ВС РФ: единая методика определения размера расходов на ремонт автомобиля не всегда адекватно отражает размер фактического ущерба
![]() |
lipik / Shutterstock.com |
28 марта 2016 года в результате наезда на выбоину в покрытии проезжей части дороги принадлежащий С. автомобиль получил механические повреждения переднего и заднего левых колес и заднего левого диска.
Стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа согласно заключению эксперта составила 59 100 руб. При этом эксперт руководствовался методическими рекомендациями для судебных экспертов без использования Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утв. положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П (далее – Единая методика).
Считая, что причиненный ущерб подлежит возмещению учреждением “У”, не исполнившим надлежащим образом обязанность по содержанию автомобильной дороги, С. обратился в суд с иском, в котором требовал взыскать в его пользу 59 100 руб. в счет возмещения причиненного ДТП ущерба, а также расходы на оплату независимой экспертизы в размере 2500 руб. и юридических услуг в размере 10 000 руб.
Суд удовлетворил эти требования лишь частично, взыскав в пользу С. сумму ущерба в размере 35 120 руб., 1485,5 руб. расходов на оплату услуг эксперта и 6000 руб. в счет оплаты услуг представителя (решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 21 июня 2016 г. по делу № 2-3292/2016).
По мнению суда, в ДТП виноваты как водитель, который не учел дорожные и метеорологические условия и допустил наезд на выбоину (ст. 10.1 ПДД), так и учреждение “У”, ненадлежащим образом выполнившее обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования. Вина сторон была установлена в процентном соотношении – 20% и 80% соответственно.
Кроме того, определяя размер ущерба, суд первой инстанции исходил из необходимости применения в данном случае Единой методики и, руководствуясь заключением эксперта, установил размер ущерба равным 43 900 руб.
С. обжаловал это решение, но апелляция оставила его в силе (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 7 сентября 2016 г. по делу № 33-8609/2016).
Сочтя позицию судов незаконной, С. обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, и тот нашел основания для ее удовлетворения (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 23 мая 2017 г. № 50-КГ17-3).
Сославшись на преамбулу Единой методики, Суд подчеркнул, что ее применение является обязательным при определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства только в рамках ОСАГО. Тогда как правоотношения, возникшие между С. и учреждением “У” законодательством об ОСАГО не регулируются. В данном случае, отметил ВС РФ, применению подлежат нормы об общих основаниях возмещения вреда.
По общему правилу, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим (ст. 1064 Гражданского кодекса). Лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (ст. 15 ГК РФ).
Что касается причинения вреда автомобилю, то, указал ВС РФ, потерпевшему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства. Таким образом, размер подлежащих возмещению расходов должен соответствовать реальным, то есть необходимым, экономически обоснованным, отвечающим требованиям завода-изготовителя, учитывающим условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденным расходам, в том числе расходам на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).
При этом Суд сделал вывод о том, что действующее законодательство не предполагает, что предназначенная исключительно для целей ОСАГО Единая методика безусловно распространяется и на деликтные отношения. Данная позиция была также высказана КС РФ (постановление КС РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П, постановление КС РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П).
Нижестоящие суды, по мнению ВС РФ, не учли, что произведенные на основании Единой методики подсчеты размера расходов на ремонт не всегда адекватно отражают размер причиненного фактического ущерба и, следовательно, не могут служить единственным средством для его определения.
В связи с этим Суд признал акты нижестоящих судов незаконными и направил дело в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение, в ходе которого посоветовал в полной мере учесть все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесенный потерпевшим ущерб.
Единая методика расчёт выплаты ущерба по ОСАГО при ДТП
Покупая полис страхования ОСАГО, автовладелец приобретает уверенность, в том, что если он попадет в ДТП, то ему возместят сумму, потраченную на устранение ущерба. Но в реальной жизни получить компенсацию в 100% размере очень сложно, так как страховые организации зачастую прибегают к всевозможным вариантам, уменьшающим величину страхового ущерба. Чтобы не быть обведенным вокруг пальца страхователю нужно хоть немного влиться в суть расчета выплаты по ОСАГО.
Что говорит закон о компенсации по ОСАГО в 2022 году?
По сравнению с тремя – четырьмя годами ранее в 2022 году страховые выплаты на покрытие понесенных затрат по ОСАГО стали больше почти вдвое. В законе №223-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об обязательно страховании» указано, что если в результате ДТП поврежден автомобиль, то страховщик может предоставить не более 400 тыс. руб., а если вред нанесен жизни и здоровью, то – не более 500 тыс. руб.
Цифры конечно приличные, но это самая большая граница страховой суммы, которую может получить пострадавший. На практике она не всегда максимальная, так как учитывается много различных факторов. Например, износ транспортного средства, тип повреждения, оценочная стоимость и т.д.
Чтобы получить страховое возмещение, владельцу страхового полиса нужно не позднее 5 суток с момента ДТП известить страховщика о произошедшем событии. А он уже в течение 20 дней оформит страховой случай, проведет экспертизу машины, сделает расчеты и переведет страховую сумму на ранее выданный пластик.
Сколько возмещается по ОСАГО, если есть пострадавшие
Если в результате аварии пострадал один или несколько человек, то в первую очередь нужно сделать все, чтобы он попал в руки к медикам. И если автовладельцу выплачивается нанесенный ущерб его транспорту, то людям, получившим увечья, производится выплата в соответствии с характером полученной травмы.
Ранее мы отметили, что при нанесении вреда здоровью максимальный размер компенсации равен 500 тыс. руб. Но в определённых случаях предоставляется фиксированная выплата:
- 100%, то есть 500 тыс. руб. получают люди, которым в результате аварии были нанесены увечья, повлекшие присвоение первой группы инвалидности.
- 70%, то есть 350 тыс. руб. получают граждане, которые приобрели повреждения, повлекшие присвоение второй группы инвалидности.
- 50%, то есть 250 тыс. руб. получают лица, получили травмы, повлекшие присвоение третьей группы инвалидности.
- 100%, то есть 500 тыс. руб. получают все дети, которые в результате аварии получили любую из трех групп инвалидности.
По правилам ОСАГО при наступлении страхового события страховщик производит денежную компенсацию пострадавшему человеку в зависимости от типа увечья. Например, если в результате внутреннего кровотечение потеряно меньше 1 тыс. мл, то величина компенсация составляет 7%, то есть 35 тыс. руб., а если больше 1 тыс. мл, то 10% – 50 тыс. руб.
Сколько возмещается по ОСАГО, если есть погибшие
Начиная с 1 апреля 2015 года, по страховке ОСАГО на территории России начали гарантированно предоставлять выплаты на погребение и денежную помощь семье, утратившей в результате ДТП кормильца.
Сегодня величина компенсации составляет 475 тыс. руб. и еще дополнительные 25 тыс. руб. на погребение. Если в ДТП погибло несколько человек, то компенсация выплачивается каждой семье усопшего, который был их кормильцем.
Сколько возмещается по ОСАГО при ДТП, если водитель не в трезвом состоянии
Если у автовладельца есть купленный полис ОСАГО, и он попадает в аварию, находясь при этом под действием алкоголя или наркотических веществ, то ему как минимум со стороны сотрудников ГИБДД стоит ожидать большого штрафа и лишения прав.
При этом страховая компания даже в таком случае обязана произвести страховую выплату пострадавшей стороне, но в дальнейшем с владельца полиса через суд она будет требовать возместить эту сумму.
Составляющие суммы компенсации по ОСАГО или что влияет на сумму выплаты при ДТП?
В процессе осуществления расчетов страховой суммы принимается во внимание множество факторов:
- Сколько в денежном эквиваленте придется заплатить за восстановление авто.
- Какой износ у машины.
Чем больше степень износа, тем меньше страховая компенсация, так как:
- Теряется товарная стоимость.
- Оплачивается услуга эвакуации.
- Влекутся расходы на экспертизу.
Несмотря на то, что и страховыми учреждениями и независимыми экспертами используется ЕМРУ, результаты у них зачастую разные. Чтобы понять, как такое может происходить, нужно подробно разобраться в формуле расчетов.
Понятие ЕМРУ
Под единой методикой расчета ущерба подразумевается специализированный способ, позволяющий произвести расчет страховой суммы по ОСАГО, которая понадобится страхователю на покрытие ущерба после аварии.
Регулируется ЕМРУ такими документами:
- ФЗ №432-П – в нем отражен свод нормативных бумаг, используемых для осуществления расчета материальной компенсации.
- ФЗ №433-П – в нем указан свод дополнительных нормативных бумаг, регулирующих правила осуществления независимой экспертной оценки, позволяющей определить величину ущерба и разобраться в определенных деталях ДТП.
- БЦЗ – электронная версия базы данных, в которой можно найти ценники запчастей и деталей на большинство машин.
ЕМРУ содержит полные описания специфических терминов, порядок расчетов и формулы с объяснениями, справочный материал, правила создания отчетной документации экспертами и т.д. Это все дает возможность с точностью определить, сколько нужно выплатить владельцу пострадавшего ТС по страховке ОСАГО на приведение машины в нормальное для езды состояние.
В ЕМРУ включены данные обо всех основных машинах, встречающихся в разных регионах РФ (список регулярно обновляется и сейчас в нем зафиксировано более 67 марок).
На практике применение ЕМРУ возможно:
- Страховыми учреждениями и представителями, назначенными в официальном порядке, которые уполномочены на проведение осмотра поврежденных авто.
- Сертифицированными экспертными компаниями, в том числе и независимыми.
- Частными экспертами со специализированной лицензией.
- Судебными экспертами со специализированной лицензией.
Все вышеперечисленные лица должны попадать под следующие требования:
- Закончить ВУЗ по техническому направлению.
- Окончить специальные экспертно-технические курсы с успешной сдачей экзамена в конце.
- Хотя-бы один раз в 5 лет повышать свою квалификацию на специальных курсах.
- Проработать в профильной сфере минимум 1 год.
После выдачи лицензии на право осуществления экспертизы данные эксперта заносятся в список всех техников экспертов. Найти его можно на онлайн портале РСА.
Правила составление акта осмотра авто, пострадавшего в ДТП
Прежде, чем страховая приступит к расчету суммы, которая понадобится на ремонт владельцу авто, получившего увечья в ДТП, сначала должен быть составлен акт осмотра ТС по независимой экспертизе.
В нем должны быть зафиксированы такие моменты:
- На каком основании проводится осмотр машины.
- Когда начат и когда завершен осмотр.
- Где именно произошла авария.
- Полные данные о владельце и лице, управлявшем транспортным средством рулем во время аварии (ведь владелец может дать свою машину в пользование другу или родственнику).
- Полная информация о машине. Сюда входит комплектация, величина пробега и дата, с которой авто начали эксплуатировать.
- Сведения об увечьях, полученных до аварии. Кроме самих повреждений еще нужно описать их вид, расположение и т.д. Если машина ремонтировалась или в ней менялись запчасти, то это тоже указывается.
- Данные о поломках, возникших в результате ДТП.
- Текущее состояние авто.
В случае перемещения машины с места происшествия, это действие тоже отражается в акте. Причем указывается не только сам факт, но и адрес, куда она доставлена.
С помощью какой формулы устанавливается размер страховой выплаты?
ЕМРУ рассказывает, как правильно сделать расчеты, чтобы узнать величину страховой компенсации.
Расчет осуществляется при использовании следующей формулы:
РВ=ЦМ+ЦР+ЦД, где под РВ подразумевается суммарный размер выплаты, под ЦМ – цена материалов, под ЦР – цена ремонта, под ЦД – цена деталей, которые требуют замены.
При расчете всех перечисленных показателей применяется среднерыночный ценник. Рассчитывая показатели ЦР и ЦМ, обязательно учитывается город, где случилось происшествие и точная дата.
Определяя стоимость параметра ЦД, обязательно учитывается износ. Для этого рассчитывается поправочный коэффициент, а затем от единицы отнимается полученный результат и умножается на параметр ЦД.
Так как поправочный коэффициент никогда не бывает больше единицы, ни одна страховая не возместит полный рыночный ценник детали. И это логично, так как с годами состояние всех запчастей машины ухудшается.
Рассматриваем пример расчета компенсации по ОСАГО
Дано: Автомобиль Черри Тигго Т11, находящийся в использовании с 2012 года. За это время пробег намотан до 75 тыс. км. Страховое событие на дороге с его участием случилось в феврале 2015 года. На основании итогового отчета экспертизы было установлено, что степень износа машины составляет 35%. А по составленном акту осмотра выяснилось, что выполнить необходимо следующее:
- Заменить и покрасить дверь.
- Заменить лобовое стекло с креплением.
- Починить переднюю тормозную колодку.
Для начала рассчитаем цену деталей (ЦД) – приобрести нужно переднее стекло и переднюю тормозную колодку. Чтобы узнать среднерыночные цены, зайдем на три интернет-страницы, найдем там одни и те же детали и определим их среднерыночную стоимость, сложив три ценника и разделив их на три. Лобовое стекло – 1,500 + 1800 + 1600/3 = 1633 руб. Дверь – 14000 + 16000 + 18000/3 = 16000 руб. Таким образом, суммарная цена всех деталей составит – 1633 + 16000= 17633 руб. Теперь нужно рассчитать сколько придется заплатить за детали с учетом их износа – (1-0,35) * 17633 = 11461 руб.
Теперь определим цену ремонтных работ (ЦР) – нам нужно починить переднюю тормозную колодку. Пусть один час работы стоит 1100 руб. Согласно нормативному акту №432-П (в нем приведена информация о трудозатратах на различные виды работ) ремонт тормозной колодки занимает 3,5 часа. ЦР = 3,5 часа * 1100 руб.= 3850 руб.
В завершении рассчитаем цену материалов (ЦМ) – нам необходимо покрасить дверь и установить ее. Допустим, что среднерыночный ценник за один час работы в первом случае составляет 1300 руб., а во втором – 700 руб. Согласно нормативному акту №432-П покраска двери занимает 2 часа, а ее установка – 0,5 часа. Тогда ЦМ = 2 часа * 1300 руб. + 0,5 часа * 700 руб.= 2975 руб.
Когда у нас есть все данные мы может рассчитать полностью величину выплаты: РВ = 11461 + 3850 + 2975 = 18286 руб.
Расчет стоимости ремонта в онлайн режиме
Чтобы расчет сделать более простым для людей РСА создал специальный электронный онлайн-калькулятор, позволяющий самостоятельно узнать все будущие затраты. Перейти на оффициальный сайт РСА (российского союза автостраховщиков) и посчитать ущерб по страховке можно по ссылке: http://prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html
Для определения среднего ценника на детали, вносятся такие параметры:
- Дата осуществления ремонта.
- Регион (город).
- Марка машины.
- Код запчасти.
Для того, чтобы узнать величину компенсации, которую выплатит страховщик необходимо суммировать стоимость всех деталей и полученную цифру умножить на коэффициент износа.
Чтобы узнать цену ремонта необходимо внести:
Стоимость материалов рассчитывается на основе:
- Даты.
- Изготовителя материала.
- Названия товара.
Совершив один запрос можно узнать цену сразу трех параметров.
Как выплачивается компенсация при аварии, если оформлен полис и ОСАГО И КАСКО?
Если автовладелец приобрел обязательный полис ОСАГО и дополнительный КАСКО, то он может не бояться больших финансовых затрат ни на ремонт своей машины, ни на восстановление чужой. Если случилось страховое происшествие на дороге и виновным признали Вас, то страховщик выплатит денежную компенсацию пострадавшей стороне, а Вам возместит затраты на починку авто в соответствии с условиями договора страхования КАСКО.
Если виновником аварии признаны не Вы, а второй участник, то его страховщик предоставит Вам нужную сумму по полису ОСАГО на ремонт машины, а Ваш страховщик выплатит Вам компенсацию по КАСКО.
Заключение
Важно самостоятельно научиться рассчитывать страховую сумму, так как ни для кого не секрет, что в России страховыми учреждениями часто практикуется умышленное занижение величины компенсации. Бороться с этим можно, проведя повторную экспертизу, в компании не связанной со страховщиком. Если даже и это не поможет, то самый крайний выход из ситуации – обращение в судебный орган. Выиграв суд, страхователь получит не только компенсацию ущерба в полном объеме, но еще и половину суммы, которую страховщик не досчитал изначально. Для него это будет своеобразным штрафом за халатность в расчетах.
По каким принципам страховая компания оценивает ущерб при ДТП
Никто из автомобилистов не застрахован от дорожно-транспортных происшествий, которые случаются на российских дорогах. Виной тому выступает невнимательность, несобранность на дороге, управление машиной в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Водитель не сможет заранее предугадать, как поведет себя другой участник движения. Поэтому даже глупое недоразумение становится причиной серьезной аварии. Если авария на дороге все же произошла, то необходимо адекватно оценить характер повреждений автомобилей, чтобы выяснить сумму, необходимую для их восстановления. Для этой цели и проводится экспертиза, которая позволяет сразу получить наиболее достоверную и качественную оценку ущерба, нанесенного автомобилю в ходе дорожно-транспортного происшествия.
Оценка автомобиля после аварии
Только независимая оценка ущерба автомобиля после ДТП дает возможность получить корректную оценку урона, нанесённого автомобилю в аварии. В последнее время число дорожно-транспортных происшествий растет. В силу этого государством заработан особый механизм, позволяющий регулировать отношения между участниками аварии: пострадавшим и виновником ДТП. Российским законодательством продиктованы четкие правила, а также порядок возмещения ущерба при ДТП. Оценка ущерба при ДТП Росгосстрах и любой другой страховой фирмы регламентируется нормативно-правовыми актами в сфере автострахования КАСКО и ОСАГО. Это означает, что если при приобретении автомобиля вы использовали страховой полис транспортного средства, то юридическая организация автоматически дает направление на проведение автоэкспертизы в учреждения, которые ей подконтрольны.
Многие автовладельцы наслышаны о том, как страховая компания оценивает ущерб после ДТП. Фирмы, подконтрольные страховой компании, будут работать на страховщика, намеренно занижая стоимость восстановления автомобиля. В документах, которые предоставит эксперт страховой фирмы будет не к чему придраться, а автовладелец получит выплату, которой не хватит на полное восстановление автомобиля. Именно поэтому большинство автовладельцев, попавших в ДТП, обращаются за помощью в оценке автомобиля к независимым экспертам.
После того, как независимый эксперт проведет осмотр машины и выдаст соответствующее заключение, владельцу повреждённого транспортного средства можно будет обращаться в страховую фирму за компенсацией ущерба. Страховщик в этом случае уже не сможет отказать или занизить размер компенсационной выплаты.
Экспертиза автомобиля с привлечением независимого специалиста проводится не только в случае повреждения машины в результате ДТП, но и при ее продаже. Эксперт осматривает машину и определяет примерную стоимость машины.
Оценка повреждения автомобиля после ДТП необходима в следующих случаях:
- При необходимости узнать стоимость восстановления автомобиля, который был поврежден в результате ДТП.
- Если автомобиль поврежден в результате стихийный бедствий (сильным ураганом, цунами, землетрясением и т.д.), то обязательно требуется проведение оценки ущерба автомобиля.
- Оценка ущерба нужна и при повреждении автомобиля третьими лицами (машину побили хулиганы, взломали в результате кражи).
- Виновники аварии часто обращаются к независимым экспертам, когда не уверены, что эксперт страховой фирмы предъявил корректную сумму возмещения ущерба.
- К независимой экспертизе также можно обратиться тогда, когда автовладелец не уверен в компетентности страховой фирмы.
Пострадавшему автовладельцу не стоит передавать свой автомобиль страховой компании. Он вправе провести независимую экспертизу, результаты которой следует отдать страховщику с заявлением о возмещении ущерба. Перед этим необходимо нотариально заверить результаты независимой экспертизы. На передачу заключения в страховую фирму у гражданина есть пять дней.
Отличия оценки страховой фирмы от независимой экспертизы
Полномочиями определять ущерб автомобиля после ДТП в нашей стране наделены две инстанции:
- Эксперты страховой компании и организации, являющиеся подконтрольными страховым фирмам. Такие эксперты работают на стороне страхователя, поэтому их оценка повреждений после ДТП часто не отвечает реальным повреждениям авто. В большинстве случаев пострадавшие в результате ДТП не доверяют оценке экспертов от страховой фирмы и обращаются к независимым экспертам.
- Второй инстанцией, в полномочия которых входит оценка ДТП и оценка ущерба, являются центры независимых экспертиз. Проведением независимой оценки могут заниматься только экспертные центры, которые прошли аккредитацию вышепоставленными инстанциями. Экспертиза, проведенная независимыми экспертами чаще всего будет отличаться от той, что провели специалисты страховой фирмы. Независимые эксперты, в отличие от экспертов страховой компании, работают по фиксированной оплате, на которую не повлияет результат работы.
Эксперты проводят несколько обследований, например, трасологическая экспертиза при ДТП. Ее цель — установить истинные причины возникновения аварии. Подробнее можно прочитать здесь — https://roadadvice.club/2727-trasologicheskaya-ekspertiza-pri-dtp-chto-eto-takoe-v-kakih-sluchayah-provoditsya
Единая методика оценки ущерба
До 2013 года в России действовало несколько методик, используемых для расчета ущерба. Все они имели только рекомендательный характер. При проведении оценки эксперт мог воспользоваться любой из них, что и приводило к разного рода противоречиям в заключении. Чтобы устранить такие противоречия, была разработана единая система оценки ущерба при ДТП.
Автором такой методики выступил Центробанк. Разработка методики легла на плечи Российского Союза автостраховщиков. Следует учесть, что Союз Автостраховщиков является заинтересованным в этом вопросе лицом, поэтому единая методика оценки ущерба создана с учетом интересов страховщиков.
Единая методика оценки ущерба при ДТП применяется в России с осени 2014 года. Сегодня она является обязательной для применения различными специалистами рынка. Применяют ее как судебные эксперты, так и независимые оценщики, страховщики. Она активно используется в ходе определения стоимости возмещения ущерба в рамках действия полиса ОСАГО. В методике единой оценки описываются алгоритмы проведения оценки, подходы к определению объема повреждений, принципы выбора способов устранения неисправностей.
Единая методика оценки ущерба применяется только в рамках действия полиса ОСАГО. Ее используют в тех случаях, когда дело касается отношений страховой фирмы и физического лица. В других случаях эксперт вправе самостоятельно выбрать ту или иную методику для оценки ущерба. Единая методика была создана не только для улучшения качества работы независимых экспертов, но и с целью увеличения выплат по полисам ОСАГО. Проблема с невыплатами и недоплатами страховых фирм разрешается именно с помощью данной методики.
Бывает, что страховые компании стремятся снизить величину страховых выплат, в отличии от независимой экспертизы. Рассмотрим конкретный пример в видео:
Методика оценки автомобиля после ДТП
Использование нашего сайта означает Ваше согласие на прием и передачу файлов Cookie Что такое Cookie?
- Статьи
- Оценка ущерба при ДТП
Проведение оценки ущерба при ДТП: зачем это нужно?
Как показывает судебная практика, страховые компании все чаще и чаще занижают, либо вообще отказывают в выплате страхового возмещения. Первым этапом борьбы с недобросовестной страховой компанией является проведение независимой оценки автомобиля после ДТП. Она необходима для того, чтобы установить среднерыночную стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.
Оценку ущерба после ДТП осуществляет и сам страховщик, но, как правило, у данных экспертов нет соответствующего образования, предусмотренных законодательством РФ, следовательно, страховая оценка автомобиля после ДТП не является надлежащим доказательством расчета ущерба после ДТП. Законом не предусмотрено обязательное предоставление на осмотр транспортного средства после ДТП страховщику, достаточно известить страховщика телеграммой о:
- месте;
- дате;
- времени проведения оценки ТС.
Но в данном случае, скорее всего, страховщик не упустит своего шанса и неправомерно откажет в выплате страхового возмещения по причине не предоставления на осмотр автомобиля после ДТП.
Как оценить ущерб после ДТП?
Сейчас на рынке существует огромное количество лиц, осуществляющих оценку машин после ДТП, поэтому при выборе независимого оценщика при ДТП на вашем пути встретятся немало «подводных камней».
Прежде чем начать поиск оценщика автомобилей после ДТП, нужно понять, в чем заключается разница между экспертом и оценщиком. Здесь все достаточно просто. Оценщики определяют рыночную стоимость объекта оценки, а эксперты отвечают на такие вопросы, как:
- наличие и характер технических повреждений ТС;
- причины возникновения технических повреждений ТС;
- технология, объем и стоимость ремонта ТС.
Поэтому лучше всего выбирать оценщика, который должен иметь статус, как эксперта, так и оценщика.
Особенности проведения экспертизы по ОСАГО
Проведение оценки после ДТП по страховым случаям по ОСАГО имеют ряд своих особенностей. Согласно ФЗ «Об ОСАГО» для проведения независимой технической экспертизы привлекается ТОЛЬКО эксперт-техник. В соответствии с ФЗ об ОСАГО и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003г. № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства» экспертом—техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную переподготовку по независимой технической экспертизе, профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям к экспертам-техникам и аттестации, при положительных результатах, внесенное в государственный реестр экспертов-техников.
Также при оценке авто после ДТП по страховым случаям ОСАГО следует помнить, что в соответствии со ст. 12 п. 19 ФЗ «Об ОСАГО» оценка ущерба автомобиля на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов).
Нововведения, о которых необходимо знать
С 1 декабря 2014 года, в соответствии со ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» оценка ущерба при ДТП осуществляется в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России. Это означает, что при составлении независимой оценки после ДТП, эксперт-техник обязан использовать данную методику.
Оценка ТС после ДТП не просто формальное действие. От правильной оценки ущерба зависит во многом успех всего судебного процесса. Оценка ущерба от ДТП должна быть произведена не просто грамотным и квалифицированным экспертом, но и должна быть проведена крайне внимательно. Независимая оценка при ДТП в первую очередь включает в себя осмотр разбитого автомобиля. Все повреждения должны быть подробно описаны и изложены в акте осмотра, который составляет эксперт.
Оценка автомобилей после ДТП включает в себя также осмотр экспертом скрытых повреждений, которые не указаны инспектором в справке ГАИ. Скрытые повреждения лучше всего фиксировать сразу вместе с явными повреждениями. Правила оценки ущерба при ДТП предписывают, что эксперт должен фиксировать только те скрытые повреждения, которые относятся к ДТП и соотносятся с внешними повреждениями.
Выбор места проведения экспертизы
На месте ДТП оценка ущерба это самый идеальный вариант, но не все помнят об этом в стрессовой ситуации, да и не все скрытые повреждения есть возможность осмотреть. Осмотр автомобиля на месте ДТП очень хорошо подходит для небольших происшествий, когда поцарапано только оперение кузова: крыло, бампер, дверь. В случаях с более объёмными повреждениями (вмятины на кузове, разбитый бампер) рекомендуется проводить осмотр на территории автосервиса.
Расчет ущерба после ДТП по методике ЦБ РФ и справочникам РСА
С 19 сентября 2014 года для расчета сумм компенсаций по страховым случаям ОСАГО используется утвержденный Центробанком РФ порядок. Он описывается Положением № 432-П. В этом документе содержатся сведения «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Она применяется для расчета ущерба автомобилю после ДТП по ОСАГО. В ее составе — справочная информация по средним ценам на комплектующие и ремонтные работы. Эти справочники разрабатывались РСА (Российским союзом автостраховщиков). Они находятся в открытом доступе на официальном сайте организации.
Анализ предлагаемой методологии и содержания сборников цен показывает, что Положение №432-П вынесено, чтобы снизить убытки страховщиков в части выплаты компенсаций по полисам ОСАГО. Методика была принята в результате лобби РСА. Она не позволяет рассчитывать реальные, объективные суммы компенсаций. Положение обязательно к применению и представителями страхователей, и независимыми экспертами, которые оценивают суммы ущерба после ДТП. Методика применяется на обязательной основе с 17 октября 2014-го года.
Для аварий, произошедших до 17 октября 2014-го года использование данной методики незаконно.
Возможно Вас интересует:
Несоответствие средних цен на сайте РСА реальным рыночным ценам
Сотрудники бюро независимых экспертиз «Инвест Консалтинг» провели анализ справочников РСА. В результате был выявлен ряд грубых несоответствий.
В январе 2015-го года сотрудники «Инвест Консалтинг» проводили экспертизу для Kia Rio, который получил повреждения в ДТП. Для автомобиля требовались замена и окрашивание заднего бампера. Срок гарантии на авто на тот момент не истек, машина 2013 г.в. проходила техническое обслуживание у официального дилера.
Независимая экспертиза ущерба автомобилю
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Стоимость детали по базе РСА | Стоимость детали у дилера | Стоимость детали в магазине | |||||||||
9 280.00 руб | 17 689,38 руб | от 11 421,77 руб | |||||||||
Скриншот сайта РСА | Скриншот сайта дилера | Скриншот сайта розничного магазина | |||||||||
Стоимость детали на 01 октября 2014 года | Стоимость детали на 01 декабря 2015 года До этой даты еще полгода. | |
![]() | ![]() | ![]() |
18200 руб. | 18200 руб. | 18200 руб. |
По результатам проверки выяснилось, что цена для выбранной детали остается неизменной, даже если интервал между запросами больше полугода. База данных имеет грубые технические ошибки — она выводит цены на еще не наступившие даты, «предсказывает будущее». Это показывает, что функционал по расчету цены на заданную дату фактически не был реализован.
Анализ показывает, что справочники цен РСА намеренно вводят клиентов страховых компаний в заблуждение. Расчет ущерба после ДТП на основе этих данных выполнять нельзя.
Компания «Инвест Консалтинг» имеет в своем распоряжении полученное от Министерства Юстиции РФ разъяснение о том, как использовать Положение №432-П при проведении экспертиз. Минюст рекомендует не опираться на данные из справочников РСА, если разница между ними и рассчитанной традиционным способом ценой комплектующих либо нормо-часов для восстановительных и ремонтных работ превышает 10%. Такая рекомендация позволяет нашим экспертам получать объективные и достоверные сведения при расчете убытков от аварий. Разница сумм в наших экспертных отчетах и отчетах страховщиков по одним и тем же случаям может превышать 50%. У нас работает правовой отдел, который поможет отстоять финансовые интересы автовладельца в споре со страхователем. В нашей практике — множество примеров успешного завершения таких процессов.
Примеры ответов страховых компаний на досудебные претензии, со ссылками на Единую Методику
Ответ РЕСО-Гарантия | Ответ Росгосстраха |
![]() | ![]() |