Что такое обоюдка при ДТП

Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Что такое «обоюдка»? Открываем секреты!

Что такое «обоюдка»? Чем она грозит водителю, и сколько можно получить денег от страховой компании? Кто должен чинить машину в случае обоюдного признания вины?

В законодательстве нет такого понятия, как «обоюдка». Однако представители страховых компаний обычно подразумевают под «обоюдкой» ситуации, когда инспектором ГИБДД были выявлены нарушения правил дорожного движения у всех участников аварии. Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП в группе «разбора» (не говоря уже про момент оформления протокола на месте ДТП) нужно пристальное внимание уделять тому, чтобы сотрудники ГИБДД отметили все нарушения со стороны «второго» водителя.

Как оформить протокол?

При оформлении сотрудником ГИБДД документов не будьте пассивны. Именно от того, что инспектор напишет на месте ДТП, во многом и будет зависеть, кого в итоге признают виновником аварии и кто будет нести материальную ответственность. Именно поэтому постарайтесь в спокойно форме донести до инспектора свою точку зрения на обстоятельства ДТП, привести доказательства (тут-то и пригодится видеорегистратор) или показания свидетелей.

Если вы не согласны с мнением инспектора об обстоятельствах ДТП, то настоятельно советуем отразить свою точку зрения в письменном виде в документах. Вы имеете на это полное право. И не бойтесь писать — если не хватит свободного места в протоколе, то тогда запишите в бланке «Замечания и дополнения изложены в приложении к протоколу на одном (двух) листах».

Кроме того, обратите внимание на то, чтобы в документах были отражены следующие обстоятельства ДТП:
•Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то лучше всего измерить их (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол. Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см).
•Наличие и работоспособность светофоров и прочего дорожного оборудования, наличие и читаемость разметки и дорожных знаков.
•Погодные и дорожные условия (туман, дождь, лужи, лед и так далее).
•Особенности дороги (уклоны и прочее).
•Наличие тормозного пути (лучше его измерить самому), расположение различных предметов, которые оказались на дороге после ДТП.

«При этом нужно помнить — инспектор ГИБДД не устанавливает степень вины. Это не в его полномочиях. Он лишь описывает все обстоятельства аварии и фиксирует нарушения правил со стороны водителей», — рассказал референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов.

Итак, предположим, произошла авария. И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба. Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование». И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).

Существует несколько вариантов «обоюдки»:
•Нарушение одного из водителей не находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП. В этом случае страховая компания должна выплатить ему 100% компенсацию. «Если участник ДТП забыл дома водительское удостоверение, то он нарушил ПДД (часть 2.1.1). Однако это нарушение не имеет никакой причинно-следственной связи со столкновением с другим транспортным средством», — пояснила Екатерина Оберюхтина, начальник управления урегулирования убытков по ОСАГО Страховой компании «Согласие».
•Нарушения со стороны участников ДТП находятся в причинно-следственной связи с аварией и признаются равнозначными. В этом случае каждый из водителей получает лишь 50% от возможной суммы компенсации.
•Определить степень вины водителей невозможно. «В гражданском законодательстве закреплено правило, которое используется судами, что при невозможности определить степень вины доли признаются равными», — рассказал начальник управления правого обеспечения по судебной работе OAO «САК «Энергогарант» Вадим Ермаков.

Предположим, что каждый из водителей в равной доле виноват в аварии. В этом случае они подают заявления в свои страховые компании. И далее начинаются «юридические нюансы».

Ведь вы имеете право рассчитывать только на 50% от суммы ущерба. Следовательно, если ремонт стоит, предположим, 140 000 рублей, то страховая компания заплатит лишь 70 000 рублей. Часто можно услышать, что оставшиеся 70 000 тысяч вы можете требовать с другого участника ДТП, но это не так. Ибо, повторим еще раз, — при обоюдной вине вы можете получить компенсацию только в размере 50%.

Рассмотрим более сложный случай. В «обоюдке» пострадало два автомобиля: ремонт первого стоит 300 тысяч рублей, а второго 400 тысяч. Как вы уже поняли, каждый из водителей может претендовать лишь на 50% от стоимости ремонта (150 000 рублей и 200 000 рублей соответственно). Однако, согласно действующим на данный момент правилам ОСАГО, максимальная сумма компенсации может быть лишь 120 000 рублей (с 1 октября 2014 года будет уже 400 тысяч рублей).

«После получения выплаты по полису ОСАГО каждый из водителей вправе обратиться к другому участнику ДТП за компенсацией оставшейся части ущерба. В том числе и в судебном порядке. При этом размер ущерба, подлежащего возмещению участниками ДТП, будет равняться 50% за минусом полученной потерпевшим страховой выплаты. В нашем случае потерпевший № 1 сможет дополнительно претендовать на 30 000 руб. (300 000*50%-120 000 = 30 000 руб.), потерпевший № 2 на 80 000 руб. (400 000*50%-120 000 = 80 000)», — пояснил начальник отдела принятия решений по ОСАГО Страховой компании «Согласие» Иван Иров. В итоге взаимозачетов потерпевший № 2 может рассчитывать на получение 50 000 рублей от потерпевшего № 1 (80 000 — 30 000 = 50 000).

Опыт показывает, что обычно подобные дела решаются в досудебном порядке. Однако порой водители и судятся. Причем и здесь есть свои особенности — если один из водителей написал заявление в суд, то второму настоятельно рекомендуется сразу же подать встречный иск.

А что делать в том случае, если так и не удалось установить виновника аварии (не путать с ситуацией, когда оба водителя виноваты, но невозможно установить степень вины каждого из них)? Бывает и такое. «26 января 2010 года Верховный Суд РФ разъяснил, что при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение вреда друг от друга. Помочь в возмещении вреда в таком случае может только полис каско. Если его нет, то ремонтировать придется за свой счет», — рассказал Вадим Ермаков.

Именно поэтому, помимо обязательного ОСАГО, рекомендуется иметь еще полис каско, а лучше всего и полис добровольного страхования автогражданской ответственности, которые защитят ваш бюджет в подобных сложных случаях.

Обоюдная вина при ДТП – кто возмещает ущерб и в каком размере, способы доказывания + три примера из судебной практики

Бытует мнение, что в аварии всегда виноваты оба водителя. В этом есть своя логика. Движение по дорогам в настоящее время можно сравнить с гонкой на выживание – кто-то постоянно пытается кого-то подрезать, врезаться в «соседа». Нужно всегда быть начеку, успевать уклоняться от ударов.

Тем не менее, не всякие действия могут подпадать под категорию нарушений ПДД, а ведь именно они формально позволяют говорить о том, что имеет место обоюдная вина при ДТП. И тогда порядок возмещения ущерба меняются.

Не соблюдение правил дорожного движения, которые привели к аварии, формально указывает необходимость привлечения к ответственности обоих водителей. На практике же бывает очень сложно оформить «обюдку». Данная статья поможет разобраться в тонкостях проблемы и не стать жертвой конвейера аварийного делопроизводства.

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

Правовое регулирование

В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.

В перечень нормативно-правовых актов входят:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Закон об ОСАГО.
  3. ГК РФ.
  4. КоАП РФ.

В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.

Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.

Когда вина при ДТП признается обоюдной

Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.

К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.

Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.

Оформление ДТП с обоюдной виной и действия сотрудников ГИБДД

Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.

Если правоохранительными органами сделан вывод о виновности только одного водителя, а второй с этим не согласен, то «обоюдка» уже устанавливается судом по иску заинтересованного участника ДТП.

Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.

Шаг первый – фиксация до приезда ГИБДД

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Шаг второй – обследование места происшествия сотрудниками ГИБДД

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Шаг третий – документальное оформление нарушения

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

Как возмещается ущерб

Страховая выплата при обоюдной вине производится в зависимости от степени вины. Очень важно не забывать об этом моменте, чтобы не оказаться с копейками вместо реальной суммы на ремонт. Для получения возмещения все документы должны быть оформлены надлежащим образом.

Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.

А также не имеет значения – признана ли виновность водителем, или установлена правоохранительными органами.

Обоюдная вина и европротокол

Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся. По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений.

Такой «мир» и взаимопонимание принято считать поводом для оформления «европротокола». По сути, это самое обыкновенное Извещение о ДТП, по которому нет разногласий между участниками.

Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).

Возмещение по ОСАГО

ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4 п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.

Читайте также:  Можно ли оформить ДТП на следующий день

Важно понимать лишь нюансы:

  • априори выплата будет разделена пропорционально 50/50;
  • если степень не равная, о чем есть решение суда, то выплата будет в соответствующих долях;
  • если участников несколько, выплата делится на всех.

При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.

Выплаты КАСКО

Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.

В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.

Когда есть пострадавшие

В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.

Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.

Если нет страховки

Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.

Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.

Обжалование обоюдной вины ДТП

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Способы доказывания степени вины

Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.

  • трассологическая;
  • автотехническая;
  • на алкогольное/наркотическое опьянение;
  • психоневрологическая;
  • метеорологическая.

Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.

Примеры судебной практики

Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.

Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.

К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.

Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.

К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.

Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.

Так в решении Рыбинского городского суда Ярославской области по делу № 2-2052/2017 установлена ответственность Администрации за выбоину (степень вины – 80%), а также вина водителя (20%), за его невнимательность.

Рекомендации участникам дорожного движения

Главное правило на дороге говорит – не бывает невиновных водителей в аварии. Один нарушает, другой – надеется на правильные действия всех водителей и не принимает мер предусмотрительности.

В связи с этим, основные рекомендации таковы:

  1. Быть внимательными.
  2. Не надеяться на то, что другие водители будут двигаться по правилам.
  3. Прежде чем совершить «правильный» маневр, необходимо убедиться, что он понятен другим участникам дорожного движения.
  4. При аварии не покидать места происшествия и совершить все предусмотренные законом действия.
  5. При несогласии с фактом или степенью вины оспаривать ее в судебном порядке.
  6. Не мириться с отказами страховщиков в выплате и добиваться ее через суд.

При возникновении спорных ситуаций на дорогах, рекомендуется обращаться к юристу или адвокату по ДДП. Не стоит, надеются на свои силы, решение споров в суде нужно доверять специалистам.

Не забудьте, если быть взаимовежливыми, то аварий на дорогах будет меньше.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Каждый водитель знает, как действовать при аварии, произошедшей из-за неверных действий одного автолюбителя. Но как быть, если в происшествии виноваты оба участника?

В таких ситуациях имеются свои нюансы, влияющие на получение компенсации от страховщика. Разберем, как производятся выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП, чего следует ожидать каждому водителю и каковы особенности подобных аварий.

В каких случаях речь идет об обоюдной вине

В российском законодательстве термин «обоюдная вина» не закреплен. Он используется сотрудниками дорожной полиции и страховщиками, если все водители, участвовавшие в аварии, не соблюдали ПДД и были привлечены к административной ответственности путем составления протокола.

При этом следует помнить, что несоблюдение правил не всегда приводит к аварии.

  • Пример первый. Один автолюбитель проигнорировал запрещающий свет светофора и продолжил движение, в результате чего произошло ДТП. У второго участника нет страховки. Каждый из них нарушил отдельное правило. Но водитель без полиса не будет обвинен в аварии. Речь об «обоюдке» тут не идет.
  • Второй пример. Один автовладелец не уступил дорогу другому участнику дорожного движения, который, согласно ПДД, имел преимущество на данном участке. Второй же ехал с превышением скорости, ушел на встречку, проигнорировав двойную сплошную, не справился с управлением и столкнулся с машиной первого. В данной ситуации можно считать, что оба виноваты в ДТП.

Таким образом, «обоюдка» при ДТП по ОСАГО признается, если:

  • каждый из водителей допустил нарушение ПДД;
  • несоблюдение правил каждым автолюбителем привело к происшествию;
  • разбор обстоятельств аварии не позволяет понять, по чьей вине она произошла;
  • оба участника при составлении Европротокола признали свою вину.

Получение выплаты

Один из распространенных вопросов о происшествиях, в которых виноваты все участники: кто кому должен платить? Многие думают, что автолюбители обязаны сами решать проблему, раз каждый из них является не только потерпевшим, но и провокатором аварии.

В подобных ситуациях закон предусматривает выплаты по ОСАГО. Для их получения участникам происшествия нужно:

  • уведомить о ДТП свою страховую компанию и ближайшее отделение Госавтоинспекции;
  • попытаться собрать факты, подтверждающие, что вина другого водителя есть (или она больше), сделать фото/видео/аудиозаписи, опросить свидетелей и взять их контакты;
  • проконтролировать оформление протокола – не нужно сразу признавать себя единственным инициатором аварии, наоборот, стоит фиксировать внимание сотрудника на обстоятельствах, подтверждающих виновность другого автовладельца;
  • подавать иск в суд, если равное распределение вины не устраивает.

Как рассчитываются и производятся выплаты

В соответствии с п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО компенсация выплачивается в размере, пропорциональном степени виновности каждого автовладельца. Участники ДТП могут получить как равные, так и разные суммы.

Равные суммы

Подобный вариант компенсации применяется, когда доказано, что оба водителя виноваты в аварии в равной степени. Признаками такой ситуации являются следующие факты:

  • несоблюдение правил каждым автолюбителем;
  • связь действий, не соответствующих ПДД, с происшествием;
  • степень тяжести каждого нарушения примерно одинаковая.

В последнем пункте учитывается количество нарушенных правил, а также суммы взысканий, установленные за каждое из них. Именно такой вариант определения обоюдной вины водителей чаще всего используется судебными органами.

Путем анализа представленных документов устанавливается, какие именно правила не были соблюдены. Если число нарушений и степень наказания за них примерно одинаковые, признается обоюдная виновность автолюбителей в равной степени.

Разные суммы

Подобный вариант применяется намного реже, только когда действительно можно доказать разную степень виновности путем изучения материалов дела.

Пример. Один автолюбитель передвигался на неисправном ТС и остановился на трассе. При этом он не включил аварийку и не поставил знак. Другой водитель ехал на скорости выше разрешенной и ударил стоящее авто, причинив вред не только машине, но и находящемуся в ней человеку.

В подобной ситуации можно установить, что:

  • оба автовладельца виновны в произошедшем – один превысил скорость, а второй нарушил правила аварийной остановки;
  • виновность первого водителя менее значительная – если бы второй двигался с положенной скоростью, он бы успел среагировать на сломанную машину даже без знака остановки.

Расчет компенсации

В происшествиях, в которых виноваты оба участника, при расчете компенсации ключевое значение имеет не объем повреждения, а степень вины каждого водителя.

Итак, возмещение ущерба производится одним из двух способов.

  1. 50 на 50 – если стороны решили не составлять исковое заявление или если суд решил, что их вина одинакова. В данной ситуации каждый водитель получит вдвое меньше суммы установленного ущерба.
    Например, пострадали две машины. Эксперт оценил размер повреждений одной из них в 60 тыс. рублей, а другой – в 70 тыс. рублей. В этом случае первый водитель получить 30 тыс. рублей, а второй – 35 тыс. рублей.
  2. По степени вины. При наличии судебного постановления о неравной степени вины участников аварии СК делает выплаты, исходя из установленного Фемидой соотношения.
    Допустим, эксперт оценил размер повреждений так же, как в прошлом примере. При другом судебном решении (вина 1-го автовладельца составляет 10%, а второго – 90%) первому выплатят 54 тыс. рублей, а второму только 7 тыс. рублей.

Оформление происшествия

Если все участники аварии признают свою вину и не предъявляют претензий к остальным, можно обойтись Европротоколом. Но важно помнить, что максимальная сумма выплаты при таком оформлении – 100 тыс. рублей. Это значит, что каждый водитель может получить по 50 тыс. от страховщика. Если размер ущерба значительный, стоит потратить время и дождаться сотрудников ГИБДД.

В последнем случае будут подготовлены документы, которые нужно предоставить страховщику или суду. Это:

  • справка о ДТП – оба водителя получают по одному экземпляру;
  • протокол;
  • постановление о правонарушении – по одному экземпляру на каждого водителя (на их основании будет распределяться вина).

Протокол также используется для определения степени вины каждого автовладельца, так как в нем указано:

  • расположение автомобилей после аварии (также в виде схемы);
  • показатели замеров;
  • повреждения, которые можно определить визуально;
  • показания каждого водителя.

Когда и как необходимо доказывать обоюдную вину в суде

Для успеха в судебном заседании следует учитывать несколько рекомендаций:

  1. Доказывать обоюдную вину нужно, если сторона не согласна с позицией оппонента либо с заключением страховщика.
  2. Чтобы доказать «обоюдку», можно использовать материалы дорожной полиции, а также свидетельские показания и собранные лично аргументы (фото, видео и т. д.).
  3. Приводить иные обстоятельства дела, например, погодные условия. Если это был дождливый день, можно сослаться на состояние дорожного покрытия (придется представить справку из гидрометцентра).
  4. Желательно представить суду отчеты экспертов – о техническом состоянии авто, о размерах ущерба и т. д.

Здесь важно учитывать, что суд принимает решение, исходя из совокупности обстоятельств. Поэтому по ходу проведения процесса стороны решают, какие доказательства стоит приводить, а какие нет.

Если страховая отказывает в компенсации

Как и в любом другом страховом случае, СК может отказаться выплачивать компенсацию по полису. Возможность оспаривания зависит от законности действий компании.

Так, отказ страховщика будет правомерен, если:

  • нарушены сроки уведомления о страховом случае;
  • представлен неполный список документов;
  • зафиксировано самовольное оставление места происшествия до приезда сотрудников ГИБДД;
  • имело место пребывание автовладельца в состоянии опьянения;
  • зафиксировано отсутствие страхового полиса либо отсутствие лица, сидевшего за рулем, в списке допущенных к управлению авто.

Если страховая отказывает в выплате на законных основаниях, нужно устранить причину и вновь составить обращение. Например, дополнить пакет документов либо привести уважительные причины, почему были нарушены сроки или оставлено место происшествия. В последнем случае необходимо представить доказательства (например, справку из больницы, куда торопился водитель).

Если получить деньги не удается, нужно:

  • направить в страховую досудебную претензию;
  • обратиться в суд.

Подводим итоги

Когда авария произошла из-за нарушений, допущенных обоими участниками происшествия, речь идет об обоюдной вине. У таких ДТП есть свои особенности:

  • вина признается обоюдной, если оба водителя нарушили правила и в отношении каждого из них составлен соответствующий протокол;
  • также речь об «обоюдке» идет, если вину каждого участника установить не удается;
  • при таких ДТП страховая признает одинаковой степень вины каждого водителя, если они не обращаются в суд;
  • при судебном разбирательстве вина может быть равной либо различной, исходя из этого назначается объем выплат;
  • при обоюдной вине может быть составлен Европротокол (если участники не расходятся во мнениях и ущерб небольшой) либо оформляется протокол с вызовом сотрудников ГИБДД;
  • при несогласии с определением степени вины нужно обращаться в суд и доказывать свою позицию, приведя как можно больше доказательств;
  • если страховщик отказывает в выплате, следует направить в компанию досудебную претензию, затем обращаться в суд, если решить вопрос мирным путем не удается.
Читайте также:  Как доказать невиновность в ДТП

Таким образом, в ситуации, когда в аварии виноваты оба водителя, выплата также производится страховщиком. Но важно соблюдать порядок действий и требования к оформлению ДТП и обращению в СК.

В каких случаях наступает обоюдная вина при ДТП и какие она несёт за собой последствия для участников аварии

Всем привет, это снова Кулик Илья.

Наверняка вы слушали такое выражение, как обоюдная вина при ДТП. Но знаете ли вы, когда она наступает и чем грозит такая ситуация? Если нет, то сейчас я вам расскажу. Сразу замечу, что ситуация это всегда непростая, и имеет очень неприятные последствия для всех участников аварии.

Что значит обоюдная вина в дорожно-транспортном происшествии

Большинство происходящих на дорогах аварий случается по вине определённого лица. Но нередки и случаи, когда виновным в создании аварийной ситуации признаются несколько её участников, то есть в отношении каждого из них вынесено постановление об административном правонарушении. В такой ситуации говорят об обоюдной вине («обоюдка» в разговорной речи), хотя законодательного определения этого понятия нет.

Бывают также ситуации, когда сотрудники ГИБДД принимают решение о невозможности установить виновность кого-либо из участников, например, из-за противоречия показаний участников (как правило, это мелкие ДТП во дворах). В таких случаях считается, что виновных нет ни одного, следовательно, нет и обоюдной вины.

В каких случаях признаётся обоюдная вина водителей в ДТП

Автоинспекторы не могут установить вину в ДТП. Они лишь фиксируют нарушение ПДД. А вину в ДТП может быть установлена только судом. Но если нарушение было со стороны только одного водителя, то признаётся виновным он один. Впрочем, это можно оспорить.

Когда нарушение ПДД не приведёт к обоюдной вине

Если были нарушения со стороны обоих участников, то считается, что оба они виновны в равной мере. Для определения конкретной степени вины необходимо судебное разбирательство, ведь человек может быть виновным в несоблюдении правил движения, но невиновным в совершении ДТП.

Яркий пример – когда в авто, водитель которого пьян или не застраховал своё авто, но при этом не нарушал другие пункты ПДД, и, например, стоял на светофоре, врезается из-за превышения скорости или несоблюдения дистанции другая автомашина. Хотя оба водителя нарушили правила, но нарушения со стороны первого водителя не послужили причиной аварии, следовательно, об обоюдной вине речь идти не может. В данном ДТП виноват только второй водитель.

Поэтому важно установление не только факта совершения действий, нарушающих ПДД, но и их причинно-следственной связи с конкретным происшествием. Когда же нарушение правил движения обоими водителями стало причиной ДТП, можно говорить об обоюдной вине.

Когда явно не нарушив правила можно оказаться виноватым

Стоит отметить каверзный пункт 10.1 ПДД, который устанавливает, что водитель должен двигаться со скоростью, позволяющей контролировать ситуацию, а при опасности тормозить вплоть до остановки.

Когда водитель не смог предотвратить аварию торможением, хотя имел техническую возможность сделать это, его действия (бездействия) считаются причиной происшествия, следовательно, он также признаётся виновником ДТП, и несёт ответственность за последствия, даже если второй участник явно нарушил правила. Поэтому будьте внимательны и аккуратны на дороге.

А если вы попали в ситуацию, что вас считают виновным из-за неправильно выбранной скорости и недостаточного торможения, необходима тщательная экспертиза, которая должна точно установить, мог ли предотвратить столкновение управлявший автомобилем. В подобных случаях счёт идёт на сантиметры!

Видеопример аварии с обоюдной виной

Вот видеозапись ДТП, в котором была признана вина обоих водителей.

Как вы могли увидеть, управлявший «Газелью» не уступил дорогу транспортному средству, имеющему преимущество (движущемуся по главной дороге), а водитель легковушки совершил обгон с нарушением правил движения. Таким образом, в сложившейся ситуации виновны оба участника.

Как доказать обоюдность вины

Как уже я говорил, виновность в совершении аварии устанавливает суд в процессе разбора происшествия. Но по умолчанию считается, что все, кто нарушил ПДД, являются виновниками. Поэтому если в документах о ДТП не определена виновность каждого из участников или указана их обоюдная вина, но вы не считаете её равной, необходимо обращение в суд.

Но иска по определению виновника в ДТП не предусмотрено. Степень вины может быть определена только в процессе разбирательства по иску к лицу, нанёсшему вред, о взыскании ущерба, в котором надо указать просьбу определить степень виновности. В качестве ответчиков необходимо указать не только второго участника происшествия, но и его страховщика, так как они оба обязаны возмещать вам ущерб.

Как вести себя в суде

В судебном процессе определяющее значение будет иметь обоснованность представленных стороной доводом в свою пользу, активность и правильность действий. Поэтому активно участвуйте в разбирательстве. Возможно, нелишним будет обратиться к опытному адвокату за помощью.

Для определения степени виновности потребуется предоставление как можно более обширных материалов по ДТП. Скорее всего, потребуется проведение трасологической или иной автотехнической экспертизы.

Если всё сделаете правильно, суд установит меру вины всех участников аварии, а на основании этого, определит размер положенной вам выплаты.

Кто платит за причинённый ущерб

Так как при обоюдке каждый из водителей является и пострадавшим и потерпевшим, то все они могут получить компенсацию ущерба, но вместе с тем и обязаны возместить вред, нанесённый другим участникам. Если ответственность участников застрахована, то возмещать вред страховая компания по «автогражданке» возместить только ту часть ущерба, в которой виновен её страхователь.

Если же у кого-либо автовладельцев нет полиса ОСАГО, решение о возмещении вреда необходимо принять по взаимной договорённости, или добиваться возмещения через суд.

Так как по ОСАГО страхуется только гражданская ответственность владельца ТС, следовательно, платят только потерпевшему, то от определения меры вины в ДТП будет зависеть кому и сколько выплатят по «автогражданке».

Как рассчитывается сумма возмещения

Согласно п. 22 статьи 12 Закона «Об ОСАГО» страховые компании будут выплачивать потерпевшим возмещение ущерба пропорционально размеру вины их страхователя. Для расчёта СК используют степень вины, определённую судом, а если судебного решения на счёт этого нет, то степень виновности признаётся равной.

Примечание. Если вина (заметьте, вина, а не степень вины) ни одного из водителей не установлена, то выплаты не будет.

То есть, если водитель признан виновным на 70%, то ему выплатят только 30% от суммы понесённого им ущерба (разбил машину на 100 000, заплатят 30 000), а второму участнику (который виноват, соответственно, на 30%), выплатят 70% от суммы, требуемой согласно страховому законодательству на ремонт его авто (например, на восстановление требуется 40 000, СК выплатит 28 000).

Примечание. Независимо от того, кем именно нанесён вред, ответственность за него несёт виновный в аварии водитель. Это относится к случаям, когда в результате столкновения машина невиновного в ДТП автолюбителя ударяет третий автомобиль.

Право выбора вида возмещения при обоюдке в 2017 году

Для урегулирования убытков по договорам ОСАГО, заключённым после 27 апреля 2017 года, то есть после вступления в силу новых поправок, обоюдная вина станет обоснованием получения денежного возмещения вместо ремонта. Выплата будет рассчитываться так же, как написано выше, с учётом износа.

Если же потерпевший, признанный частично виновным, захочет всё-таки восстанавливать своё ТС по натуральному возмещению убытков, ему придётся доплатить соразмерно со своей виновностью. То есть если ремонт на 50 000 р., а водитель на 50% виновен в аварии, 25 000 р. ему придётся оплатить автотехсервису из своего кармана.

Но во многих случаях это всё равно останется выгодным предложением, так как в случае выплаты деньгами участник аварии с обоюдной виной получит тоже только половину (или иную часть, смотря по виновности), но с учётом износа, что зачастую серьёзно снижает размер возмещения.

Как получить выплату по страховке ОСАГО

Если виновников дорожного происшествия несколько, то потерпевший может обратиться за выплатой к страховщику любого из них.

Страховая компания возместит ему весь, положенный к компенсации по ОСАГО, вред, а потом будет сама разбираться, сколько она заплатила за своего страхователя, сколько за чужого. И взыскивать по регрессу с «чужих» виновников (или с их страховщиков).

Процесс получения выплаты

Если вас и второго участника аварии устраивает получение половины от необходимой на восстановление суммы (определяемой, естественно, по единой методике) или оплата половины стоимости ремонта в СТО, в суд можно не обращаться, тем более если сумма ущерба незначительна. В таком случае отправляйтесь в страховую сразу как получите документы от ГИБДД, в которых указаны нарушения со стороны каждого из водителей.

Если вас не устраивает вина 50/50, то для получения выплаты необходимо:

  1. уведомить страховщика о случившемся ДТП;
  2. дождаться решения суда, который точно установит меру вины каждого участника;
  3. получить возмещение по постановлению суда или в обычном порядке, но в размере, пропорциональном степени виновности других участников.

Стоит заметить, что судебный процесс обычно занимает несколько месяцев, но, как правило, соотношения виновности, заданного по умолчанию он не меняет. Поэтому в суд обращаться стоит, когда:

  • нет ни одного виновника по мнению автоинспекции;
  • преобладающая мера вины одного из участников очевидна или легко доказываема;
  • ущерб серьёзный, поэтому получения максимально возможного страхового возмещения имеет большое значение.

Если страховая не хочет платить

Но иногда СК отказывает в возмещении, когда речь заходит об обоюдной вине. Если она не приводит незаконных обоснований, требуйте от неё выплаты сначала в досудебном порядке, а потом и через суд.

Получить выплату по каско

Со страховкой по каско всё намного проще. Там для восстановления автомобиля средствами страховщика достаточно лишь предоставить документы, подтверждающие факт аварии, виновность страхователя не имеет значения.

Тут следует вспомнить о суброгации с виновника ДТП. Так как по каско виновность страхователя не учитывается, то с причинителя вреда страховая компания, восстановившая автомобиль, потребует полностью оплатить стоимость ремонта авто страхователя.

Расширенное страхования ответственности

В случае с обоюдной виной на помощь может прийти добровольная «автогражданка». Точные условия выплаты должны быть прописаны в договоре, так как законы по ОСАГО не распространяются на ДСАГО. Но в любом случае это будет дополнительным источником покрытия ущерба, причинённого потерпевшим лицам.

Какие последствия могут быть если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию

Если в аварии нет пострадавших и обстоятельства происшествия, в том числе, и кто насколько виновен не вызывают разногласий у участников происшествия, они вправе не вызывать сотрудников автоинспекции, а:

  • оформить Европротокол сами;
  • оформить ДТП в ближайшем отделении ГИБДД;
  • ничего не оформлять официально.

В случае с обоюдной виной первый вариант не подходит, так как Европротокол предусматривает виновность только одного водителя.

Второй вариант, в принципе, имеет право на жизнь, но заметьте, что разногласий между водителями по поводу вины быть не должно, а в случае с обоюдной виной это бывает крайне редко.

Ну а если все попавшие в ДТП стороны решают не оформлять происшествия, так как понимают каждый вину за собой и при этом пострадавших людей нет, они на законных основаниях могут разъехаться. Никакого наказания за то, что уехали, в таком случае не будет.

Только обязательно напишите расписки о взаимном отсутствии претензий! Иначе можно оказаться на 100% виноватым в аварии, да ещё и лишиться прав за оставление места ДТП. Почему это возможно и другие подробности о покидании места происшествия водителями по обоюдному согласию читайте в статье: Какие последствия могут быть, если оба водителя покинули место ДТП, и как их избежать.

Если в аварии, в которой виновны оба водителя, есть пострадавшие

Когда в аварии есть пострадавшие или погибшие, то виновнику ДТП грозит административная или даже уголовная ответственность, смотря по тяжести телесных повреждений. Рассматриваются такие случаи уже судами по уголовным делам. И при обоюдной вине ответственность будет нести каждый участник. А в случаях со смертельным исходом это обычно лишение свободы.

Естественно, за вред, причинённый самому себе, наказания понести не придётся. То есть если серьёзно пострадал только один водитель, уголовное или административное наказание будет только второму виновному участнику, причём независимо от величины его вины.

Если пострадал только пассажир

А вот если пострадало лицо, которое невиновно в аварии, например, пассажир, то одинаковое наказание за причинение травм или смерти по неосторожности понесут все виновники. Но не забывайте, что нарушение ПДД водителем должно быть причиной происшествия. Только при этом условии он становится виновным в случившемся. Это закреплено в постановлении №25 Пленума Верховного Суда.

Судебная практика

Так как практически каждое дело по обоюдной вине требует судебного разбирательства, то судебная практика достаточна обширна. Но не забывайте, что в нашей стране не прецедентное право, следовательно, не факт, что в вашем случае судья вынесет такое же решение о возмещении ущерба, как и в аналогичной ситуации. Но судебная практика важна именно как чужой опыт в нелёгком деле тяжбы.

Вообще, как правило, в большинстве случаев устанавливается вина 50/50, то есть по решению суда возмещение ущерба осуществляется наполовину для каждой из сторон. Для получения другого результата требуется или очевидность незначительности виновности одного из участников, или грамотное обоснование своего видения ситуации.

А также, если размер вины каждого участника установить по тем или иным причинам не представляется возможным, то судья принимает решение о равной вине. Естественно, когда участники обращаются в суд, они ожидают других результатов. Поэтому важно предоставить убедительную доказательную базу, подтверждённую экспертными заключениями, показаниями свидетелей и т. д.

Полезные советы

  • добивайтесь признания второго участника виновным на 100% в суде, если вы не считаете, что нарушение вами ПДД стало причиной аварии;
  • необходимо указывать страховую компанию в качестве соответчика наравне с виновником в иске о возмещении вреда, в процессе разбирательства по которому будет установлена мера вины каждого участника;
  • добивайтесь признания вины хотя бы поровну, так как если не будет определён ни один виновник, не будет никакой выплаты по ОСАГО.
Читайте также:  Как составить схему ДТП самостоятельно:: образец

Подведём итоги

  • обоюдная вина – когда все участники аварии виновны в том, что она произошла;
  • важна причинная связь нарушения ПДД с аварийной ситуацией, а не факт правонарушения в области правил движения;
  • все виновники несут административную или уголовную ответственность в ДТП с пострадавшими, независимо от степени вины;
  • страховую выплату по «автогражданке» потерпевший получит пропорционально вине застрахованного виновника;
  • точную меру вины устанавливает суд, но, как правило, он решает, что вина всех участников равна, что, впрочем, принято по умолчанию.

Заключение

Обоюдная вина в аварии – неприятная ситуация, так как каждый из участников является одновременно и потерпевшим, и виновным, то есть каждый, во-первых, сам несёт ущерб, во-вторых, должен отвечать за причинённый другим вред. А наиболее частым и самым неприятным последствием обоюдной виновности будет серьёзное занижение выплаты по «автогражданке».

Поэтому будьте аккуратнее на дороге и никогда не нарушайте ПДД, чтобы не попасть в подобную ситуацию.

Напоследок, видео-бонус: 10 случаев жести в зоопарке. Опасность может поджидать даже там!

Вот и всё. Чтобы не пропустить новые полезные статьи, подпишитесь на рассылку, если вы этого ещё не сделали. А поделиться этой статьёй в соцсетях можно в один клик при помощи иконок ниже. Всем пока!

Кому производится выплата при обоюдной вине при ДТП?

Водитель может рассчитывать на получение компенсации, если попадает в аварию. Выплачиваются деньги исключительно пострадавшему лицу, если у него имеется полис ОСАГО. Но как быть водителям, которые оба стали виноватыми в дорожно-транспортном происшествии при обоюдной вине водителей?

В представленной ниже статье будет подробно рассмотрен проблемный вопрос про обоюдку в случившейся аварии.

Обоюдная вина при ДТП: что это означает?

Статистика показывает, что многие ДТП случаются по виновности лишь одной стороны. Однако нередко происходят происшествия по обоюдной вине. В результате выносится постановление, в котором прописывается, что в ДТП вина лежит на обеих сторонах. Именно это и является обоюдной виной, или обоюдкой, как её принято называть в народе.

Нигде не прописан такой термин, как «обоюдная вина», им могут обозначить случившееся только инспекторы ГАИ, когда ими были зафиксированы нарушения от обоих шофёров. Это заносится в протокол и первого водителя, и второго.

В протоколе обязательно прописываются два пункта:

  1. Какое ПДД было не соблюдено;
  2. И последующая ответственность за нарушение.

Обоюдка шофёров признаётся после составления протокола и фиксирования перечисленных выше двух пунктов.

Кому выплачивают компенсацию при обоюдке?

Все страховые агентства выплачивают компенсации тем шофёрам, которые стали пострадавшими в аварии. Тут всё просто: пострадавший шофёр собирает необходимые бумаги и отправляется к страховщику, где и получает деньги.

Однако ситуация осложняется, когда при компенсации по ОСАГО при обоюдной вине. Что же в таком случае делать водителям?

Стоит оговориться, что в данной ситуации есть только две разновидности вины:

Страховая организация не занимается рассмотрением этого вопроса. Только через суд устанавливается степень вины владельцев авто, и только после вынесения решения производятся денежные выплаты.

Чтобы не возникло каких-либо трудностей во время судебной процедуры, надо правильно оформить все бумаги после случившегося ДТП и правильно вести себя.

Важно: не все ДТП можно приписать к обоюдке. Например, если первый участник въехал на так называемую встречку, когда второй ехал, не пристегнувшись, то вся вина всё равно окажется на первом из них. Суд учитывает все нюансы и выносит справедливое, основанное на разумности, решение.

Как оформляется авария в случае вины обоих участников?

Итак, если на трассе произошла авария по обоюдной вине, то шофёр в обязательном порядке должен придерживаться следующей схемы:

  1. Он может покинуть машину, но не может ни на сантиметр сдвигать её. При этом он должен оставаться на месте произошедшего.
  2. До приезда инспекторов, владельцу авто нужно самому зафиксировать все доказательства, которые бы свидетельствовали о вине второго участника: сделать фотографии, снять видео, опросить свидетелей.
  3. Вызов инспекторов ГИБДД и оповещение своей страховой организации.
  4. Владелец авто обязательно должен проследить за тем, что инспектор записывает в составляемый протокол. Бывают случаи, когда протокол не соответствует действительности.
  5. Если водитель уверен в собственной невиновности, то ни при каких обстоятельствах он не должен брать вину за случившееся на себя.
  6. Когда будет оформлять протокол, шофёр обязан чётко проговорить все детали, добиваться того, чтобы все данные были занесены, проверять. Обязательно следить за тем, чтобы были прописаны все факты, доказывающие вину второй стороны. Возможно, ориентируясь на показания, водитель сможет добиться того, что его не признают вторым виновником аварии.

Важно: в том случае, если одна сторона уверена, что не является виновником, то она должна через суд добиваться подтверждения этого факта, предоставляя доказательства, иначе страховое агентство обеим сторонам возместит лишь половину от всей положенной суммы.

Если в ДТП имущество получило маленькие повреждения, то оптимально будет вызвать аварийного комиссара, оформить Европейский протокол и оформить все требуемые документы в страховую организацию. Даже при таком раскладе обе стороны получат свою компенсацию.

В 2018 году был установлен максимальный размер выплаты страховой при произошедшей обоюдной вине в пятьдесят тысяч. Если авария произошла по вине обоих шофёров, то каждому выплатят только половину по ОСАГО.

Доказательство через суд

Как было уже сказано, страховые организации не занимаются разбирательствами по установлению степени виновности при обоюдной вине, этим занимается только суд. Судебный процесс напрямую зависит от доказательств, которые предоставляют автовладельцы. При обоюдке водителям можно дать лишь рекомендации.

Главным аспектом является доказательство виновности обоих участников.

Должны быть предоставлены следующие документы:

  • справка ГИБДД;
  • составленный протокол;
  • постановления.

Также в качестве доказательств автовладелец может предоставить судье фото- и видеоматериалы, показания свидетелей, степень полученного ущерба.

Необходимо знать, что судья ориентируется на все обстоятельства, то есть он принимает во внимания не только действия шофёров, но и причины этого дела. К примеру, один из владельцев авто может сослаться на отвратительные погодные условия, из-за которых он не смог справиться с управлением. В этом случае ему потребуется подтверждающая справка.

Если ответчик/истец будет возражать, то на суд разрешается пригласить эксперта, обладающего профессиональными знаниями и навыками, который бы смог подтвердить слова.

Важно: если в протоколах в постановлениях будет изложена информация, которая не соответствует реальности, то суд не станет принимать их во внимание. Опровергнуть такую информацию могут другие доказательства.

Получение компенсации

Водителям необходимо обратиться в свою страховую организацию, если авария случилась по обоюдной вине двух участников.

Не так давно законодательство позволяло получить компенсацию и от своей организации, и от организации, с которой сотрудничает виновник. Однако теперь такое сделать не представляемся возможным.

Все составленные бумаги должны быть у страховщика в период десяти дней с момента ДТП. Если страховая компания ОСАГО не намерена производить выплату по ДТП при обоюдной вине обозначенного размера, то придётся это дело отдать в руки суду. Если суд будет на стороне водителя, то компании ничего не останется, как выплатить указанный размер. При несоблюдении решения, страховщика ждёт немалый штраф.

Подведем итоги

Итак, по какому принципу производятся выплаты при обоюдке? Этот вопрос полностью опирается за законы Гражданского Кодекса. По сути, если вина водителя рассчитывается на 70%, то он получает только 30% выплат. Но в большинстве случаев всю сумму распределяют поровну.

Важно: если вины не будет ни за одним участником, то выплат обоим ждать не придётся — будет отказ в выплате.

Видео разбор ситуаций

Внимание!
В связи с частыми изменениями административных законов РФ и правил ПДД, информацию на сайте не всегда успеваем обновлять, в связи с этим для Вас круглосуточно работают бесплатные эксперты-юристы!

Москва: +7 (499) 653-60-72, доб. 206
Санкт-Петербург: +7 (812) 426-14-07, доб. 997
Регионы РФ: +7 (800) 500-27-29, доб. 669.

Заявки принимаются круглосуточно и каждый день. Либо воспользуйтесь онлайн формой.

Что такое обоюдка?

Опции темы
Поиск по теме

Что такое обоюдка?

Дтп между двумя автомобилями, вина водителей обоюдна. У одного из участников дтп отсутствует полис ОСАГО.
При обоюдке за выплатой необходимо обращаться не в свою страховую, а в страховую другого участника.
Соответственно тот участник, у которого ОСАГО отсутствует, обращается в компанию оппонента и получает компенсацию.
А как быть другому водителю?

Сначала спросить, а не заплатит ли второй водитель за ремонт авто, если нет, то в суд на гражданина, вешаете ремонт, экспертизу, гос.пошлину, услуги адвоката.

тел. +7 96О 926 9554 WhatsApp

А каким макаром установлена обоюдная вина?

нашей славной госавтоинспекцией

Вопросы вины очень тонки. Кто вам вообще сказал, что она обоюдна? В моей практике такое было лишь однажды. Решение суда было 40% на 60%. После отмены проигравшей стороной стало 20% на 80%.
Проигравшая сторона имела сначала 40%. стала иметь 20% вины. Решение по иску было пропорциональным.
И всё же, что Вы понимаете под словом “обоюдка”? Если постановление должностного лица ГИБДД, либо суда, но вынесенное по административному делу, то Вы очень заблуждаетесь. Вопросы вины решаются иначе.

ГАИ не устанавливает вину в ДТП. Вина в совершении правонарушения не влечет автоматически вину в ДТП.

Под “обоюдкой” я для себя понимаю, что оба из участников дтп виновны в происшествии. В данном случае имею в виду постановление Гибдд.
На самом деле в данной теме интересен вопрос, как поступить тому водителю, который не сможет обратится в страховую другого участника дтп по причине отсутствия у оного полиса ОСАГО. Подавать на него в суд? И уже суд будет определять степень виновности того или иного из водителей? И как в таких случаях решается вопрос компенсации?

Так. И только так.
Остальные ответы на вопросы (возможные вопросы) вытекает из этого ответа.

Объясните, пожалуйста, смысл фразы “пропорциональное решение по иску”? Например, сумма ущерба 2-х авто складывается и делится пропорционально процентному отношению степени вины участников дтп? Или у меня каша в голове?))))

Простительно, ибо тут всегда каша.
Вина судом, если такое и бывает, то распределяется в процентном соотношении между участниками ДТП.
Соответственно, взыскивается сумма, соответствующая проценту вины. Между сторонами производится зачёт (в том случае, если были заявлены соответствующие требования сторонами).
Усё.

спасибо, теперь вроде бы в общих чертах понятно. )))

А возможно ли, что правонарушение (нарушение ПДД, приведшее к ДТП) совершено одним участником ДД, а виновным в ДТП признан другой (либо ни тот и не другой)?

Либо ни тот, и не другой – отметаем и забываем.
Шиншилка у тебя заведомо условия задачи недопустимые. Уже в условии имеется вывод о виновности.

Так вот некоторое время судимся со СК, которая отказала в выплате по причине, что виновный в нарушении ПДД (п.8.1) их клиент не виноват в том, что машина пострадавшего получила повреждения. Кто ж тогда, по их логике, виноват? Послезавтра очередное заседание, уже с результатами экспертизы, заявленной СК; один из вопросов эксперту сформулирован так: “мог ли автомобиль истца избежать повреждений при обстоятельствах данного ДТП, если б он своевременно принял меры к остановке автомобиля?” Что ответил эксперт, пока не знаем. Возможно, ответ положительный, хотя сам нарушитель в своей объяснительной написал, что совершал разворот за 60 метров от движущейся навстречу машины.

Хм. На мой взгляд, грамотный судья даже не стал (не стала) бы назначать экспертизу такого рода.
Но бывает, назначают. По моим наблюдениям – лишь бы соблюсти некое право другой стороны.
Впрочем, был и пример того, когда истец был прав, но был непомерен в своих требованиях. Даже я бы сказал “крайне непомерен”.
В общем, суд сказал: “Надо скромнее быть”. А сказать это помогло заключение эксперта.

Помимо отсутствия полиса ОСАГО есть еще нарушения ПДД?

Да же при обоюдной вине у потерпевшего есть право обратиться как в свою СК по ПВУ, так и к причинителю вреда. В рекомендациях РСА была затронута такая ситуация – платить 50% и многие СК так делают. Но могут отправить в суд для установления степени вины каждого из участников. Да и с половиной выплаты одна из сторон может не согласиться.
В данной ситуации выплату от СК получит только один потерпевший, поскольку у другого участника гражданская ответственность не застрахована и обращаться следовательно не куда. В своей СК документы не примут.

В законе об ОСАГО сказано: “не производится возмещение вреда, причиненного имуществу лиц, виновных в ДТП”. То есть, при обоюдке обоих водителей могут послать нах.

Помимо отсутствия полиса ОСАГО есть еще нарушения ПДД?

Да же при обоюдной вине у потерпевшего есть право обратиться как в свою СК по ПВУ, так и к причинителю вреда. В рекомендациях РСА была затронута такая ситуация – платить 50% и многие СК так делают. Но могут отправить в суд для установления степени вины каждого из участников. Да и с половиной выплаты одна из сторон может не согласиться.
В данной ситуации выплату от СК получит только один потерпевший, поскольку у другого участника гражданская ответственность не застрахована и обращаться следовательно не куда. В своей СК документы не примут.

Почему не примут в своей страховой? А если у второго участника есть полис ОСАГО, но в другой СК, то можно ли подавать в свою СК или только его?

Ссылка на основную публикацию