого в аварии водителя, у которого нет действующей автогражданки. Также будут отсутствовать основания для обвинения автомобилиста в том, что он оставил место аварии и нарушил правила дорожного движения.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии не может производиться без инспектора ГИБДД. Если хотя бы у одного участника ДТП нет автогражданки, тогда не допускается оформление европротокола. Без дорожной полиции правильно оформить инцидент не получится.

Этап 2. Взыскание возмещения с виновного водителя

Важно удостовериться, что виновный в ДТП автомобилист осознаёт, что если у него нет действующего ОСАГО, то именно он будет обязан компенсировать причинённый ущерб. Сделать это можно следующим образом:

  • Непосредственно на месте аварии. Если у виновника нет ОСАГО, но он хочет сразу же заплатить и компенсировать причинённый ущерб, с величиной которого согласен пострадавший. Тогда важно, чтобы водитель пострадавшего авто после получения денег должен написать соответствующую расписку.
  • Через некоторое время после аварии. Если виновный водитель не имеет возможности сразу же после ДТП произвести возмещение причинённого вреда, он может составить расписку о компенсации ущерба с обязательством произвести возмещение. Стороны инцидента могут разработать договор о возмещении ущерба. Когда причинённый вред будет выплачен, пострадавший составит и направит виновному водителю без ОСАГО расписку, что необходимая сумма получена.

На практике не всегда виновный водитель, который пообещал произвести денежную выплату, в будущем отказывается это делать. Рассмотрим, как можно защитить свои права.

Как произвести взыскание ущерба с виновника ДТП без ОСАГО

В соответствии с действующим законодательством, компенсировать ущерб обязан виновный водитель. Что можно предпринять, если он отказывается производить оплату?

Если виноватый в дорожной инциденте не имеет страховки отказался произвести компенсацию причинённого вреда хотя первоначально он соглашался произвести оплату (была составлена соответствующая расписка либо договор), тогда можно сделать следующее:

  1. Направить досудебную претензию виновному водителю о возмещении вреда. В ней необходимо указать вероятные последствия отказа от компенсации ущерба, например, это может быть судебный иск.
  2. Если предложение виновника не устраивает пострадавшего, тогда можно добиваться справедливости через суд.

Как правило, для обоснования величины необходимой суммы организуется независимая экспертиза, по её итогам будет установлена стоимость проведения ремонта. Пострадавший уполномочен потребовать у виновной стороны возместить причинённый ущерб в полном объёме – оплатить проведение восстановительных работ без учёта износа. Перед проведением экспертной оценки убытков важно выслать виновному водителю уведомление о месте и времени её проведения.

Если виновный водитель не является хозяином транспортного средства

Если у виновного в аварии отсутствует ОСАГО, а он при этом не является хозяином транспортного средства, тогда требование о выплате вреда предъявляется ему. Это происходит лишь в том случае, если у шофёра отсутствует автогражданка. При наличии страховки, в которую не вписан автомобилист-виновник, пострадавший может подать заявление страховщику о выплате возмещения.

Если ОСАГО поддельный либо просроченный

Если виновный водитель имеет просроченную автогражданку либо договор является поддельным, тогда его статус приравнивается к тому, что автомобилист не имеет страховки.

Понятия «период эксплуатации автотранспорта» и «срок страхования» – это не одно и тоже. Федеральный закон №40 позволяет подписать соглашение обязательного страхования при сезонной эксплуатации машины либо в течение нескольких месяцев в году. При возникновении дорожно-транспортного происшествия в период, который не охватывает автогражданка, пострадавший сможет получить страховую компенсацию, а виновному водителю будет выдвинуто регрессивное требование страховой компенсировать причинённый вред.

Если виновник ДТП скрылся с места аварии и не имеет ОСАГО

Оставшийся на месте аварии автомобилист должен вызвать инспектора ГИБДД и сообщить о происшествии. Свидетели дорожного инцидента могут оказать помощь в поиске и установлении вины. В случае нахождения сбежавшего виновника аварии, если он откажет в компенсации причинённого вреда, пострадавший имеет право подать судебный иск. Во время разбирательства нужно будет доказать, что ДТП случилось из-за действий ответчика.

Если виноватого в ДТП найти не получилось, тогда возмещение ущерба, который был причинён транспортному средству, получить не удастся. В случае причинения вреда ущерба здоровью неизвестным лицом пострадавшему может быть произведена компенсация. Чтобы её получить, нужно обратиться в РСА.

Если виновник без ОСАГО и без работы

Если в дорожном происшествии виноват водитель, у которого нет действующей автогражданки и он является безработным, это не может выступать основанием для освобождения от ответственности. Например, можно договориться с пострадавшей стороной производить возмещение по частям.

В тех случаях, если у виновника нет полиса ОСАГО, и он не хочет производить возмещение, тогда для его получения пострадавшему придётся подать судебный иск на автомобилиста за уклонение от ответственности. Суд может учесть отсутствие дохода у виновного и уменьшить возмещаемую сумму.

Получение компенсации по ОСАГО, если страховщик обанкротился либо потерял лицензию

Если страховщик признан банкротом либо у него отозвана лицензия, является ли это равнозначным отсутствию автогражданки у виновного водителя? В соответствии с 18 статьёй закона №40, при отзыве лицензии у страховой компании виновного водителя либо при её признании банкротом будет произведена компенсационная выплата ущерба, который был причинён:

  • имуществу пострадавшего;
  • жизни и здоровью людей.

Чтобы получить компенсацию, пострадавший обязан обратиться в РСА, подать в организацию заявление с требованием произвести возмещение. Также необходимо предоставить документацию, которую требуют правила ОСАГО.

Порядок действий для оформления досудебной претензии

Перед тем, как подавать судебный иск, лучше попробовать уладить дело миром. Так, если виновный водитель возражает против возмещения, следует вызвать на место ДТП инспектора ГИБДД. Последний должен получить все данные о виновнике – ФИО, адрес прописки, контактную информацию и наличие ОСАГО. После этого следует составить юридическую претензию.

  • Отчёт об экспертной оценке. Обычно эта услуга стоит несколько тысяч рублей. Без неё шансы на успех будут минимальны. В случае выигрыша дела в суде расходы компенсирует проигравшая сторона. При экспертной оценке обязательно должен присутствовать виновный в аварии водитель.
  • В случае невозможности восстановления транспортного средства требуется отчёт о его утилизации. Его цена приблизительно такая, как и независимой экспертизы.
  • Досудебная претензия. Её могут разработать юристы, но при желании документ можно составить самостоятельно. В нём следует обозначить такие данные: место ДТП, направление движения машины и детали инцидента. Лучше свои требования подтвердить цитатами из российского законодательства. В претензии должна чётко фигурировать величина возмещения.

Потерпевший может включить в сумму возмещения деньги, которые потрачены на юридические услуги, проведение экспертизы, а также включить компенсацию морального ущерба. К претензии необходимо приложить копии каждого используемого в процессе документа и подтверждение расходов (чеки). К ним относятся: досудебная претензия, отчёт экспертизы, бумаги на автомобиль, а также постановление об административном нарушении.

Многие виновники соглашаются уже на данном этапе произвести возмещение убытков пострадавшему. Это связано с тем, что шансов выиграть в суде у них немного. Однако в случае судебного разбирательства проигравший дополнительно возместит расходы на проведение тяжбы, а это немалые деньги.

Как видно, даже если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, это вовсе не значит, что у потерпевшего нет шансов получить финансовое возмещение. Конечно, процедура может затянуться. Но если всё делать правильно и не допускать ошибок, то удастся получить компенсацию не только материальных потерь и вреда здоровью, но и морального ущерба.

Виновник ДТП не установлен: что делать и кто возмещает ущерб

Многоканальная бесплатная горячая линия 8 (499) 110-92-57

Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу, штрафам, покупке и обмену автомобиля и другим вопросам.

Ежедневно с 9.00 до 21.00

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (499) 110-92-57 .
Это быстро и бесплатно!

Если виновник ДТП не установлен, несмотря на все принятые меры со стороны сотрудников полиции, у водителей возникают проблемы. Кто возместит ущерб автомобилю?

В некоторых случаях поможет выплата страховки по ОСАГО. Существенно упростит решение проблемы наличие полиса КАСКО. Однако в большинстве случаев, автовладельцы вынуждены заниматься восстановлением своего транспорта самостоятельно.

Как бы там ни было, требуется иметь представление о том, как устанавливается причастность водителя к ДТП. Ведь второй участник инцидента может настаивать на своей невиновности, и тогда ее предстоит доказать в суде.

Как определяется вина водителя в ДТП

Виновность в происшествии имеет место тогда, когда водитель проигнорировал требования правил дорожного движения. В серьезных авариях одновременно нарушается сразу несколько разных пунктов ПДД.

Чтобы картина была полной, необходимо установить причинно-следственную связь между несоблюдением нормативных предписаний и наступившими последствиями.

Сказанное применимо вне зависимости от того, какая ответственность дальше ожидает водителя: административная или уголовная. Для назначения наказания существенное значение имеет степень виновности в аварии.

Условия, влияющие на меру вины:

  • состояние водителя, был ли он пьяным или трезвым;
  • действия остальных участников инцидента, включая пешеходов;
  • освещенность участка магистрали, на котором произошла авария, сопутствующие погодные условия;
  • качество дорожного покрытия, правильность нанесения разметки и установки знаков;
  • исправность самого транспортного средства.

Зачастую ответственность за ДТП несут оба водителя. В этом случае речь идет об обоюдной вине. Ее наличие не влияет на административное наказание, но может отразиться на содержании приговора по уголовному делу.

Нередки ситуации, когда из составленных сотрудниками ГИБДД материалов нельзя достоверно установить виновника аварии. Тогда степень вины каждого из водителей в процентах определяет суд, при условии подачи соответствующего иска, одним из участников дорожного происшествия.

Возмещение материального ущерба происходит также в пропорциональном соотношении. К примеру, когда суд распределяет вину автовладельцев как 70 на 30 %, также компенсируется и ущерб, нанесенный транспортным средствам.

Если виновник погибает, выплаты осуществляет его страховая, в случае превышения лимитов, бремя возмещения несут наследники.

Существуют наиболее распространенные причины ДТП по вине водителя. Их можно сформировать в виде такого списка.

Факторы дорожно-транспортного происшествия:

  1. Отсутствие должных навыков в управлении автомобилем, проявление неосмотрительности, небрежности.
  2. Превышение допустимой скорости, обход дорожных знаков и разметки на асфальте.
  3. Игнорирование сигналов светофоров, указаний регулировщика.
  4. Нахождение под влиянием алкоголя, наркотиков, психотропных веществ.
  5. Выезд в путь на неисправном транспорте.

Следствием аварии могут стать плохое состояние дорожного покрытия или сложные погодные условия.

Читайте также:  Как обратиться в страховую компанию после ДТП

Здесь вина водителя чаще всего заключается в отсутствие требуемых мер предосторожности. Они подразумевают снижение скорости до минимума, увеличение безопасной дистанции до транспорта, двигающегося впереди.

Нередко возникновению происшествия способствуют действия других водителей. «Подрезание», выезд на встречную полосу, агрессивное поведение само по себе.Тогда сидящие за рулем граждане, уходя от столкновения, сами невольно попадают ДТП.

Как установить виновника аварии

В ситуации, когда на дороге произошло ДТП, вина водителя устанавливается как по горячим следам, так и после наличия уже собранного пакета документов. Все зависит от масштабов происшествия, количества задействованных машин. Не последнюю роль играет поведение водителей.

Многолетняя практика выработала не только алгоритм установления виновника аварии, но и верную тактику поведения всех ее участников.

Некоторые предписания прямо закреплены в правилах дорожного движения, а также в КоАП РФ.

К примеру, порядок действий на случай дорожного происшествия регламентирован в п.п. 2.5, 2.6, 2.6.1. В свою очередь процедура производства по делам об административных правонарушений, права их участников, иные важные положения содержатся в Главах 24-26, 28 Раздела IV КоАП.

Большую роль при выяснении истины играет собранная доказательная база во всей своей совокупности. Именно на ее основании принимается решение о привлечении гражданина к административной либо уголовной ответственности.

Примерный перечень доказательств;

  • письменные источники;
  • фотографии;
  • объяснения участников ДТП, свидетелей, сотрудников ГИБДД;
  • вещественные доказательства в виде осколков стекла или кусочков краски;
  • результаты экспертиз, освидетельствования лица.

В расчет также берутся показания специальных технических средств. Речь идет о радарах скорости и приборах, определяющих уровень алкоголя в крови водителя.

Теперь самое время перейти к процедуре определения виновника.

На месте ДТП

Во многих случаях виновник автоаварии становится понятен сразу. Большинство нарушений правил дорожного движения имеют очевидный характер и не требуют дополнительных способов доказывания.

В составляемый протокол вносятся обстоятельства инцидента со ссылкой на те нормы ПДД, которые не были соблюдены. О многом расскажет и схема ДТП.

Типичные проступки автолюбителей:

  • проезд на красный свет;
  • очевидное превышение скорости;
  • несоблюдение правил пересечения перекрестков;
  • выезд на встречную полосу движения.

В случае, когда сидящий за рулем был нетрезв, это тоже относится к несоблюдению правил дорожного движения (ст.12.8.1 КоАП РФ). Первоначально количество алкоголя в крови гражданина определяется сотрудником ДПС с помощью специального прибора – алкотестера. Дальше, как правило, следует медицинское освидетельствование.

Каждый из участников происшествия вправе написать к протоколу собственные пояснения. Их содержание принимается во внимание при вынесении постановления о назначении штрафа и/или определении срока лишения водительского удостоверения.

Если не виноват, как доказать на начальном этапе

По факту дорожно-транспортного происшествия возбуждается административное производство. Исходными документами в рамках него является схема, составляемая на месте аварии, пояснения участников и свидетелей.

В свою очередь, между оформлением материалов дела и принятием постановления о привлечении виновника к административной ответственности проходит определенный период времени – 2 месяца.

За этот отрезок водитель не должен сидеть, сложа руки для того, чтобы подтвердить собственную правоту.

Основные права владельца машины:

  • возможность знакомится с материалами административного производства;
  • предоставление дополнительных пояснений, письменных доказательств;
  • право прибегнуть к правовой помощи со стороны юриста, адвоката.

Кроме этого, участник ДТП может настаивать на проведении дополнительных экспертиз. Они, на основании ч. 2 ст. 27 КоАП РФ проводятся за счет бюджетных средств. С кругом вопросов, которые нужно поставить эксперту, определяются заранее.

Обжалование виновности КоАП

Логическим итогом ДТП становится постановление дознавателя ГИБДД о привлечении одного или обоих водителей к административной ответственности в форме штрафа. Его допускается оспорить. С этой целью лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе подать жалобу вышестоящему руководству или в районный суд.

Протокол об административном правонарушении по законодательству оспорить нельзя. Требуется дождаться постановления о назначении штрафа.

Многие выбирают второй путь в надежде большую объективность. Как бы там ни было, необходимо все успеть сделать в десятидневный срок с момента получения постановления. Иначе, придется писать ходатайство о восстановлении упущенного времени, обосновывая причины допущенной задержки.

Обжалование постановления может иметь место последовательно в нескольких судебных инстанциях. Многие водители в поисках справедливости доходят и до Верховного Суда РФ.

Кстати, обжалуется постановление не только о применении денежных санкций, но и об отказе привлекать гражданина к административной ответственности. Здесь действует то же правило 10 дней. В жалобе требуется по пунктам описать процессуальные нарушения, допущенные со стороны сотрудника ГИБДД.

В случае, когда в возбуждении административного производства отказал мировой судья, его определение может быть пересмотрено. С этой целью пишется жалоба в районный суд по месту расположения участка мирового судьи.

В гражданском суде

Рассмотрение дела имеет свою специфику. Предъявляется иск ко второй стороне не только о взыскании ущерба, но и об окончательном определении виновника дорожного происшествия.

Необходимо будет внести госпошлину, которая состоит из двух частей. Определение виновника рассматривается как неимущественное требование и оплачивается в размере 300 рублей.

Касаемо возмещения материального ущерба, пошлина исчисляется в процентах от выдвигаемых требований. За основу берется п.1 ст. 333.19 НК РФ. Там определен размер платежа с привязкой к цене иска.

Полезно привлечь к участию в деле страховую компанию в качестве третьего лица. Когда суд выяснит, что страховое возмещение предоставлено пострадавшим не в полном объеме, взыскивается недостающая сумма, но в пределах, действующих по ОСАГО, лимитов.

А если скрылся

К сожалению, не всегда виновник ДТП остается на месте аварии для дальнейших разбирательств. И это только добавляет проблем владельцу пострадавшего транспорта. Тем не менее, нужно предпринимать конкретные действия и со своей стороны.

Так, на место столкновения обязательно вызывается патрульный экипаж, который зафиксирует факт повреждений. До приезда сотрудников ГИБДД водитель может сделать несколько снимков поврежденных участков автомобиля.

Отдельно делаются снимки асфальта, поскольку там могут остаться частички от другого транспорта: осколки фар, зеркал. Кстати, отпечаток протектора на дороге также помогает экспертам идентифицировать автомобиль.

После приезда дежурной группы начинается работа, по идентификации второго участника инцидента.

Основные действия на месту столкновения:

  • опрос водителя, других свидетелей;
  • сбор следов, оставшихся на проезжей части;
  • производство необходимых замеров;
  • изучение записей с видеокамер, расположенных на окрестных объектах.

Схематически розыск скрывшегося автомобиля происходит следующим образом. Вначале выносится постановление об осуществлении розыскных действий. На основании пояснений потерпевшего, свидетелей устанавливаются приметы транспортного средства. На первом месте среди них стоят марка и цвет.

Дальше по базе данных делается выборка машин, соответствующих описанию. После этого сотрудники полиции проверяют автомобили на предмет возможной причастности к аварии.

По законодательству на поиск машины отводится 2 месяца. При этом пострадавший хозяин транспорта также может осуществлять поисковые мероприятия со своей стороны.

Можно ли получить страховку, если виновник ДТП не установлен

Случается так, что налицо по всем признакам дорожно-транспортное происшествие, однако дознаватель после необходимых действий выносит постановление о том, что оба водителя не виноваты. Есть ли в таком случае смысл обращаться к страховой компании за получением ОСАГО?

Даже когда вина участников ДТП не установлена, все равно существует возможность рассчитывать на страховое возмещение.

В силу предписаний ст. 12 ФЗ об ОСАГО в том случае, когда степень вины участников происшествия не определена, считается, что они несут ответственность за причиненный вред в равных частях. Аналогичное указание содержится и в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда № 2 от 29.01.2015 г.

Следовательно, можно обращаться в свою страховую компанию за получением компенсации по ОСАГО. Правда, она будет вдвое меньше ожидаемой суммы.

Позиция Верховного суда

Дополнительно приводится пример из судебной практики, имеющий прямое отношение к теме статьи.

Осенью 2015 года имело место ДТП с участием двух автомобилей. Пострадавшая сторона подала документы на получение возмещения своему страховщику.

В ответ был получен отказ, мотивированный тем, что виновником происшествия был именно автор обращения.

Между тем, вина водителя доказана не была. Поэтому он обратился в суд не только с иском о получении основной суммы, но и взыскании предусмотренных законодательством об ОСАГО и защиты прав потребителей штрафных санкций и морального вреда.

Первая и апелляционная инстанция с иском согласились лишь частично, взыскав только основную сумму страховки. Отказав по остальным требованиям, суды отметили, что нельзя привлекать страховую компанию к ответственности за просрочку выплаты возмещения, поскольку вина участников столкновения была установлена судебным решением позднее.

Автомобилист с таким положением вещей не согласился и обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ. И коллегия судей поддержала доводы, изложенные в обращении.

В определении от 19.12.2017 г. по делу № 9-КГ17-16 отмечено, что страховщик освобождается от ответственности только в том случае, если выплаты были произведены участникам ДТП в равных частях при обоюдной вине.

В рамках данного дела этот факт не был установлен. В итоге спор направили на повторное рассмотрение в апелляцию.

Советы водителю при определении степени вины

С самого начала стоит придерживаться намеченной линии поведения. Кстати, ее может подсказать опытный адвокат, специализирующийся на дорожных происшествиях.

Дополнительно полезно наладить эффективное взаимодействие не только с дознавателем, но и со вторым участником аварии.

А также пригодятся рекомендации, приведенные ниже. Они проверены практикой и помогли многим владельцам авто, попавшим в неприятности.

Основной список конкретных шагов:

  1. Необходимо принять участие в воссоздании всех деталей аварии. Со своей стороны допускается делать снимки с разных ракурсов, давать собственные пояснения, замечания к составленной схеме инцидента. Заранее обращается внимания на имеющиеся противоречия в материалах ДТП.
  2. Наряду с показаниями свидетелей помогут записи внешних камер наблюдения с окрестных офисов, магазинов. Водители проезжающих машин со своей стороны могли заметить важные детали. Найти нужных людей можно с помощью социальных сетей.
  3. Когда одним из виновников ДТП являются коммунальные службы, по чьей халатности дорога пришла в негодность, нужно узнать координаты соответствующей организации. Часто ее наименование указывается в протоколе об административном правонарушении.
  4. При подготовке иска об определении степени вины требуется написать о мотивах собственного поведения на дороге и о том, почему не представилось возможным предотвратить аварию в сложившихся условиях.
  5. Нужно воспользоваться своим правом на проведение экспертиз. Чем объемнее заключение специалиста по своему содержанию, тем выше шансы благоприятно решить проблему.

Когда происшествие случилось по обоюдной вине, компенсация затрат на ремонт автомобиля происходит обычно за счет выплат по ОСАГО. По действующим правилам приоритет отдается ремонту на согласованной со страховщиком станции технического обслуживания. Не стоит забывать о возможности возместить ущерб по КАСКО, при его наличии.

При отсутствии страховых полисов или вписанных данных о водителях в них, вред приходится возмещать из собственного кармана. И здесь идеальным вариантом станут взаимные договоренности со второй стороной. В них прописываются не только согласованные суммы, но и порядок их уплаты.

К процедуре определения истинного виновника ДТП требуется подойти скрупулезно. От этого зависит оперативность восстановления транспорта и возмещения вреда.

Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Ссылка на основную публикацию