Как правильно оформить ДТП без вызова ГИБДД?
Не всегда ДТП требует вмешательства сотрудников ГИБДД. Если соблюдены определенные условия, проблему можно решить самостоятельно.
Все спорные вопросы могут решиться за несколько часов. Но появится риск не получить положенную денежную компенсацию по страховке, если в протоколе будут ошибки.
Ознакомимся с порядком действий при оформлении ДТП без ГИБДД.
Изменения в законодательстве
Рассмотрим, как оформить ДТП без вызова ГИБДД согласно новому порядку, вступившему в силу с 1 июля 2017 года.
Если нет пострадавших водители должны:
- остановиться, не менять положение транспорта или элементов аварии;
- включить фары аварийной сигнализации;
- расставить на дороге аварийный знак на расстоянии 15 м.
Инспекторы ГИБДД не будут выезжать на место ДТП без пострадавших. Если в результате ДТП никто не пострадал, можно не ехать в ДПС.
Можно самостоятельно решить вопросы по заполнению извещения. Вызов инспектора ГИБДД нужен, если возникнут спорные моменты между участниками ДТП.
Также необязательно участие очевидцев. Фотографий или видео с места аварии будет достаточно.
Водители могут обеспечить себе самостоятельное оформление бланка извещения, в котором нужно прочертить схему и самостоятельно обратиться в страховую компанию за денежной компенсацией ущерба.
Случаи, при которых можно обойтись без ГИБДД
Если у участников нет друг к другу претензий, если никто не пострадал, вызов ГИБДД необязателен.
Тогда водителям нужно действовать следующим образом:
- зафиксировать все на видео или фото;
- съехать с места аварии;
- самостоятельно оформить извещение о случившемся;
- если бланка с собой нет, можно приехать в ближайшее отделение ДПС и составить все документы, а сотрудники помогут в этом;
- можно обойтись без оформления документации, если ущерб незначителен, а стороны пришли к согласию о покрытии расходов на ремонт.
Автотранспортное средство убирают с дороги, если оно мешает проехать другим участникам дорожного движения, если нет разногласий, а инцидент можно решить мирным путем.
Рассмотрим подробнее порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД.
Что такое Европротокол?
Это процедура оформления документов о ДТП без сотрудников ГИБДД. Это бланк извещения об аварии. На его основании можно получить компенсацию по страховому полису.
Оформление по европротоколу — это возможность своими силами задокументировать случившееся и оперативно разъехаться, при этом не создавать заторов на дороге, минимизировать риск возникновения новых столкновений. Такая возможность доступна во всех регионах РФ.
Условия, позволяющие оформить ДТП по европротоколу:
В ДТП участвовали только два автотранспортных средства, и оба участника имеют действующий полис ОСАГО.
- Пострадали только автомобили и прицепы к ним. Нет пострадавших, погибших, вред иному имуществу не причинен.
- У участников нет разногласий в связи с повреждениями авто. Если стороны обвиняют друг друга в произошедшем, придется вызвать ГИБДД.
- Размер ущерба не превышает 50 000 рублей. Если автовладелец уверяет, что такая сумма не покроет расходы по ремонтным работам автомобиля, следует вызвать сотрудников ГИБДД.
Если обстоятельства аварии не удовлетворяют этим условиям, оформлять ДТП придется в общем порядке.
Если ТС-участник аварии зарегистрирован на территории другого государства, у его владельца нет ОСАГО или КАСКО, но есть международный страховой полис «Зеленая карта», фиксировать ДТП также можно без сотрудников ГИБДД или предварительно позвонить в Информационный центр «Зеленая карта» РСА по номеру + 7 (495) 641 27 87 и проконсультироваться.
Узнаем, как правильно оформить ДТП без ГИБДД, чтобы получить страховку.
Видео: Как оформить ДТП по европротоколу?
Бланк Европротокола
Бланк должен быть оформлен правильно. Его выдают в страховой компании автовладельцу, когда тот оформляет полис ОСАГО или КАСКО.
Если его нет, можно обратиться в ближайший офис компании или посмотреть на официальном сайте компании. Также можно воспользоваться услугами справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант».
Как правильно заполнить извещение о ДТП по ОСАГО без вызова ГИБДД? Европротокол при ДТП обязательно должен составляться бланке под названием «Извещение о дорожно-транспортном происшествии».
Документ состоит из основного листа и вкладыша, на который копируются сведения, вносимые на первый лист. После оформления лицевой стороны основной бланк отделяют от дополнительного. Каждый из этих листов обладает равной юридической силой.
Соблюдение правил оформления европротокола при аварии минимизирует риск возникновения разногласий со страховщиком при рассмотрении документов на денежную компенсацию:
- заполняется бланк простой шариковой ручкой, разборчиво, печатными буквами;
- не допускаются помарки и исправления;
- заполняются все графы и поля.
На лицевой стороне указывают:
- информацию о месте, дате аварии (если это трасса, фиксируется ее наименование, километр), времени (должно быть точным до минуты);
- количество поврежденных машин (2), отсутствие пострадавших (другого быть не должно, иначе следует вызвать сотрудников ГИБДД);
- данные по свидетелям аварии (если они есть);
- точные сведения поврежденных авто, автовладельцев, лиц, которые управляли ТС в момент аварии;
- информация о страховщике участника, номер действующего страхового полиса, срок его действия;
- список поврежденных деталей и узлов машины;
- схема ДТП (пункт 17).
Нет единых правил, по которым составляется схема. Но рисунок должен быть понятен, чтобы у страховщика не появилось дополнительных вопросов.
На бумагу нужно нанести положение участка дороги, где произошло ДТП, указать наименование соседних улиц, номеров домов, которые расположены поблизости, или торговых центров и иных ориентиров, светофоров, дорожных знаков, разметок и прочее.
На изображение участка схематично наносят положение ТС в момент аварии (обычно машины изображают в виде прямоугольников), обозначают их кодами «А», »В». Направление движения обозначают стрелками.
Место удара — Х. Под графическим изображением дают расшифровку условных обозначений.
В пункте 14 бланка указывают характер и перечень видимого нанесенного ущерба. Сведения следует описывать кратко и точно. Нужно следить, чтобы другой участник не добавил в этот пункт повреждений, которые не относятся к данному ДТП.
Употребляются термины: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Скрытые повреждения выявляются на экспертизе.
В пункте 16 водители отмечают обстоятельства ДТП. Правильно отражайте маневры авто с учетом того, что:
- Стоянка — это не остановка. Если машина остановилась на светофоре, отмечается, что ТС «остановился на запрещающий сигнал светофора», а не «на стоянке».
- При обгоне одного авто другим, если машина перестраивалась с полосы, отмечается что водитель «менял полосу» и «обгонял».
В пункте 15 «Замечания» можно внести дополнительную информацию об аварии, которая не была указана в пункте с обстоятельствами ДТП.
После составления лицевой стороны ставятся подписи обеих сторон, страницы разделяют, чтобы самостоятельно оформить оборотную сторону.
На оборотной стороне каждый из водителей может описать свое видение аварии, указать, кто управлял автомобилем в момент ДТП.
В «Примечаниях» можно указать сведения о наличии дополнительной информации об аварии, которая была получена после фото- и видеосъемки.
Если бланк будет испорчен, порван, сведения на нем трудно прочитать, документ оформляется на другом банке. Все внесенные в бланк после подписания и разъединения корректировки и дополнения визируются подписями обоих участников.
Если имеются противоречия в данных, которые изложили участники ДТП, значит, характер, перечень повреждений и обстоятельства аварии вызвали разногласия.
Значит, нужно вызывать ГИБДД. Если нельзя определить обстоятельства ДТП и виновника на основании изложенного, страховщик может отказать в денежной компенсации.
Что делать после составления извещения?
Если извещение оформлено, разногласий нет, место ДТП можно покинуть и обратиться к страховщику. К заявлению прикладывается экземпляр извещения об аварии с заполненными лицевой и оборотной стороной.
Отправляется извещение страховщику в течение пяти рабочих дней со дня аварии. Ремонтировать автомобиль нельзя в течение 15 дней.
Если отремонтировать машину необходимо раньше этого срока, ТС предъявляют на осмотр страховщику и получают письменное согласие на ремонт.
Если сотрудник ГИБДД остановит машину
Сотрудник ГИБДД, увидев повреждения машины, может остановить автомобиль, чтобы проверить факт оформления ДТП.
При передаче извещения в страховую нужно взять копию документа, заверенную сотрудником страховой компании, чтобы предъявить ее сотруднику ГИБДД.
ДТП с пострадавшими
В случае ДТП водитель в обязательном порядке:
- останавливается, не перемещает ТС;
- включает аварийную сигнализацию;
- выставляет знак аварийной остановки;
- не меняет положение предметов, которые имеют отношение к аварии;
- определяет наличие пострадавших.
Если есть пострадавшие или погибшие, водитель:
- оказывает первую помощь;
- вызывает скорую помощь;
- вызывает ГИБДД;
- фиксирует ФИО, адрес, контакты очевидцев;
- если случай экстренный, отправляет пострадавших на попутном авто в медицинскую организацию;
- если доставить пострадавших в больницу можно только на автомобиле участника ДТП, нужно отправить их в медучреждение, показать медработникам свои документы, вернуться на место аварии на своей же машине.
Если из-за аварии транспортный поток встал, участник:
- фиксирует место ДТП, положение авто, следы, повреждения с помощью фото-или видеосъемки;
- записывает данные очевидцев, если они есть;
- убирает автомобиль с проезжей части;
- ждет сотрудников ГИБДД.
Сотрудники полиции, прибывшие на место происшествия, фиксируют:
- информацию об участниках аварии;
- объяснения участников и свидетелей;
- дополнительные сведения, которые имеют значение для выяснения обстоятельств аварии;
- выдают справки о ДТП участникам;
- возбуждают производство по делу о правонарушении, если таковое имеет место.
Документы для обращения в страховую
В течение пяти рабочих дней нужно обратиться к страховщику со следующими документами:
паспортом (если водитель — иностранный гражданин, то следует предъявить нотариально заверенный перевод паспорта (или перевод, заверенный в посольстве));
- доверенность на автомобиль, если водитель — не собственник авто;
- документы на право собственности имущества (свидетельство о регистрации, паспорт ТС), договор, если авто находится в лизинге/аренде;
- справка о ДТП (форма №154), приложение к справке, если есть пострадавшие (документ должен содержать: угловой штамп, ФИО сотрудника ГИБДД, составившего справку, данные о месте, дате, обстоятельствах ДТП, номер полиса, название страховой компании, сведения об автомобилях-участниках, сведения о водителях ТС и виновнике, контакты участников, перечень повреждений);
- протокол об административном нарушении;
- извещение о ДТП.
Справки не нужны, если ДТП было оформлено по европротоколу.
Важная информация:
- не подписывайте чистые бланки документов!
- информация о свидетелях должна присутствовать в протоколе;
- если водитель не соглашается с определением факта нарушения ПДД или размером штрафа, инспектор составляет протокол;
- если водитель не согласен с изложенными сведениями, ему следует отметить свою точку зрения в специальной графе, зачеркнуть слово «нарушитель», подписать «водитель», дописать, что не считает себя виновником аварии.
Теперь вызывать сотрудников ГИБДД на место аварии необязательно. Если нет пострадавших, у участников нет друг к другу претензий, оформить ДТП можно самостоятельно.
Если авария отвечает определенным условиям, то оформить ее можно по европротоколу. Благодаря подробной инструкции по заполнению извещения в указанной статье, трудностей в оформлении бланка возникнуть не должно.
Видео: Как оформить ДТП без ГИБДД?
Новые правила оформления ДТП 2022. Памятка по ДТП (схема ДТП, ОСАГО, вызов ГАИ)
Данную памятку советуем всегда иметь в бардачке, поскольку в случае ДТП человек обычно находится в состоянии шока и не всегда может адекватно действовать. Между тем, неправильные показания участников ДТП, незаполнение нужных документов и т.п. нюансы могут сильно повлиять на последствия ДТП. Новые правила оформления ДТП вступили в силу в 2015 году.
Итак, согласно п. 2.5 ПДД водитель в случае ДТП обязан остановится, оказать помощь пострадавшим, потом сообщить о ДТП в ГАИ, записать фамилии очевидцев, обозначить положение ТС на дороге и дожидаться прибытия машины ГАИ.
Дальнейшие действия водителей, участвующих в ДТП, прописаны в пунктах 2.6.1 и 2.6 ПДД. Чтобы не быть голословными, процитируем пункты закона, и ниже разберем их подробнее.
2.6.1 Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:
- оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
- оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
- не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.
Итак, пункт 2.6.1 предписывает действия по оформлению ДТП, если нет пострадавших лиц. Если же какому-либо человеку причинен физический вред здоровью, оформлять такое ДТП следует согласно п. 2.6 Правил дорожного движения (ниже).
Оформление ДТП без пострадавших по новым правилам 2017 г.
В отличие от ранее действующих правил, теперь первым делом следует зафиксировать на фотоаппарат или камеру мобильного телефона положение автомобилей и причастных к происшествию предметов со всех возможных ракурсов, и освободить проезжую часть. Таким образом, теперь не должно быть ситуаций, когда два слегка соприкоснувшихся автомобиля собирают за собой многокилометровую пробку, так как перегораживают проезд. Не убирать автомобили с дороги можно только в том случае, если они не создают никаких помех движению других транспортных средств. В противном случае приехавший наряд ГИБДД оштрафует обоих водителей за невыполнение ПДД.
Далее, водителям следует выяснить, сходятся ли их взгляды в обстоятельствах ДТП, повреждениях автомобилей. Если они согласны друг с другом — они записывают очевидцев проишествияи либо отправляются в ГИБДД для оформления ДТП, либо оформляют извещения для страховой компании (если выполнены требования к ДТП, по которым допускается оформление так называемого европротокола, без справки ГИБДД), либо договариваются о возмещении ущерба «на месте», без ГИБДД. Как видите, обязанность обязательно сообщать о ДТП в ГИБДД теперь отсутствует. Ранее водители боялись покидать место даже мелкого ДТП без вызова ГИБДД, т.к. за оставление места ДТП предполагалось лишение прав. Теперь же можно договориться в соответствии с п. 2.6.1. ПДД и разъехаться, все будет законно. Если виновник передает пострадавшему деньги на ремонт, это обязательно должно фиксироваться распиской.
Если взгляды водителей в обстоятельствах ДТП или повреждениях автомобилей не сходятся, им надлежит связаться с ближайшим отделением полиции, где они получат инструкции, куда им следует прибыть для оформления ДТП. Определять виновного и ущерб будет уже группа разбора ДТП ГИБДД.
Оформление ДТП с пострадавшими по новым правилам 2017 г.
Оформление дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими производится в соответствии с п. 2.6 ПДД РФ.
2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
- принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
- в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
- записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Как видите, порядок оформления ДТП с ранеными иной: первым делом, оказываем помощь пострадавшим, или даже отправляем их на попутке в больницу, или даже отвозим на своей машине. Далее: убирать с проезжей части транспортные средства можно только если объезд участвующих в ДТП машин невозможен, не забыв при этом зафиксировать на фото и видео положение авто и всех причастных предметов. Если есть свободная полоса или обочина для движения — оставляем машины неподвижными до приезда ГИБДД.
Иногда вызывать и ждать сотрудников на месте ДТП не представляется возможным (отдаленность места ДТП, отсутствие свободных экипажей ГАИ). Рассмотрим вариант самостоятельного оформления ДТП без пострадавших.
Если Вы решили оформить схему ДТП без участия ГИБДД
Запишите данные свидетелей происшествия
Обсудите с другими участниками обстоятельства ДТП. Все мнения должны совпадать.
Составьте и подпишите схему ДТП
Как самому составить схему ДТП
Не нужно, наверное, объяснять. что от правильности и понятности схемы ДТП будет зависеть решение ГАИ о виновности того или иного участника. Поэтому:
- Рисуем схему понятную и четкую.
- Обязательна привязка положения ТС к объектам на местности (перекресткам, километровым столбам и т.п.)
- Указываем длину тормозного пути
- Обязательно указание даты и времени ДТП
- Если участник ДТП только один (вид ДТП — наезд на препятствие и т.п.), необходимо указать двух свидетелей ДТП, они должны подписать схему.
На схеме следует обязательно зафиксировать:
- ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газона, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
- положения транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным дорожным объектам, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
- направление движения участников ДТП до момента его наступления
Если ДТП оформляется сотрудниками ГАИ, они фиксируют следующие сведения:
Сотрудник ГИБДД должен подготовить:
- Сведения о водителях и автомобилях, участвующих в ДТП;
- объяснения участников и свидетелей ДТП;
- перечень повреждений автомобилей в ходе ДТП;
- рапорт, в котором указываются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия решения по делу;
- всем участникам ДТП должна быть выдана справка об участии в ДТП, вне зависимости от наличия вины;
- если имело место административное правонарушение — возбуждается производство по делу об административном правонарушении (выносится определение или составляется протокол);
- в некоторых случаях сразу может быть вынесено постановление об административном нарушении.
К материалам дела должны быть приложены путевой лист и/или договор аренды автомобиля, доверенность — если автомобилем управлял не собственник.
Добавим, что обычно экипаж приезжает к месту ДТП и составляет схему ДТП, затем участники отправляются в ведомственный отдел ГИБДД, где в спокойной обстановке фиксируются их объяснения, чуть позже (иногда на следующий день) на руки выдается справка о ДТП.
Не лишним будет самостоятельно записать данные свидетелей происшествия, даже если второй участник ДТП признает свою вину. Также запишите все возможные данные об участниках ДТП: ФИО, адреса и телефоны, номера ОСАГО и наименования страховых компаний.
Чтобы не проворонить возмещение ущерба по «ОСАГО»
Составление бланка извещения о ДТП
По Правила ОСАГО для получения возмещения по ОСАГО обязательно должен быть заполнен бланк извещения о ДТП. Такие бланки выдаются при заключении договоров об ОСАГО. Бланк заполняется либо один при двух участниках ДТП, либо каждый участник заполняет свою копию бланка.
В течение пяти рабочих дней эти бланки должны быть отправлены заказным письмом страховщику. Потерпевший одновременно с этим бланком направляет заявление о страховой выплате. К заявлению необходимо приложить справку о ДТП, выданную органами милиции, копию протокола и постановления об административном правонарушении, если таковое было в действиях виновника ДТП.
Оформление дорожно-транспортного происшествия
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это любая авария с участием автомобиля. При этом совершенно не обязательно, чтобы столкновение было между машинами. Наезд на пешехода, столб или дерево тоже является ДТП.
Авария – это стресс для любого даже самого опытного водителя. Часто люди теряются, паникуют и вследствие чего неправильно оформляют бумаги, что влечет за собой проблемы в получении страховой выплаты. Чтобы этого не произошло, ознакомьтесь с правилами оформления дорожно-транспортные происшествия.
Оформление ДТП
Согласно российскому законодательству виновник аварии обязан компенсировать ущерб пострадавшей стороне. От выбранного способа покрытия вреда зависит и тактика оформления ДТП. Осуществить возмещение можно двумя способами:
- Оформить выплату по страховому полису ОСАГО;
- Заплатить за ремонт при ДТП самостоятельно.
Есть несколько причин, по которым виновник предпочтет компенсировать ущерб пострадавшему водителю, не привлекая страховую компанию. Например, у нарушителя может отсутствовать полис ОСАГО. В этом случае вред придется возмещать из своего кармана в любом случае.
Вторым фактором является малозначительность ущерба. Если повреждения, нанесенные автомобилям несерьезны, зачастую проще оплатить ремонт машины прямо на месте аварии, не оформляя ДТП, не теряя времени на заполнение страховых бумаг и ожидание инспектора ГАИ.
Еще одной причиной нежелания оформлять ДТП официально, может являться желание водителя избежать повышающего коэффициента при оформлении страхового полиса на следующий год. Многие страхователи дорожат скидкой за безаварийное вождение по ОСАГО, поэтому при небольшом столкновении предпочитают заплатить за ущерб из своего кармана.
Расписка при дорожно-транспортном происшествии
Если водители решили не прибегать к страховой выплате и разобраться с компенсацией ущерба на месте ДТП, одних устных договоренностей будет мало. Для того чтобы обезопасить себя, стороны должны зафиксировать уговор на бумаге, оформив расписку при ДТП. Документ оформляется в форме расписки о получении и передачи денег. Бумагу необходимо написать в двух экземплярах для каждого участника ДТП.
Расписка о добровольной компенсации ущерба от ДТП должна содержать такие сведения, как:
Оформление расписки при аварии, подтверждает, что участники пришли к единому мнению о сумме и способе оплаты ущерба. Такая бумага обезопасит виновника от дальнейших претензий, на случай, если потерпевший передумает и заявит о ДТП в полицию. Предъявив сотрудникам ГИБДД соглашение, нарушитель легко сможет доказать, что он не сбежал с места происшествия, а исполнил свою обязанность по компенсации урона пострадавшей стороне в полном объеме.
Составление заявления о ДТП
Чтобы получить деньги на ремонт автомобиля, необходимо написать соответствующее требование в страховую компанию в виде заявления о ДТП. Принцип оформления компенсации отличается от вида страхования автомобиля: КАСКО или ОСАГО.
Претендовать на страховую выплату по ОСАГО может только пострадавший в ДТП, виновник же ремонтирует машину за свой счет. В зависимости от условий аварии, заявление направляется в свою компанию либо страховщику нарушителя.
Получить выплату в той компании, где куплен полис ОСАГО можно, если:
- Столкновение произошло между двумя машинами;
- Не пострадало никакое другое имущество (столб, забор);
- Никто не получил травмы;
- И виновник, и пострадавший имеют действующий страховой полис.
Если хотя бы один из этих факторов нарушен, писать заявление о ДТП придется в страховой компании причинителя ущерба.
Когда имущество застраховано по КАСКО, вина его владельца в ДТП не имеет никакого значения. В отличие от ОСАГО ремонт оплатит страховая компания в любом случае. Для этого нужно заполнить заявление на выплату и получить направление в сервис для устранения последствий аварии.
Необходимые документы при ДТП
Для получения страховой выплаты следует передать страховщику справки и оформленные документы при ДТП, подтверждающие причины повреждения машины. Перечень бумаг, требуемых для осуществления возмещения по ОСАГО, закреплен соответствующим Законом и не может изменяться страховой компанией. Список выглядит следующим образом:
Если помимо ущерба транспортному средству, владелец понес дополнительные расходы, например, эвакуация машины с места аварии или ее хранение на платной парковке, для компенсации этих трат нужно передать в страховую компанию свидетельствующие об этом документы.
В случае легких аварии Закон ОСАГО разрешает водителям не вызывать полицию для регистрации ДТП, а зафиксировать все самостоятельно. При таких обстоятельствах для получения страхового возмещения достаточно только извещения о дорожно-транспортном событии без справок ГИБДД.
Инструкция по оформлению дорожно-транспортного происшествия
Если водители решили оформить столкновение автомобилей без звонка сотрудникам полиции, они должны убедиться, что обстоятельства ДТП соответствуют правилам ОСАГО. Зафиксировать ДТП без справок ГАИ нельзя, если имеются следующие условия:
- разбито более двух машин;
- при ДТП пострадали люди;
- кроме транспортных средств, повреждено иное имущество (например, отбойник);
- один из участников не застрахован по ОСАГО.
При наличии хотя бы одного из этих условий инструкции придется ждать ГИБДД. Если же вышеуказанных обстоятельств не наблюдается, водители смело могут оформлять аварию самостоятельно. Для этого необходимо корректно оформить извещение о ДТП так называемый европротокол.
Извещение – это двусторонняя самокопируемая бумага, которая выдается всем страхователям при покупке полиса ОСАГО. На лицевой стороне имеются две колонки, каждую из которых заполняют участники столкновения. Водителями указываются сведения о машине и ее собственнике, адресе проживания, номере полиса ОСАГО и прочее.
В центре листа стороны совместно рисуют схему дорожно-транспортного происшествия, после чего заверяют документ личными подписями. Далее, европротокол разделяется пополам, и водители уже самостоятельно оформляют оборотную сторону документа, где описывают подробные обстоятельства события.
После оформления аварии извещение о дорожно-транспортном происшествии сдает страховщику не только потерпевший, но и виновник. Эта обязанность прописана в Законе ОСАГО. Если причинитель вреда проигнорирует правило не направит экземпляр бумаги в свою компанию, страховщик имеет право потребовать с нарушителя возмещения расходов, затраченный на компенсацию ущерба пострадавшему.
Фиксирование аварии с помощью извещения о ДТП очень удобно и экономит массу времени участникам происшествия. Однако этот способ имеет существенный недостаток.Составление европротокола возможно только в том случае, когда в аварии участвуют два автотранспортных средства. Для дальнейшего получения страховых выплат у обоих участников должна быть оформлена страховка, а договор ОСАГО не просрочен на момент возникновения происшествия. Когда ущерб невиновному водителю не превышает 100000 рублей, допустимо составление Европротокола с помощью бумажного бланка, даже при наличии разногласий. В случае размера убытков от аварии от 100000 руб. до 400000 руб. допустимо составление Европротокола только при отсутствии разногласий и с помощью специального приложения «ДТП.Европротокол».
Оформление дорожно-транспортного происшествия при участии сотрудника ГИБДД занимает значительно больше времени. Ожидание полиции порой может растянуться на несколько часов. Зато инспектор заполнит все необходимые документы, что гарантирует потерпевшему получение страховой выплаты в рамках лимита по ОСАГО. Сегодня эта цифра составляет 400 т. р.
Прибыв на место аварии, сотрудник ГАИ зафиксирует произошедшее и выдаст водителям справки о ДТП по форме №154, а также сопутствующие документы. В зависимости от причины, ставшей поводом для аварии, это могут быть:
- Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
- Определение о возбуждении административного дела и постановление о штрафе.
Все эти бумаги понадобятся для получения страховой выплаты.
Оформление схемы ДТП
Если водители вызвали на аварию полицию, им нет необходимости беспокоиться о составлении схемы ДТП. Это сделает за них инспектор, предварительно замеряв проезжую часть и месторасположения поврежденных автомобилей. Участникам происшествия останется только проверить правильность документа и поставить подпись, означающую свое согласие.
Когда столкновение автомобилей оформляется по европротоколу, водителю вынуждены рисовать схему сами. Часто это вызывает у них серьезные затруднения. На самом деле ничего сложного в составлении схемы нет. Нужно просто указать полосы проезжей части, столкнувшиеся машины и направления их движения. Нелишним будет нарисовать светофоры или знаки приоритета.
Срок исковой давности по ДТП
Срок исковой давности по ДТП – это промежуток времени, в который виновника могут привлечь к ответственности за совершенное нарушение. Для потерпевшего в аварии этот срок важен, потому что по его истечении невозможно будет истребовать страховую выплату или компенсацию ущерба лично с причинителя вреда.
Период исковой давности закреплен в Гражданском кодексе РФ. Согласно документу, время оформления и подачи претензии всем видам ответственности, включая автогражданскую, составляет 3 года.
Если машина застрахована не по ОСАГО, а по КАСКО, период сокращается до 2 лет. Это связано с тем, что КАСКО — имущественный вид страхования, а не страхование ответственности.
Срок обращения в страховую после дорожно-транспортного происшествия
Срок обращения в страхую компанию для получения выплаты закреплен п. 3.11 Правил ОСАГО и составляет 5 рабочих дней с даты оформления ДТП. Это значит, что в течение указанного время потерпевший должен предоставить страховщику заявление о произошедшем событии и документы, необходимые для компенсации ущерба.
Однако, несмотря на то что страховое законодательство устанавливает конкретное время для подачи заявления, нарушение срока не дает страховщику оснований для невыплаты возмещения. Таким образом, документы могут быть переданы компании в течение всего срока исковой давности. Хотя конечно, лучше это сделать как можно быстрее, чтобы избежать лишних проверок и проволочек.
Если машина застрахована не только по ОСАГО, но и по КАСКО, владельцу следует уточнить период подачи заявления в правилах страхования конкретного страховщика. Обычно этот срок растянут на 10-15 рабочих дней.
Отказ в выплате на основании нарушения времени подачи обращения о выплате может быть легко обжалован в суде, при условии, что истцом соблюден срок исковой давности.
Сроки расследования ДТП
Как правило, расследование дорожно-транспортного происшествия происходит в двух случаях:
В первом случае ГАИ отводит 2 месяца на поиски нарушителя. Если виновник аварии будет найден, он будет лишен права управления автомобилем. Кроме того, страховая компания после возмещения ущерба потерпевшему предъявит беглецу счет на сумму страховой выплаты.
Если ДТП повлекло за собой вред здоровью людей или смерть, расследование обстоятельств события может проводиться до полугода. За это время следователь опрашивает свидетелей и потерпевших ДТП, проводится судебно-медицинская экспертиза и собирается доказательная база. В зависимости от категории причинения вреда виновника ждет административная или даже уголовная ответственность.
Сроки экспертизы после дорожно-транспортного происшествия
Для того чтобы рассчитать размер выплаты в случае ДТП, причитающийся потерпевшему, страховая компания обязана организовать экспертизу повреждений автомобиля. Для этого страховщику Законом выделятся 5 рабочих дней со дня поступления требования о возмещении и всех необходимых документов. В течение этого времени компания выдает заявителю направление на осмотр попавшей в дорожно-транспортное происшествие машины независимым экспертом. В направлении будет указано день, время и адрес проведения оценки.
Если в указанный день машина к осмотру не предоставлена, согласовывается новая дата. Таким образом, период проведения осмотра может быть увеличен до 20 рабочих дней. В случае неисполнения потерпевшим своей обязанности по показу машины, страховая компания возвращает ему заявление о страховой выплате обратно.
Если страховщик намеренно не осматривает машину пострадавшего, можно самостоятельно организовать экспертизу, которую компания обязана будет принять к сведению при страховой выплате. Расходы на оценку при этом тоже компенсируются страховщиком.
Срок выплаты по ДТП
Согласно Закону об ОСАГО срок выплаты страхового возмещения потерпевшему не может превышать 20 календарных дней со дня подачи всех предусмотренных правилами документов и осмотра транспортного средства, участвующего в ДТП. Нужно знать, что в этот период не входят официальные праздничные дни. Это значит, что на момент, к примеру, новогодних каникул, течение срока рассмотрения заявления приостанавливается.
Если в течение указанного времени страховщик не произвел выплату компенсации, потерпевший имеет право настаивать на оплате неустойки. Сумма штрафных санкция составляет 1% от размера выплаты за каждый день просрочки. Для того чтобы оформить пени, необходимо отправить в страховую компанию письменное обращение с указанием размера неустойки.
Данные сроки не касаются выплат, производящихся по полисам КАСКО. По такому виду страхования компании сами назначают период рассмотрения дела. Такие условия оговорены в правилах страхования любого страховщика. Как правило, время принятия решения не занимает дольше 14 дней.
Ответственность при ДТП
Водитель, управляя автомобилем, то есть средством повышенной опасности несет три вида ответственности:
Гражданская ответственность при ДТП виновника столкновения заключается в его обязанности возместить весь вред, причиненный им другим людям. Например, отремонтировать разбитую машину или оформить компенсацию затрат на починку забора. Если виновник застраховал свою гражданскую ответственность по полису ОСАГО, расходы в пределах страховой суммы возьмет на себя страховая компания.
Административная ответственность предусмотрена за несоблюдение дорожных правил, послужившее причиной аварии транспортных средств. Такая ответственность назначается в виде штрафа, указанного в КоАП РФ.
Уголовная – это самый суровый вид ответственности. Привлечение водителя по статьям Уголовного кодекса возможно в случае серьезных нарушений, послуживших причиной смерти людей или нанесение тяжкого вреда их здоровью.
Особенности оформления дорожно-транспортного происшествия
Правила дорожного движения четко регламентируют действия водителей, попавших в ДТП. Прежде всего нужно остановить автомобиль и включить аварийную сигнализацию и установить на дороге специальный знак.
Далее, следует убедиться, что никому из участников аварии не требуется медицинская помощь. При необходимости вызвать скорую и воспользоваться аптечкой. Если ситуация критическая допускается покинуть место ДТП для того, чтобы отвезти пострадавшего в больницу.
Участники совместно принимают решение о вызове на место аварии сотрудников полиции. Если обстоятельства допускают оформление аварии без участия инспектора, можно освободить проезжую часть и в спокойной обстановке написать извещение о ДТП, указав в нем все внешние дефекты автомобилей.
Если у водителей не получается прийти к соглашению о виновнике произошедшего, объеме и размере видимых повреждений, следует вызвать ГАИ, тогда решение по спорному вопросу примет сам инспектор.
Как оформлять ДТП по новым правилам
С 1 октября 2019 г. по всей России начнут работать новые правила оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Об этом рассказали на встрече журналистов и блогеров с представителями Госавтоинспекции и Российского союза страховщиков (РСА), где присутствовала корреспондент Autonews.ru. Разбираемся, станет ли проще оформлять аварии без сотрудников ГИБДД и какие приложения для этого нужно скачать.
Теперь, если при совершении ДТП с ущербом до 100 тыс. рублей между двумя участниками аварии не возникнет разногласий, а пострадавших нет, для российских водителей будет достаточно бумажного оформления протокола. Оба участника аварии в таком случае должны будут заполнить извещения и направить документы в свои страховые компании, объяснил глава РСА Евгений Уфимцев.
В дополнение к составленным бумажным материалам, но не вместо них, можно воспользоваться обновленным мобильным приложением от РСА «ДТП.Европротокол». Если водители решат подстраховаться, они должны обязательно быть зарегистрированы на федеральном портале госуслуг. Для оформления одному из участников аварии следует, используя приложение, сфотографировать поврежденные автомобили, указать обстоятельства аварии, заполнить необходимые поля, а второй водитель должен добавить свои данные. После этого будет сформировано электронное извещение — второму водителю придет на него ссылка для скачивания на почту, указанную при регистрации на «Госуслугах». При переходе по ссылке извещение появится в личном кабинете второго участника ДТП.
Европротокол можно будет оформить по новой схеме, даже если согласия между водителями не достигнуто — в настоящее время это невозможно. Однако если мнения водителей относительно виновника аварии с ущербом до 100 тыс. руб. расходятся, использование мобильного приложения в дополнение к заполнению бумажных документов считается уже не опциональным, а обязательным. Участники аварии должны будут, согласно подробной инструкции, зафиксировать адрес, время и место происшествия при помощи приложения «ДТП.Европротокол» и предоставить эти данные в свои страховые компании, которые принимают решение о степени вины каждого из водителей.
Важно помнить, что с 1 ноября расширяется сумма возможного страхового покрытия при оформлении европротокола для всех регионов России — до 400 тыс. рублей. Раньше эта сумма была ограничена 100 тыс. рублей, а на 400 тыс. могли рассчитывать только жители Москвы и Санкт-Петербурга. Оформить подобную серьезную аварию самостоятельно можно будет исключительно при отсутствии разногласий. Для этого участникам аварии придется в обязательном порядке и заполнить бумажное извещение, и воспользоваться мобильным приложением. Если водители не сошлись во мнении относительно виновника ДТП с ущербом 100–400 тыс. руб., придется вызывать ГИБДД.
С 1 ноября 2019 г. до конца 2022 г. в четырех регионах России пройдет эксперимент: ДТП без пострадавших с ущербом до 100 тыс. руб. договорившиеся между собой водители смогут оформлять исключительно через отдельное, совершенно новое мобильное приложение. Это станет возможно в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Для этого придется скачать отдельное приложение «Помощник ОСАГО», которое будет работать в рамках анонсированного суперсервиса «Оформление европротокола онлайн». С его помощью можно получать результаты рассмотрения дистанционно. При удачном эксперименте сервис модернизируют и запустят на всей территории России.
В РСА уверяют: при использовании мобильных приложений страховым компаниям будет сложнее отказывать автомобилистам в выплатах на основании некорректно составленных материалов. Поскольку требования к оформлению материалов максимально понятны, а данные о водителях подтягиваются из личных кабинетов на «Госуслугах», вероятность составить материалы с ошибкой уменьшается по сравнению с обычной «бумажной» схемой. Что касается претензий страховщиков к качеству материалов, то, как утверждают в РСА, количество жалоб со стороны автомобилистов на отказы страховых компаний как в случае с «бумажным» оформлением, так и с оформлением при помощи мобильного приложения примерно одинаковое. В РСА надеются, что к концу 2019 г. до 50% всех небольших аварий без пострадавших будут оформлять по европротоколу.
Полностью дистанцироваться от оформления мелких аварий у сотрудников ГИБДД не получится. Многие водители до сих пор предпочитают часами дожидаться инспекторов, чтобы те оформили даже незначительное происшествие. Причина — в опасениях получить отказы в выплате премий от страховых компаний из-за некорректно составленных европротоколов.
Поэтому инспекторы имеют право лишь рекомендовать водителям составить европротокол самим, но отказ в оформлении считается противозаконным. Как рассказал заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин, в случае если участники даже малозначительного ДТП настаивают на оформлении при помощи сотрудников ГИБДД, они обязаны приехать на вызов и оформить аварию либо пригласить водителей приехать на ближайший пост.
При этом, по данным ГИБДД, выездов на незначительные ДТП с каждым годом становится меньше. Так, за шесть месяцев 2019 года сотрудниками Госавтоинспекции было оформлено 1,9 млн ДТП — это на 17,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как правильно оформить ДТП самому или с участием сотрудников ГИБДД
Ровно год назад набрал силу новый порядок процедуры регистрации дорожно-транспортных аварий. Он распространяется на оформление документов с участием одного и больше транспортных средств, затрагивая пострадавших пассажиров. При этом оформление ДТП значительно упростилось, водителям нужно заполнять меньше обязательных бумаг, чем это было ранее. Участники происшествия вправе обойтись без привлечения работников автоинспекции, если они придут к взаимной договорённости. Но некоторые вопросы остаются спорными: оформление ДТП — настаивать ли на участии инспектора ГИБДД?
Что представляет собой дорожно-транспортное происшествие
Дорожно-транспортным происшествием называется инцидент, возникший во время движения по проезжей части дороги транспортным средством. Отягчающими обстоятельствами служит нанесение материального ущерба, порча груза, ранение или летальный исход пострадавших.
Устав дорожного движения оговаривает учёт и анализ транспортных аварий в Российской Федерации и перечисляет категории происшествий:
- столкновение передвижных средств;
- их опрокидывание;
- наезд на недвижимый агрегат;
- какое-либо препятствие;
- пешехода;
- гужевое средство;
- падение или выпадение пассажиров.
Категория дополняется происшествием, повлёкшим за собой вред третьим лицам, при этом их контакта с транспортом не произошло.
Изменения в законодательстве
Постановление Правительства страны «О некоторых изменениях в Регламенте дорожного движения», оговаривает отдельные действия водителей при совершении аварии. Разумеется, это не касается несчастных случаев, приведших к ранению или гибели людей. Этот случай обусловливается обязательным вызовом служащих ГИБДД. Новые правила распространяются только на такие прецеденты, где нет пострадавших.
Отсутствие потерпевших не обязывает вызывать работников автоинспекции, водители вправе сами заполнить извещения, а затем обратиться в страховое агентство для получения компенсации. Прибегать к помощи инспектора рекомендуется в случае возникновения спорных моментов совершения происшествия. Автомобилисты могут подробно сфотографировать место инцидента, что не воспрещается, но и не требуется.
Совершение ДТП с нанесением увечий или летальным исходом пострадавших обязывает вызвать на место несчастного случая служащих государственной инспекции. Остальные случаи могут улаживаться по взаимной договорённости сторон.
Порядок оформления ДТП
Законодательные акты Российской Федерации предусматривают компенсацию ущерба пострадавшей стороне.
Здесь приемлемы два способа, от которых находится в зависимости и тактика регистрации транспортного инцидента:
- оформить компенсацию по страховому сертификату ОСАГО;
- оплатить самостоятельно будущий ремонт машины пострадавшего.
Прибегнуть к последнему действию иногда представляется более целесообразным. Например, у виновника случившегося, может не оказаться страхового полиса, что обернётся отсутствием ожидаемой страховой выплаты.
Небольшие деформации кузова лучше оплатить на месте или по другой обоюдной договорённости. Это займёт намного меньше времени, чем оформление целого пакета необходимых документов. К тому же, инспектор ГИБДД — это нескорая помощь. Он не примчится сразу после звонка в отделение.
Увеличение стоимости договора автогражданской ответственности на следующий период при совершённом инциденте также подталкивает нарушителя не привлекать страховое агентство. Ему выгоднее оплатить небольшой ремонт из своего кармана, чем покупать полис по завышенной цене.
Составление заявления о ДТП
Получение значительных повреждений обязывает пострадавшего оформить заявление о случившемся и подать его страховой компании. Некоторые факторы подскажут, к какому страховщику необходимо обратиться — виновника или пострадавшего.
Нанесение повреждений машине последнего, присутствие страхового сертификата у обеих сторон, отсутствие травмированных и ущерба дорожным атрибутам, позволяют обратиться к страховщику пострадавшего.
Нанесение повреждений атрибутам — столбу, забору, отбойнику — обязывает прибегнуть к помощи страхового агентства причинителя урона.
Необходимые документы при ДТП
Получить законную компенсацию возможно только после передачи агентству верно оформленных документов о событии, где будут чётко указаны факторы повреждения транспортного средства.
Существует определённый порядок составления документов, который утверждён российским законодательством и является обязательным для всех страховых агентств страны.
Пакет бумаг представлен следующим перечнем:
- Гражданский паспорт заявителя.
- Банковские реквизиты для получения денежных средств.
- Документы о праве собственности на автомобиль.
- Извещение о дорожном инциденте, скреплённым подписями участников аварии.
- Справка из отделения полиции по итогам аварии.
При подаче заявления не владельцем машины, тот должен располагать нотариально заверенной доверенностью для ведения дела.
Дополнительными расходами пострадавшего может быть эвакуация его машины с участка совершения ДТП, её платное хранение на стоянке.
Эти расходы также должны быть учтены в заявлении страховой компании.
Как правильно оформить ДТП без вызова ГИБДД
Получение незначительных повреждений машиной разрешает участникам аварии обойтись без вызова инспектора. Получить страховую компенсацию в этом случае рекомендуется посредством составления извещения о совершении транспортного инцидента без наличия справки полиции.
Разумеется, подобные эпизоды обуславливаются определёнными обстоятельствами, и в случае их отсутствия без вызова ГАИ не обойтись.
Подобными факторами являются следующие условия:
- если повреждения нанесены более двум автомобилям;
- имеются пострадавшие люди;
- повреждены дорожные атрибуты;
- одна из сторон не имеет полиса ОСАГО.
Присутствие хотя бы единого фактора из перечисленных, обусловливается вызовом дорожной полиции. При отсутствии потерпевших и имеющихся двух разбитых машинах, можно смело регистрировать происшествие самостоятельно. Инцидент оформляется через извещение о факте, как Европротокол.
Извещением именуется двусторонний самокопирующийся лист бумаги, выдаваемый получателям сертификата ОСАГО их страховым агентством. Для занесения причины аварии, лист имеет две колонки, для каждого участника инцидента. Сюда вписывается информация о машине, её владельце, адрес регистрации либо проживания, номер свидетельства ОСАГО.
Центр листа содержит поле, в которое заносится схема происшествия, после чего она подтверждается подписями водителей. Затем описываемый лист разделяется пополам, где на обратной стороне каждый из участников описывают обстоятельства события.
Закончив оформление документа, участники сдают его в свою страховую организацию. Подобное оговаривается законом об автогражданской ответственности. Если же виновник проигнорирует данное правило оформления ДТП и не подаст извещение своей компании, последняя вправе компенсировать свои затраты путём вычета денег с причинителя инцидента.
Оформление дорожно-транспортного происшествия при участии сотрудника ГИБДД
Решая оформить событие с помощью дорожной полиции, участники должны запастись терпением. Длительное ожидание инспектора с не менее долгой процедурой оформления займёт много времени. Правда, это компенсируется уверенностью получить причитающееся страховое возмещение по свидетельству автогражданской ответственности. Сумма может быть немалой, её размер в настоящее время ограничивается 400 тысячами рублей.
На месте происшествия инспектор составит протокол, выдаст сторонам справки о дорожном инциденте и другие необходимые для оформления страхового случая документы.
Впоследствии может быть вынесено постановление с той или иной формулировкой:
- О возбуждении дела об административном правонарушении.
- О наложении денежного взыскания по итогам рассмотрения дела.
Любой их документов приемлем для оформления страхового возмещения.
Как самому составить схему ДТП
Составить схему аварии необходимо сразу же после её фиксации. Пройденное время только сотрёт с памяти подробности события, удалит с места, возможно, важные детали.
Чтобы не терять время на ожидание полиции, и силы на удержание в памяти подробностей, стороны вправе самостоятельно нарисовать схему транспортного происшествия.
Конечно, это не является их обязанностью, и участники вольны выбрать любую тактику после совершения аварии, например:
- ожидать полицию для составления протокола и схемы транспортного инцидента;
самостоятельно оформить документы, придя к обоюдному согласию, начертить схему дорожного события и продолжить оформление ДТП в автоинспекции;
- зарегистрировать событие по правилам Европейского протокола и самим приступить к оформлению компенсационной выплаты.
Следует учесть, что несогласованность сторон потребует привлечения полиции, что обусловливается за ненадобностью самостоятельного составления документов и схемы. Однако заполняя бумаги самостоятельно, требуется неукоснительного соблюдения всех правил.
Обратное же может привести к повторному нанесению схемы по памяти. Правила составления схемы оговорены выполнением нижеприведённых условий.
Обозначения на схеме
Для нанесения берётся стандартный лист формата A4. Увеличенный масштаб позволит указать все детали, относящиеся к эпизоду.
Оформленная схема должна наименовываться «Схема ДТП».
Схема должна содержать наименование улиц либо перекрёстка, номер ближайшего дома, где произошёл случай. Если в зоне события располагаются трамвайные рельсы, тротуар, их также следует внести в рисунок.
Обозначению подлежат присутствующие дорожные знаки, сигналы светофора, путевая разметка, прочие относящиеся к случаю детали.
Простыми прямоугольниками обозначаются автомобили, а направление движения показывают стрелки. Машины именуются буквенным символами «А» и «Б», место их столкновения — «X».
Возможно, стоявшие на дороге транспортные средства послужили помехой движению. Их также следует внести в план.
Тормозной след автомашин обязательно следует внесению в схему. Его нужно тщательно исследовать и измерить.
Под схемой указывается полная именная формула составителя плана, участников происшествия. Важными будут показания свидетелей с присутствием их фамилий, номеров телефонов, места жительства. Здесь также указывается расшифровка обозначений, как модель, название средств, их государственные регистрационные знаки.
Регистрация без пострадавших
Произошедшая авария без пострадавших обязывает водителя совершить ряд обязательных действий:
- Оставить на месте автомобиль.
- Воспользоваться аварийной сигнализацией.
- Установить сигнал аварийной остановки.
- Не трогать относящиеся к событию предметы.
- Удостовериться в отсутствии потерпевших.
Стоит оценить обстановку, не являются ли автопрепятствием для проезжающих транспортных средств. Если таковое присутствует, на полотно стоит нанести графическое положение машины, затем отвести её в сторону.
Не будут лишними фотография места произошедшей аварии, фиксация её расположения, дорожных знаков, светофора, причинённых повреждений. После этого следует определить ущерб и обговорить условия его погашения.
Несогласование сторонами существенных условий, возникновение спорных вопросов, присутствие повреждений дорожных атрибутов, пострадавших лиц, обязывает вызвать государственную инспекцию.
Оформление ДТП с пострадавшими
Несчастный случай, затрагивающий жизнь людей, их здоровье, обязательно должен быть рассмотрен органами ГИБДД.
Виновник случая обязан:
- не уводить машину с места происшествия;
- воспользоваться аварийной сигнализацией;
- установить предупреждающий знак;
- не убирать свидетельствующие о факте предметы;
- определить присутствие раненых или погибших;
- при наличии потерпевших оказать им помощь, вызвать карету скорой помощи;
- заявить о случившемся полиции;
- записать показания свидетелей, отвезти раненых в больницу.
Если последнее невозможно на попутном транспорте, следует это сделать на своём, а затем вернуться назад.
Как оформить ДТП по Европротоколу
Как оформлять ДТП по новым правилам? Регламент Европейского протокола предусматривает оформление документов при аварии без вмешательства сотрудников автоинспекции. Это значительно сокращает время регистрации инцидента. Стороны вполне могут сами оформить протокол перед обращением к страховой компании, тем самым взять на себя определённые обязательства. Такое решение выгодно ещё и другим автомобилистам, поскольку авария не станет преградой для проходящих рядом автомобилей, не создаст новую аварийную ситуацию.
Разумеется, подобная процедура практикуется, если к инциденту причастно не больше двух передвижных средств, нет пострадавших, не причинён урон дорожным атрибутам и участники имеют полисы автогражданской ответственности. По Европротоколу пострадавшей стороне выплачивается страховка — 50 000 рублей.
Составляется данный документ довольно просто — заполняется извещение о совершении дорожного инцидента. Если по какой-либо причине бланка не оказалось, его можно попросить у любого проезжающего мимо водителя. Бланк заполняется шариковой ручкой на твёрдой поверхности.
Бланки выдаются бесплатно в любом страховом агентстве, поэтому стоит позаботиться, чтобы он постоянно находился в салоне машины. Написание следует произвести с нажимом, дабы копия протокола была легко читаема. Гелевые ручки, фломастеры или карандаши не используются в данной ситуации.
Как заполнить бланк Европротокола
Лицевая сторона протокола содержит две колонки. Левая предназначена для заполнения пострадавшей стороной — «А», правая — виновником — «Б».
Полученные деформации необходимо описать не общими словами, а указанием конкретно повреждённого участка машины с размерами вмятин, трещин, прочих поломок. Чем точней будет это сделано, тем меньше вопросов и замечаний возникнет во время ремонта. Если перечень повреждений не умещает лицевая страница, его следует продолжить на оборотной с пометкой о перенесении. При подозрении о скрытых деформациях следует вызвать патрульную службу.
Как оформить ДТП по новым правилам: с европротоколом, без ГИБДД или с сотрудниками?
Правила оформления ДТП [current-date:custom:Y]
С 8 декабря 2018 вступили в силу поправки в ПДД, касающиеся обязанностей водителей при ДТП. Вместо проведения анализа, что изменилось, а что осталось нетронутым, проще полностью рассказать порядок оформления ДТП по новым правилам в 2022 году и как правильно оформить аварию с помощью европротокола и без оного с сотрудниками ГИБДД.
Случилось ДТП: что делать?
Если ДТП случилось только что, и информация вам требуется срочно, то вот она в интерактивном режиме!
В ДТП есть пострадавшие?
- Оказать первую помощь пострадавшим, вызвать Скорую, в крайнем случае отправить на попутной машине в больницу, в самом крайнем случае увезти на своей машине в больницу и вернуться на место ДТП.
- Вызвать ГИБДД.
- Освободить проезжую часть, если движение невозможно, предварительно сфотографировав, а лучше сняв на видео все обстоятельства ДТП: дорожную обстановку (знаки, разметку, автомобили с госномерами), предметы (осколки, посторонние на предметы дороге), повреждения.
- Предпринять все возможные меры для сохранения следов и предметов аварии и организации объезда места происшествия.
- Записать имена и фамилии свидетелей, уточнить о наличии видеорегистраторов у очевидцев.
- Ожидать приезда ГИБДД.
- Освободить проезжую часть, предварительно сфотографировав, а лучше сняв на видео все обстоятельства ДТП: дорожную обстановку (знаки, разметку, автомобили с госномерами), предметы (осколки, посторонние на предметы дороге), повреждения.
- Записать фамилии и адреса очевидцев.
- Позвонить в полицию и сообщить о ДТП.
Если по звонку вам указали ожидать приезда ДПС для оформления ДТП, то ждать, следя за предметами аварии, чтобы их не трогали.
Если дано указание приехать для оформления в отделение ГИБДД, то нужно сразу отправляться туда, имея в наличии фото- и видеофиксацию ДТП.
- Освободить проезжую часть, предварительно сфотографировав, а лучше сняв на видео все обстоятельства ДТП: дорожную обстановку (знаки, разметку, автомобили с госномерами), предметы (осколки, посторонние на предметы дороге), повреждения.
- Заполнить бланки извещения европротокола. Правила заполнения, в том числе на сайте РСА, образец, бланк.
Правила оформления можно разделить на 4 части:
- первоочередные обязанности водителя после ДТП,
- обязанности при происшествии с пострадавшими,
- обязанности при аварии без пострадавших,
- оформление европротокола.
Обязанности водителя сразу после ДТП?
Любому водителю интуитивно понятно, что необходимо остановиться и включить аварийную сигнализацию.
Важно! Немедленно выставить знак аварийной остановки. Увы, но после прибытия полицейских на место ДТП они сравнивают количество выставленных знаков аварийной остановки с количеством транспортных средств-участников. Если кто-то из водителей поленился доставать знак из багажника, то его лень исправляется штрафом в размере 1000 рублей по ч.1 ст.12.27 КоАП.
Должно быть самое трепетное отношение к следам аварии. В первую очередь это касается снега, грязи и осколков. Они имеют нулевую инерцию, и в момент удара осыпаются там, где удар произошел. Нет ничего проще, чем знаками аварийной остановки огородить следы ДТП.
Если комки снега начинают таять или растворяться в реагентах, их нужно немедленно сфотографировать. Аналогично, если следы торможения начинают исчезать или затираться проезжающими мимо автомобилями.
Что изменилось в новых правилах оформления 2022 года?
И о нововведении.
При нахождении на проезжей части водители должны соблюдать осторожность.
Казалось бы, ни к чему не обязывающая фраза. Но если на месте происшествия водитель ведет себя развязано, в результате чего попадает под колеса автомобиля, объезжающего стоящие автомобили, то формально он нарушил ПДД, и его самого можно привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 12.27 КоАП.
Можно ли разъехаться и без оформления ДТП?
Ранее такая возможность была. Теперь ее нет. Но если приглядеться к новому пункту 2.6.1 ПДД, то можно сделать удивительное открытие. Правила разрешают покинуть место ДТП, не сообщая в полицию, если имеется возможность оформить ДТП по европротоколу. Если таковая возможность имеется, то достаточно оформить извещение о ДТП, и оставление места ДТП без сообщения в полицию будет полностью соответствовать ПДД.
А далее водители могут провести взаиморасчет, обменявшись деньгами и распиской в получении денег. В ПДД не прописана обязанность водителей после заполнения бланков извещения о ДТП обращаться в страховую. Впрочем, потерпевший все ещё может это сделать
Правила оформления ДТП без пострадавших – европротокол
Если пострадавших нет, то ключевой теперь является оценка возможности оформления европротокола при таком ДТП.
Но прежде надо сказать об обязанности освободить проезжую часть, если для движения транспортных средств создаются препятствия.
После ДТП поврежденные автомобили по Правилам дорожного движения заведомо попадают под определение препятствия. Но особо спешить не нужно. ПДД предписывают в первую очередь заснять на фото или видео место ДТП. А уж потом убирать автомобили в сторону. Да и если поток автомобилей не плотный, и пробка не собирается, поврежденные автомобили лучше лишний раз не трогать.
ГАИ давно и упорно шло к тому, чтобы на ДТП без пострадавших не выезжать. И новые правила оформления происшествий – очередной шаг на этом пути. Из схемы видно, что водители могут составить европротокол и разъехаться, не сообщая в полицию о случившемся.
Если европротокол составить невозможно, следует позвонить в ГИБДД, и там сообщат, что делать дальше:
- если полицейские милостиво согласились прибыть на место ДТП, то остается ждать их на месте для дальнейшего оформления,
- если поступает команда прибыть в пункт оформления ДТП, то логически понятно, что прежде, чем уехать необходимо заснять на фото и видео место ДТП и составить схему.
Важно помнить ещё один факт – если на место аварии приехали аварийные комиссары, то это значит, что де-юре будет оформлен европротокол. Ни в коем случае по закону 2022 года такие комиссары не заменяют сотрудников ГИБДД по правилам оформления ДТП. И в целом лучше избегать участия данных сомнительных лиц в оформлении.
Правила оформления европротокола
Как оценить попадает ДТП под Европротокол или нет?
Условий, при которых можно оформить европротокол при ДТП, несколько:
- в ДТП должно участвовать только 2 транспортных средства – не одно, не три и не десять,
- у обоих водителей должны быть полисы ОСАГО,
- вред причинен только этим машинам,
- пострадавших ни в коем случае не должно быть, как не должен быть нанесен вред какому-либо иному имуществу,
- вред имуществу потерпевшего не должен превышать 100 тысяч рублей.
Дальнейшие действия зависит от того, пришли водителю к согласию, кто прав, а кто виноват, или нет?
- Если водители договорились о виновности одного из них, то остается только заполнить бланк “Извещения о ДТП”.
- Если согласия нет, то оформление возможно только с использованием системы Эра-Глонасс или приложения ДТП-Европротокол.
Эра-Глонасс и ДТП-Европротокол – с чем их едят?
- Эра-Глонасс с 1 января 2018 года в обязательном порядке устанавливается на все автомобили, выпускаемые на дороги Российской Федерации. Данная система без участия человека передает информацию о времени и месте ДТП, скорости и величине ударных перегрузок. Передается и VIN-номер машины.
- Программное обеспечение ДТП.Европротокол от Российского союза автостраховщиков доступно в GooglePlay и AppStore. Оно пошагово описывает действия водителя на месте ДТП.
Данное устройство и программа обеспечивают формирование информации о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в базу данных ОСАГО.
Здесь следует упомянуть и мониторинговые системы (“противоугонки”), которые умеют работать с ГЛОНАСС, определяя координаты автомобиля и его скорость, со встроенной системой передачи данных при угонах или ДТП. Но таких систем очень мало, и стоят они дорого.
Бланк извещения о ДТП заполняется в соответствии с Правилами обязательного страхования.
Бланк вам должны были выдать вместе с полисом ОСАГО.
Рекомендации и образец по заполнению европротокола – здесь и здесь. Типовые схемы для европротокола здесь.
2 важных момента для виновника ДТП. В первую очередь он обязан подать свой экземпляр извещения о ДТП в свою страховую компанию в течение 5 дней и не ремонтировать автомобиль в течение 15 дней, так как представители компании могут потребовать предоставить автомобиль на осмотр. В противном случае страховая компания имеет право взыскать выплаченные потерпевшему деньги с виновника.
Схема оформления ДТП по европротоколу дана на период до 1 октября 2019 года. После 1.10.2019 в силу вступают новые поправки в закон “Об ОСАГО”, и мы обязательно напишем об этом.
ДТП с пострадавшими – порядок действий и правила
Если ДТП с пострадавшими, то сначала водитель обязан оказать им помощь.
- В первую очередь по правилам поведения при таком ДТП необходимо вызвать Скорую помощь. Особенно, если речь идет о сбитом пешеходе. Теоретически можно увезти пострадавшего на своем автомобиле в больницу, оставить там свои координаты и вернуться назад на место. Но в реальной жизни подобный шаг возможен только тогда, когда связь отсутствует, и вызвать Скорую нет никакой возможности.
- При ДТП звонок в полицию обязателен. При происшествии с пострадавшими ГИБДД приезжает очень быстро.
- Если движение полностью перекрыто, водители обязаны освободить проезжую часть. Но, прежде чем это сделать, необходимо сфотографировать или заснять на видео место ДТП. Причем должны быть запечатлены и общие планы, и конкретные повреждения.
- Следы аварии нужно сохранить. Виновники предпочитают ходить и подпинывать осколки и грязь. А следы торможения затираются проезжающими автомобилями. Чтобы сохранить следы, необходимо постоянно держать в зоне внимания знаки аварийной остановки. Их может сдуть ветром, их могут сбить проезжающие автомобили. Да их просто могут украсть!
- Далее необходимо записать фамилии и адреса свидетелей ДТП. Но, простите за цинизм, данное требование ПДД необходимо выполнить в первую очередь. Брать свидетелей нужно “тепленькими”, пока они не отошли от представления, состоявшегося перед их глазами, и пока они готовы дать свои координаты. Пройдет пара минут и свидетели сообразят, что их потом могут затаскать по судам, что обязательно одному из двух водителей их показания не понравятся, и они наживут себе врагов.