Бесконтактное ДТП: судебная практика, прямое урегулирование

Бесконтактное ДТП – что говорит судебная практика в 2022 году

Скорость, с которой появляется новое количество автомобилей на российских дорогах, с каждым днем нарастает, что сулит новые аварии, заторы и отсутствие взаимопонимания между водителями, ГИБДД и страховыми компаниями. Одним из таких примеров вполне можно считать бесконтактное ДТП. Судебная практика показывает, что получить компенсацию нанесенного ущерба в результате такого происшествия можно только на основании искового заявления.

Что подразумевает термин «бесконтактное»

С первого взгляда может показаться, что термин, используемый в практике дорожных происшествий, имеет довольно противоречивый смысл. В реальности же все предельно просто. Отойдя от канцелярского языка можно сказать так: данная разновидность дорожного происшествия является результатом нарушения правил движения на дороге одним участником, что заставляет другого предпринять действия, которые причиняют вред третьему – стороннему – лицу. При этом отсутствует непосредственный контакт транспортных средств.

Довольно распространенным является мнение, что такая схема обычно используется мошенниками, которые намерены получить выплаты от страховщика не вполне законным способом. Именно по этой причине каждый такой случай вызывает множество подозрений и нередко рассматривается с особым пристрастием.

Примеры

Для наглядности следует рассмотреть несколько примеров.

Чаще всего приходится наблюдать такую картину: автомобиль движется по главной дороге в нужной ему полосе, другой же, приближающийся к нему по «встречке», неожиданно маневрирует влево, что заставляет первую машину уйти на встречную полосу или совершить резкий съезд вправо. Результатом этого становится столкновение с посторонним предметом, скажем, деревом или зданием.

Еще одним примером такой аварии можно считать следующий: ваш автомобиль следует по дорожной полосе вслед за другим транспортным средством, которое перевозит габаритный груз. Из-за неправильного крепления какая-то часть груза выпадает из машины и падает под колеса движущегося за ней автомобиля или, что самое неприятное, летит ему в лобовое стекло. Таким образом, можно сказать, что как такового контакта транспортных средств не произошло, но машина, следовавшая за виновником происшествия, все же пострадала.

Действия водителя

Тот факт, что пострадавшая сторона является жертвой, вовсе не говорит о том, что с нее снимается полная ответственность за инцидент. Существует некоторый порядок действий, которые потерпевшему необходимо предпринять, чтобы максимально исключить свою вину.

При ДТП следует:

  1. Остановить автомобиль, включить знак аварийной ситуации и выставить на дорогу соответствующий знак.
  2. Вызвать дорожную полицию.
  3. Сделать снимки всех причастных к дорожному инциденту предметов. Убедиться, что в момент аварии видеорегистратор был включен.

Единственное, чего делать нельзя, – покидать место аварии. Откажитесь от намерения преследовать нарушителя. Проведите все перечисленные выше действия и уберите ваш автомобиль с полосы, если он мешает проезду других участников движения. Не забывайте, что, согласно ПДД, водитель, скрывшийся с места происшествия, несет ответственность за подобные действия, даже если он является пострадавшей стороной.

Как оформить происшествие

Авария такого порядка, согласно правилам, должна быть оформлена, как и любое другое происшествие, если вы хотите, чтобы страховая компания все же возместила ущерб. В целом процедура мало чем отличается от контактного ДТП.

Здесь можно найти подробный материал на тему: Оформление ДТП.

Особое значение в этом случае имеют действия прибывшего на место аварии представителя ГИБДД. Инспектор обязан зафиксировать исчерпывающую картину случившегося в схеме аварии. Задача пострадавшего настоять на том, чтобы в ней были отображены действия виновника, обозначено расстояние между объектами и места расположения всех участников происшествия.

Это позволит в дальнейшем без труда установить, по чьей вине был нанесен ущерб.

Получение страховки

Первое, что интересует водителя, попавшего в такую неприятность, – существует ли вероятность получить компенсацию по ОСАГО при бесконтактном ДТП. Осложняется ситуация тем, что автомобиль виновника остался неповрежденным. Кроме того, последний часто покидает место аварии, что также может осложнить процесс. Хотя существует масса случаев, когда разбирательство заходит в тупик, даже если виновный остался на месте событий.

Здесь можно узнать детально, в каких случаях положены выплаты при ДТП при ОСАГО.

Сразу же стоит оговорить: рассчитывать на возмещение ущерба пострадавший сможет только в том случае, если специальная экспертиза установит, что жертва действий водителя другого транспортного средства не имела никаких возможностей предотвратить аварию. Иными словами, пострадавшему водителю придется доказать наличие причинно-следственной связи между маневрами виновника и их результатом. При этом касается данный факт как владельцев полиса ОСАГО, так и тех, кто застрахован по системе КАСКО.

В итоге проведенных мероприятий у вас на руках должен оказаться протокол ГИБДД, схема и извещение о ДТП. Со всем этим пакетом бумаг вы и будете обращаться к страховщику

Если же доказать вину водителя первого автомобиля не удастся, тогда все расходы по оплате ущерба третьему лицу, а, соответственно, и ремонт собственного транспортного средства, полностью возлагаются на плечи пострадавшего участника движения. Но обосновать вину обычно удается только через суд.

Примеры судебной практики

Приведем несколько примеров прямого урегулирования бесконтактного ДТП из судебной практики. Случай первый. Владелец автомобиля Opel обратился с исковым заявлением в суд с целью оспорить вынесенное решение об отсутствии страхового случая. Суть аварии заключалась в следующем: грузовой автомобиль MAN в результате маневров своим прицепом зацепил большую ветку, которая причинила вред стоявшему поблизости автомобилю Opel. В свою очередь, страховая компания отказалась оплачивать ремонт пострадавшего транспортного средства, ссылаясь на то, что его владелец мог предвидеть последствия и не оставлять машину под опасно нависшей веткой. Суд опроверг доводы об отсутствии страхового случая, поскольку причиной происшествия стали маневры автомобиля MAN, что и повлекло нанесение повреждений. Согласно решению судебной инстанции, бесконтактная авария не может служить причиной отказа в выплате страховки, а потому страховщика обязали произвести все надлежащие выплаты.

Судебная практика по бесконтактному ДТП обычно связана с отказом страховой выплачивать пострадавшему компенсацию.

Еще один такой пример можно рассмотреть на попытке получить компенсацию владельцем автомобиля, который въехал в дорожное ограждение в результате маневров другого автомобиля. Так, истец обратился в суд по причине отказа страховой компании компенсировать ущерб. В протоколе происшествия сотрудник ГИБДД не зафиксировал, что вина полностью возложена на водителя, совершавшего неправомерный маневр, но указал, что пострадавший водитель не учел метеорологические условия и не снизил скорость в нужный момент. По инициативе заявителя, однако, была проведена независимая экспертиза, которая установила, что на момент аварии владелец данного автомобиля не имел технических возможностей избежать столкновения с дорожным ограждением или снизить скорость, чтобы этого не произошло. Таким образом, суд постановил, что ответчик, то есть страховая компания, должна возместить не только сумму страховки, но и моральный ущерб, а также иные расходы, связанные с судебным разбирательством.

На самом деле случаи, когда суд выносит решение, что вина участников ДТП являлась обоюдной, нередки. В таком случае сумма страхового возмещения может быть существенно снижена. А потому в момент фиксации обстоятельств аварии необходимо внимательно следить, чтобы все факторы были учтены.

Бесконтактное ДТП: Видео

Автолюбитель со стажем вождения больше 20 лет. Высшее техническое образование. Опытный копирайтер, специализируюсь на тематиках в банковской сфере, технической.

Бесконтактное ДТП

Бесконтактное ДТП — дорожно-транспортное происшествие, при котором автомобилист создает помеху движению другому автомобилисту, и второй автомобиль причиняет вред имуществу третьего лица, но непосредственного контакта с создавшим помеху не происходит.

Т.е. один не уступил дорогу или проехал на красный свет, разворачивался там, где нельзя. Другой автомобилист пытается избежать столкновения, но съезжает с дороги и пробивает столб или другой объект.

ДТП произошло, но контакта не было. Для получения компенсации водитель должен доказать, что другой автомобилист был виновником, а потом найти способ взыскать ущерб.

Как производятся выплаты по ОСАГО, а также куда обращаться, если произошло бесконтактное ДТП?

Читайте также:  Оценка ущерба после ДТП

Бесконтактное ДТП

Что такое бесконтактное ДТП? Это ситуация, при которой один участник ДТП начинает препятствовать движению другого участника.

Результат помехи — участие третьей стороны, нанесение ей морального, материального, физического вреда. При этом у транспортного средства третьего лица с автомобилем, создавшим помеху, не было прямых контактов.

Весьма распространенный пример такого вида аварии: водителем автотранспортного средства совершается движение по его полосе, расположенной на главной дороге.

Один из участников движения, который находится максимально близко к первому автомобилисту, совершает маневр поворота налево, не предупреждая об этом заранее.

Далее водитель пытается избежать столкновения, выводя автомобиль на встречную полосу или совершая резкий поворот вправо, где происходит столкновение с другим автотранспортным средством, столбом, ограждением или другим объектом. Итог — транспортному средству был нанесен вред.

Падение груза также относят к бесконтактному ДТП.

Видео: Бесконтактное ДТП

Оформление

Все требования по оформлению ДТП должны быть соблюдены. От этого зависит выплата ущерба, который был нанесен водителю. После любой аварии автотранспортные средства всех участников аварии должны быть остановлены.

Каждый должен выставить аварийный знак, чтобы предупредить водителей других авто о существующей опасности.

Куда обращаться при бесконтактном ДТП? После произошедшего бесконтактного ДТП необходимо вызвать экипаж ГИБДД.

Сотрудники инспекции начинают устанавливать автомобилиста, который является нарушителем ПДД, и водителя, который привел к последующей аварии с участием третьих лиц.

После вызова ГИБДД можно заняться сбором материала — сделать фотографии, видео места аварии, опросить свидетелей, попросить их дождаться экипажа сотрудников ГИБДД. Так показания очевидцев будут иметь законную силу и будут внесены в протокол.

Если виновник аварии скрылся с места ДТП, доказать его вину смогут только свидетели или материал с видеорегистратора. Но если виновник остался ждать сотрудников ГИБДД, собрать свидетельства очевидцев все равно необходимо.

Убирать автомобили с места происшествия, пока не будет составлена подробная схема аварии, нельзя. Иначе это многократно усложнит процесс воссоздания аварийной ситуации, а также виновника могут определить неправильно.

Также ДТП могут отнести не к той категории. Все эти ошибки окажут негативное влияние на причитающиеся выплаты или полностью исключат возможность их выплаты.

К процедуре оформления относят и момент контроля сбора сотрудниками ГИБДД доказательств. Неправильная трактовка показаний участников или недостоверность показаний свидетелей приведет к тому, что административную ответственность придется нести не виновнику, а пострадавшему.

Если водитель не согласен с подобным положением дел, он выражает свое несогласие. Также он должен убедиться, чтобы его несогласие занесли в протокол.

Кто виноват в такой аварии?

Установление вины — компетенция сотрудников ГИБДД или суда.

Если главный нарушитель определен, сотрудники ГИБДД выносят постановление и выдают справки всем участникам ДТП. В них указывают не виновника бесконтактной аварии, а нарушителя ПДД.

Может быть и такой исход, что после расследования окажется, что виноватых нет. Иногда без судебного разбирательства виновника установить нельзя.

Но нередко бывает, что и судебные инстанции неверно устанавливают автомобилиста, виновного в аварии, если у пострадавшего будет недостаточно доказательств своей правоты.

В большинстве случаев виновником ДТП признают того автомобилиста, который на момент ДТП находился в зоне опасной ситуации, так как неверные действия (неправильное выполнение маневров, торможение, их невыполнение) или бездействие стали причинной аварии на дороге.

Такое ДТП осложняется обычно тем, что:

  1. Виновник (тот, кто создал помеху), обычно скрывается с места ДТП.
  2. Очень часто лица, которые проводят разбор аварии, неверно трактуют п.10.1 ПДД. Они регулируют то, что при возникновении опасности необходимо замедлиться до остановки, а не объезжать препятствие. По этому пункту многие инспекторы устанавливают вину автомобилиста, который пытался маневром избежать столкновения.
  3. Часть вины можно переложить на потерпевшего. В ПДД прописано, что двигаться необходимо с той скоростью, которая позволяет постоянно контролировать машину. Также важно вспомнить про дистанцию.

Важно отметить: ситуацию не признают ДТП, если вред людям или имуществу не был причинен. Даже тогда, когда автомобилисту во избежание столкновения пришлось выехать с дороги.

Виновником можно признать также пешехода, который неожиданно выбежал на дрогу.

Если водитель, создавший помеху на дороге, которая привела к ДТП, уехал (что часто и бывает), доказать его вину без видеорегистратора очень сложно.

Процедура оформления бесконтактного ДТП не отличается от стандартных. Но по европротоколу оформить такую аварию нельзя.

Условия оформления ДТП по европротоколу:

  1. В ДТП участвовало только два автомобиля.
  2. Наличие действующего полиса ОСАГО. Водитель должен быть вписан в договор.
  3. Ущерб причинен только ТС, пострадавших людей нет.
  4. Разногласий по поводу аварии у участников нет.

Является ли страховым случаем бесконтактное ДТП? В какую страховую обращаться при бесконтактном ДТП?

Выплаты по ОСАГО

Нужно учитывать все моменты (верное составление необходимых документов, сбор доказательств и прочее), но также понимать, что во многих случаях бесконтактного ДТП страховая компания может отказаться выплачивать компенсацию.

Страховые компании участников заявят, что не обязаны возмещать ущерб, так как водитель врезался в объект.

Может не повезти тем водителям, автотранспортным средствам которых не был нанесен ущерб в сам момент аварии другими автомобилями.

Обычно водитель, который пытался избежать столкновения с другим автомобилем, все-таки попадает в ДТП из-за неверного маневра другого участника. Страховщики могут признать его действия противоправными, и водитель не сможет рассчитывать на выплаты.

Получить возмещение можно только тогда, когда экспертизой будет установлено, что в аварии водитель технически не мог избежать столкновения.

Т.е. автомобилист должен доказать наличие причинно-следственной связи с действиями второго автомобилиста и наступившими последствиями.

Но, судя по практике, на возмещение ущерба, полученного при бесконтактном ДТП, надеяться не стоит.

Возмещение страховой будет зависеть от правильно составленных документов. Если в протоколе, который составляется сотрудниками ГИБДД на месте аварии, указан виновник и пострадавший, водитель сможет получить выплату.

Так же дело обстоит с прямым урегулированием убытков. Т.е. водитель может получить выплату от своей страховой компании, а не от страховщика виновного лица. Такие выплаты производятся намного быстрее.

Но такие выплаты возможны, если в аварии принимало участие два транспортных средства. При бесконтактной аварии принимает участие также третий субъект, поэтому выплата компенсации ущерба не предусматривается в данном случае.

Если страховая отказывает, единственный выход — требовать возмещение ущерба в суде. В судебной практике по бесконтактным ДТП таких случаев множество. Для отстаивания свей правоты необходимо собрать показания свидетелей, документальные доказательства, фото или видеоматериалы.

Как взыскать?

Если Вам отказали в выплате, идите в суд. Судебная практика показывает множество различных примеров урегулирования бесконтактных аварий.

Разберем один из случаев. Автотранспортное средство въехало в столб из-за маневра другого автомобилиста. Страховая компания отказала в выплате, сославшись на то, что водитель не учел опасных погодных условий, не сбавил скорость. Автомобилист настоял на проведении экспертизы, которая установила, что у водителя не было технической возможности действовать иначе. По решению суда страховая выплатила компенсацию.

Другой пример — грузовик прицепом задел тяжелую ветку на дереве, и припаркованный под деревом автомобиль получил повреждения. Страховая и здесь отказала в выплате, заявив, что водитель оставил машину в опасном месте. Но суд признал случай страховым, и водитель смог отремонтировать свой автомобиль бесплатно.

Но довольно часто суд выносит решение, что вина является обоюдной, тогда страховая компенсация выплачивается в меньших размерах. Следите за тем, какие факты фиксирует сотрудник ГИБДД при аварии.

Если суд отказывает, идите в Верховный суд. При определении виновной стороны Верховный суд может постановить, что нижестоящие суды заблуждались.

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается столкновение транспортных средств, а также иные виды взаимодействия (ГК, статья 1079).

Непосредственного контакта в ДТП может не быть, но ответственность за причинение ущерба лежит на виновнике. Т.е. решение б отказе компенсации признается незаконным.

Но также следует учитывать статью 14 закона об ОСАГО, в которой говорится о том, что пострадавший может предъявлять требования о компенсации страховщику только в установленном порядке.

Читайте также:  Как самому оформить ДТП

Т.е. вред причинен только автомобилям, а взаимодействие произошло между автотранспортными средствами с действующим полисом ОСАГО.

Особенности бесконтактного ДТП

Напомним особенности бесконтактной аварии:

  1. Всегда есть сторона, которая стала причиной аварии, но напрямую не участвовала в процессе столкновения автомобилей.
  2. Очень часто автомобилист, создавший помеху и ставший виновником аварии, уезжает с места происшествия, не дожидаясь прибытия сотрудников ГИБДД. Материалы с видеорегистратора помогут установить виновного.
  3. При составлении протокола необходимо правильно трактовать п.10.1 ПДД и не указывать, что водитель затормозил из-за угрозы столкновения вместо совершения маневра. Такая запись в протоколе приведет к тому, что пострадавшего водителя признают виновным.
  4. Бесконтактное ДТП регулируется теми же законодательными нормами, что и другие виды аварий.
  5. Это страховой случай, но для получения компенсационных выплат необходимо соблюдать правила оформления ДТП.
  6. К таком виду аварий не применяется норма о прямом возмещении убытков. Пострадавший должен обращаться за выплатами в страховую виновника.

При бесконтактном ДТП довольно сложно получить компенсационные выплаты. Зачастую пострадавшим автомобилистам в страховых компаниях отказывают, и водителям приходится готовить документы в суд.

Но затраты времени и средств на судебные разбирательства бессмысленны, если у водителя нет доказательств вины другого лица: показаний свидетелей и записи с видеорегистратора.

Также необходимо следить за тем, какие сведения о произошедшем вносит в протокол прибывший на место аварии сотрудник ГИБДД.

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП?

Как правило, понятие «дорожно-транспортного происшествия» вызывает в воображении картину столкновения нескольких транспортных средств. Практика свидетельствует, что большинство аварий происходит вследствие нанесения ущерба одному автомобилю другим при непосредственном физическом контакте. Однако, в ряде случаев, ДТП признается таковым без наличия столкновения машин, т.е. при отсутствии контакта. Такие аварии отнесены к сложным в плане установления вины и называются «бесконтактными».

Когда ДТП считается бесконтактным?

Само определение «бесконтактное ДТП» делает акцент на отсутствии контакта транспортных средств при аварии.

Важно уточнить, что фактическое столкновение не происходит только между автомобилем виновного в происшествии и пострадавшими, но машина понесшего ущерб водителя вполне может столкнуться с транспортным средством третьего лица, а также иными объектами коммунальной, частной или государственной собственности.

Бесконтактность в ДТП рассматривается в трех аспектах:

Бесконтактное ДТП считается один из наиболее сложных, поскольку доказать вину гражданина, чьи действия привели к возникновению аварии крайне затруднительно. Поскольку виновные физические лица не несут в результате создания аварийной ситуации никаких материальных убытков, в преимущественном большинстве случаев они бесследно уезжают с места происшествия.

В случаях бесконтактной аварии единственным источником подтверждения отсутствия виновных действий в поведении граждан, чьи транспортные средства столкнулись, являются показания свидетелей аварии и записи с видеорегистраторов.

Действия водителя в случае бесконтактной аварии

Участниками бесконтактной категории аварий признается:

  1. Водитель, автомобиль которого стал помехой или препятствием для других транспортных средств (виновный в произошедшем).
  2. Водитель ТС, который вследствие поведения виновника совершил маневры, повлекшие к столкновению с третьими объектами.
  3. Водитель машины, с которой произошло фактическое столкновение.

Единственной правильной моделью поведения каждого из трех выше представленных категорий граждан, управляющих транспортом, будет обращение в ГИБДД и вызов инспекторов к месту происшествия.

До момента приезда сотрудников ДПС, транспортные средства должны находиться на тех позициях, на которых они оказались вследствие аварии, выставлен аварийный знак (15м от авто — в черте города; 30м от авто — за чертой города). Помимо этого, следует зафиксировать последствия бесконтактного ДТП при помощи всех доступных средств (камера мобильного телефона, цифрового фотоаппарата, схематические зарисовки, сделанные вручную и пр.).

Также по возможности нужно попросить задержаться на месте аварии свидетелей (или взять контакты для дальнейшей передачи инспекторам ГИБДД), которые подтвердят вину водителя, создавшего помеху.

По приезду инспекции, следует проверять верную фиксацию данных в протокол, а в случае неточностей, настаивать на протоколировании истинных обстоятельств бесконтактной аварии, поскольку малейшие детали, которые были упущены, могут привести к возложению вины на безвинного гражданина.

Важно, чтобы инспектор, приехавший на вызов, четко произвел все замеры расстояний и тормозных путей.

Еще одной организацией, в которую необходимо обратиться после происшествия – страховая компания. К сожалению, вне зависимости от вида страхового полиса, страховщики крайне не желают возмещать ущерб, понесенный в ходе бесконтактного ДТП. Поэтому важно, чтобы все документы, составленные инспекторами ГИБДД, несли полную информацию о произошедшем.

В преимущественном большинстве, ущерб, понесенный вследствие бесконтактного ДТП, возмещается только после обращения в суд и вынесения судьей соответствующего решения.

Кто виноват в бесконтактном ДТП?

В бесконтактной категории дорожно-транспортных происшествий доказать вину водителя, поведение которого на проезжей части привело к возникновению аварийной ситуации, довольно непросто. Зачастую виновник остается безнаказанным, если не нашлись свидетели произошедшего и отсутствовал видеорегистратор (или иные средства видео фиксации, например, внешняя камера на торговом центре).

Однако вина по всем нормам должна ложиться на гражданина, который создал на проезжей части помеху движению других транспортных средств, если:

  • Водитель второго ТС не превышал нормативную скорость движения на определенном участке дороги (измеряется по тормозному пути).
  • Если он мог избежать аварии путем снижения скорости.
  • Если он мог избежать аварии путем торможения.

При этом стоит обратить внимание, что в тех ситуациях, где совершенный определенный маневр оправдывает нанесение меньших повреждений или их избежание, следует отдавать преимущество именно такому маневру, а не торможению. Хотя, при непосредственном столкновении с транспортом виновного, доказать его неправоту будет гораздо легче.

Часто возникает вопрос, кто же должен возмещать ущерб полученных повреждений? – Страховая компания. Однако, здесь есть некие подводные камни.

Большинство граждан, ставших участниками бесконтактного ДТП обращаются за выплатой к своему страховщику и получают отказ. Проблема в том, что потерпевшие, при таком обращении, руководствуются положением статьи 1079 (п.3) Гражданского кодекса России, который раскрывает взаимодействие источников повышенной опасности не только в аспекте столкновения.

Однако, представленная норма является общей, в отношении положений статьи 14.1 закона «Об ОСАГО», который имеет преимущество в представленной ситуации, и конкретизирует понятие «взаимодействие» только в спектре столкновения.

По этой причине отказ в страховой выплате от компании своего страховщика вполне обоснован. Но это не значит, что потерпевший останется без какого-либо возмещения.

При бесконтактном ДТП потерпевшему следует обращаться за возмещением убытков к страховщику виновного гражданина, а в случае получения отказа – обращаться в суд.

Оформление бесконтактной аварии

Для оформления случившегося бесконтактного дорожно-транспортного происшествия, на место аварии вызывают ГИБДД, сотрудники которой обязаны восстановить произошедшее с максимальной точностью и определить наличие вины каждого из участников.

Важно, чтобы все ТС до момента приезда Инспекции пребывали на тех местах, на которых они остались после аварии.

Если виновник происшествия пытается скрыться, попытки остановить или догнать его признаются незаконными. Единственным, что можно сделать в подобной ситуации – запомнить марку авто и его номерные знаки.

Водитель машины, которая пострадала, должен дать максимально полное объяснение своих маневров на дороге, которые привели к столкновению с транспортом третьего лица или иным имуществом.

Также следует внимательно перечитать протокол прежде, чем его подписать, а в случае несогласия, дать пояснения, в чем именно состоят отличия от истинной картины бесконтактной аварии.

При даче показаний, большое значение имеет подтверждение слов третьими лицами – свидетелями, а также данные с видеорегистраторов как самих участников ДТП, так и свидетелей.

Составление Европротокола

Правильная официальная документальная фиксация аварии – это залог будущего возмещения ущерба страховщиком. Поэтому следует уточнить, что в большинстве случаев оформить бесконтактный вид ДТП в упрощенном порядке (без вызова сотрудников ГИБДД) не предоставляется возможным.

Читайте также:  Как заполнить европротокол при ДТП:: образец

Европротокол составляется в строго определенных случаях, обязательные пункты которых перечислены законодателем и часто отсутствуют в авариях без контакта транспортных средств виновного и понесшего убытки.

При рассматриваемом виде дорожно-транспортных происшествий, в большинстве случаев, отсутствуют следующие обязательные требования, закрепленные Законом «Об ОСАГО» в статье 11.1 и предоставляющие возможность водителям автомобилей-участников самостоятельно запротоколировать аварию с дальнейшей возможностью обращения за страховыми выплатами:

  • участие в происшествии не более, чем двух ТС;
  • повреждения должны быть получены исключительно двумя автомобилями, участвовавшими в столкновении.

Также следует отметить, что для европротокола установлены ограничения в стоимости возмещения ущерба – не более 100 тыс. российских рублей (не более 400 тыс. рублей при взаимном признании вины в ДТП одного из участников аварии и использовании приложения «ДТП.Европротокол»).

ОСАГО при бесконтактном ДТП

Пострадавшая сторона имеет право на получение страхового покрытия убытков по ОСАГО. Однако, при бесконтактном ДТП, страховщики довольно часто манипулируют сложностью обстоятельств произошедшего и отказывают в выплате.

Что необходимо помнить водителю, ТС которого понесло повреждения?

  1. обращаться за покрытием следует к своему страховщику, в случае отказа к страховщику гражданина, по вине которого произошла бесконтактная авария;
  2. все документы, составленные инспектором, должны иметь исчерпывающую информацию о всех обстоятельствах столкновения, а также данные всех участников, включая водителя, создавшего помеху;
  3. быть готовым к отказу страховой компании совершать компенсационную выплату по ОСАГО, опираясь на положения п.10.1 ПДД (в таком случае доказывать свою правоту потерпевшему придется в суде).

К сведению

Также, в случае отказа страховщика покрывать расходы по возмещению ущерба по ОСАГО, пострадавшему следует настаивать на проведении автотехнической экспертизы, в ходе которой будет доказана вина водителя, создавшего помеху.

Бесконтактная авария с 3-мя авто: как действовать?

При участии в бесконтактном ДТП трех автомобилей, также первым делом следует вызвать инспекторов ГИБДД на место происшествия. Главное, чего необходимо добиваться от сотрудников ДПС – установление вины участника движения, который создал на проезжей части помеху, вследствие чего водитель другой машины был вынужден совершить определенный маневр, в ходе которого произошло столкновение с третьим авто.

В протоколе должна содержаться информация о пункте ПДД, который был нарушен виновным гражданином.

В представленной ситуации будет два потерпевших:

  • авто, которое пыталось уйти от препятствия;
  • авто, которое было задето в ходе такого маневра.

Водители обоих ТС имеют право на страховое возмещение понесенного ущерба. Страховую выплату как первому, так и второму пострадавшему должен осуществлять страховщик виновного лица.

Лишение прав за бесконтактное ДТП

К бесконтактному ДТП применяются те же нормы, что и к остальным видам аварий. В связи с этим, лишить водительского удостоверения в представленном виде происшествий могут на тех же основаниях, что и в авариях с непосредственным столкновением транспортных средств.

Лишить прав могут (Постановление ВС РФ №78-АД15-4):

  • В случае доказанности вины одного из участников движения.
  • Если в ходе бесконтактной аварии был нанесен вред здоровью или угроза жизни физическим лицам.
  • Если водитель, который несоблюдением установленных Правил дорожного движения создал аварийную ситуацию, вследствие которой произошло ДТП, покинул место происшествия.

Дополнительная информация

В случае, когда водитель авто, создавший помеху, неумышленно уехал с места аварии (не заметил, что стал виновником происшествия), он может избежать лишения ВУ, если приведет убедительные аргументы своей модели поведения.

Что делать при отказе страховой возмещать ущерб, полученный в ходе бесконтактного ДТП?

При обращении к своему страховщику за выплатой страхового покрытия по бесконтактному дорожно-транспортному происшествию, полученный отказ будет законным, а, при обжаловании, суд станет на сторону страховой компании.

Обращаться за возмещением ущерба следует в компанию страховщика гражданина, которой признан виновным в аварии. Если же страховщик виновника не желает покрывать расходы по устранению ущерба, пострадавшему нужно попросить составить письменный отказ. Только на основании этого документа можно совершать дальнейшее обжалование.

С письменным документом, свидетельствующим о несогласии страховщика совершать страховую выплату, пострадавший может обратиться в суд. Как правило, если имеется протокол, подтверждающий вину водителя, создавшего аварийную ситуацию, судья принимает позицию истца и обязывает СК оплатить понесенные растраты при бесконтактном ДТП.

Если на момент обращения в страховую выясняется, что она прекратила свое существование, между прямым обращением за выплатой в СК и судом есть еще одна ступень, куда необходимо обратиться пострадавшему для получения компенсации – это Российский Союз Автостраховщиков.

Исход такого обращение может быть таковым:

  1. Возмещение РСА понесенного убытка пострадавшим в ДТП участникам.
  2. Отказ в произведении выплаты.

Важно, чтоб отказ РСА, в случае наличия такового, также имел письменную форму. На основании этого документа, а также протокола, составленного на месте аварии, пострадавшей стороне следует обратиться в суд.

Судебная практика

При бесконтактном ДТП перенос разрешения спора в зал судебных заседаний – довольно частое явление, что обусловлено сложностью доказательства вины одного из участников движения, а также нежеланием страховщиков покрывать ущерб.

Основным предметом споров, как правило, является трактовка норм, регулирующих поведение автомобилиста при попадании в аварийную ситуацию.

Статьей общего значения здесь будет норма Гражданского кодекса (ст.1079), которая предусматривает ответственность владельцев источников повышенной опасности при их взаимодействии. Однако, ее применение при бесконтактном ДТП является неверным, поскольку законодатель предусмотрел специальный нормативно-правой акт, нормы которого применяются для урегулирования представленных правоотношений – ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО».

Судебная практика свидетельствует, что при наличии достаточных доказательств вины одного из участников движения (который создал помеху), суд становится на сторону потерпевшей стороны.

В одном из Решений Верховного Суда РФ устанавливалась трактовка понятия «взаимодействие» автомобилей при дорожно-транспортном происшествии в рамках установления страховщика, который обязан выплатить страховку.

Так, пострадавший в бесконтактной аварии гражданин В. обратился за возмещением страховки к своему страховщику на основании положения ч.3 ст.1079 ГК, на что получил отказ с аргументацией, что взаимодействие двух ТС отсутствовало.

Тогда пострадавший обратился в суд и получил положительное решение с раскрытием понятия взаимодействия, как создание помехи одним автомобилем для другого.

Страховая компания обжаловала такое решение, опираясь на положение ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО», где «взаимодействие» рассматривается исключительно в аспекте столкновения и требованием возложения обязательства по оплате страховки СК виновного лица.

Однако апелляция была отклонена и обжалована страховщиком в Верховный суд, который поставил точку в данном деле, признав решения судов нижних инстанций неверными, поскольку к представленным правоотношениям следует применять нормы Закона «Об ОСАГО», как специального нормативного акта, и рассматривать «взаимодействие» как непосредственное столкновение автомобилей».
По пояснениям Верховного Суда, в силу статьи 12 закона об ОСАГО за получением выплат необходимо обратиться в страховую компанию виновника бесконтактного ДТП.

Нюансы

Основные особенности бесконтактных аварий состоят в следующем:

Бесконтактное ДТП: что это такое, кто виноват и можно ли получить страховое возмещение?

По данным статистики, каждый день на дороги РФ выезжают примерно 40 млн. легковых авто, 6 млн. грузовиков и около 1 млн. автобусов. Представить такой поток очень трудно, и конечно он рассредоточен по огромной территории нашей страны. Но количество машин растёт 1,5 млн. единиц в год. Поэтому стимулируется рост цен на топливо и увеличивается количество аварий.

На дорогах случаются разные ситуации, и иногда бывает так, что опрометчивые действия одного участника дорожного движения приводят к печальным последствиям для других. Если при этом виновник ДТП сам не пострадал, а из-за его манёвров другие транспортные средства причинили вред друг другу, то случается, так называемое, бесконтактное ДТП. На ком лежит ответственность за такое столкновение? Кто виноват? Как получить выплаты по ОСАГО в такой ситуации?

Что такое бесконтактное ДТП?