Анализ ДТП и их предупреждение

Дорожно-транспортные происшествия: причины, условия, анализ, предотвращение

Цели занятия:

Обучающие:

  • познакомиться с органами, контролирующими дорожную безопасность;
  • изучить типичные причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий;
  • изучить факторы, влияющие на безопасность движения автотранспорта и способствующие предотвращению дорожно-транспортных происшествий.

Развивающие:

  • развивать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросу личной и общественной безопасности в условиях дорожного движения;
  • развивать самостоятельность в принятии решений в дорожно-транспортных ситуациях в целях предотвращения ДТП;
  • способствовать развитию таких качеств личности как: наблюдательность, внимание, ответственность;
  • способствовать развитию точности исполнения действий, координации, быстрой реакции, глазомера.

Воспитательные:

  • воспитать культуру безопасного поведения на дороге;
  • воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей, участников дорожно-транспортного движения;
  • способствовать осознанию необходимость умелых и решительных действий водителя в экстремальных условиях, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям;
  • способствовать осознанию необходимости умелых и решительных действий водителя в экстремальных условиях, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям;

Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедиа.

Межпредметные связи: ОБЖ, Технология.

Время проведения: 90 минут.

Тип занятия: Изучение нового учебного материала.

Этапы занятия:

  • Организационный момент – 3 мин.
  • Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний – 7 мин.
  • Постановка цели занятия и актуализация изучения нового материала – 8 мин.
  • Изучение нового материала – 45 мин.
  • Закрепление изученного материала – 10 мин.
  • Целевой обход учителя – 9 мин.
  • Заключение, анализ и оценка занятие – 5 мин.
  • Выдача домашнего задания – 3 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент

Отметка присутствующих и проверка готовности учащихся к занятию.

2. Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний

Фронтальный опрос и эвристическая беседа по понятиям:

  • дорожно-транспортные ситуации, которые могут стать причинами ДТП;
  • действия водителя в экстремальных ситуациях.

3. Постановка цели занятия и актуализация изучения нового материала

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, возникшее в процессе движения по дороге автотранспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, окружающая среда, либо причинен иной материальный ущерб. ДТП является следствием транспортной аварии, возникшей в процессе дорожного движения из-за отказов транспортного средства, ошибок водителей, пассажиров, пешеходов, повреждений дорог, путей, придорожных сооружений и транспортируемых грузов. ДТП может быть вызвано также неблагоприятными и опасными природными процессами – ураганами, лавинами, селями, наводнениями, землетрясениями, снегопадами. В России в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах ежегодно погибает около 30 тыс. человек. Анализ аварийности в РФ показывает, что по сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП в относительных величинах на 10 тыс. транспортных средств в России превышает аналогичные показатели экономически развитых стран [1]:

  • в России – 12,4
  • в Германии – 2,6
  • во Франции – 2,8
  • в США – 2,4

Число погибших на 100 тыс. населения составляет:

  • в России – 24
  • в Германии – 12,1
  • во Франции – 14,7
  • в США – 15,6

Цель занятия проанализировать типичные дорожно-транспортных ситуации, причины и условия возникновения ДТП и определить факторы, влияющие на безопасность движения.

3. Изучение нового материала

Виды контроля безопасности дорожного движения.

Существуют следующие виды контроля безопасности дорожного движения:

  • государственный,
  • ведомственный,
  • общественный.

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте в России возглавляет и координирует ГИБДД Министерства внутренних дел РФ. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения (или участвует в создании таких документов) и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов.

Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность использования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети, ежегодно проводит государственные технические осмотры (ТО) автомобилей, мотоциклов и прицепов, контролирует выполнение мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния транспортных средств и выполняет ряд других работ. Госавтоинспекция работает в тесном взаимодействии с дорожными, транспортными, коммунальными, научно-техническими организациями, а также высшими и средними техническими учебными заведениями.

Большую помощь Госавтоинспекции оказывают службы организации дорожного движения в дорожно-эксплуатационных предприятиях и службы безопасности движения автотранспортных предприятий. Службы организации дорожного движения изучают статистические материалы по аварийности, систематически обследуют дороги, выявляя места повышенной опасности, разрабатывают мероприятия по ликвидации опасности, способствуют внедрению современных технических средств управления движением, улучшают дорожную информацию водителей, а также организуют тех. помощь поврежденным автомобилям и их эвакуацию.

Работники службы безопасности автотранспортных предприятий заняты повышением квалификации и дисциплины водителей. Они обследуют условия работы на автомобильных маршрутах, разрабатывают предложения по их улучшению, проводят служебное расследование ДТП.

Большую роль в борьбе с авариями на автомобильном транспорте играет общественность. Всесоюзное добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ) проводит широкую разъяснительную работу среди своих членов по предупреждению ДТП.

Добровольные народные дружины способствуют повышению дисциплины дорожного движения.

Причины возникновения ДТП.

Причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий могут быть следующие причины:

  • умышленные нарушения Правил дорожного движения (ПДД),
  • неосторожные действия участников движения,
  • выход транспортного средства из повиновения водителя,
  • техническая неисправность транспортного средства и другие.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что наиболее часто ДТП возникают в летне-осенний период (июня – октябрь), когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. Доля дорожно-транспортных происшествий за эти пять месяцев составляет примерно 55-60 % годовых. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно. По статистике, наибольшее их число попадает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за город. В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21ч. В течение этих четырех часов совершается 30-35% от общего числа ДТП за сутки. В это время возрастает интенсивность транспорт­ных и пешеходных потоков, а освещенность дорог ухудшается, что осложняет работу водителя.

Анализ дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортное происшествие протекает очень быстро, иногда в течение нескольких секунд. Развивается оно следующим образом. Вначале в процессе нормального движения возникает опасная дорожная обстановка, при которой какое-нибудь препятствие оказывается на полосе движения транспортного средства. Такое препятствие может быть как неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги), так и движущимся (другое транспортное средство, пешеход, животное).

В опасной дорожной обстановке участники движения обязаны принять все меры для ее ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запозданием, возникает аварийная дорожная обстановка, в которой предотвратить ДТП, технически невозможно. В такой обстановке водитель не может избежать ДТП, даже используя все технические средства, имеющиеся в его распоряжении.

Так, например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересекающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную дорожную обстановку. Водитель, заметив пешехода, может своевременно затормозить или повернуть рулевое колесо и предотвратить наезд. Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль приблизится к пешеходу, опасная дорожная обстановка перерастет в аварийную ситуацию и наезд станет неизбежным.

Все дорожно-транспортные происшествия подлежат тщательному изучению и внимательному разбору, чтобы установить причины и выявить виновных. К основным причинам ДТП относятся:

  • недисциплинированность пешеходов, часто пренебрегающих собственной безопасностью и движущихся, не обращая внимания на транспортные средства;
  • недостаточная квалификация водителей, их невнимательность, самонадеянность или внезапное ухудшение здоровья;
  • неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств (в особенности механизмов и узлов, от которых зависит безопасность);
  • плохие дорожные условия;
  • неудовлетворительная организация движения;
  • неправильное размещение груза в автомобиле, плохое его закрепление.

Причины ДТП, связанные непосредственно с водителем:

  • низкая квалификация,
  • переутомление,
  • сон за рулём.

Дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями:

  • смертельный исход,
  • тяжелые телесные повреждения,
  • большой материальный ущерб,

кроме того, исследуют работники органов юстиции: следователи, прокуроры, судьи. Для объективного изучения обстоятельств ДТП, установления его причин и действий участников проводят судебную автотехническую экспертизу. Экспертами являются квалифицированные специалисты в области дорожного движения, конструкции и теории автомобиля, психофизиологии водителя и других научных дисциплин.

Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Для изучения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий используется системный анализ. Система «водитель – автомобиль – дорога» рассматривается как динамическая информация с обратной связью. Главным элементом системы является водитель, который воспринимает информацию о дорожной обстановке, режиме движения, показаниях приборов, положении органов управления и т.п., перерабатывает эту информацию, принимает соответствующие решения и воздействует на органы управления машины, оптимизируя режим движения в соответствии с дорожной обстановкой.

Безопасность движения зависит от надежности элементов системы и характера их взаимодействия внутри системы. Дорожно-транспортное происшествие рассматривается как следствие недостаточно надежной работы системы. Для определения условий безопасности движения машин и установления причин дорожно-транспортных происшествий необходимо изучить факторы, воздействующие на систему «водитель — автомобиль — дорога». При определении условий безопасности основное внимание необходимо обращать на факторы самой системы. Данные статистики показывают, что дорожно-транспортные происшествия происходят:

  • в 10. 15% случаев из-за технических неисправностей машин,
  • в 20 . 30% случаев — по причине плохих дорожных условий,
  • в 60 – 70% случаев они зависят от неправильных действий водителей.

Закрепление изученного материала

Работа в парах. Для каждой пары подготовлена таблица с опасными дорожными ситуациями, которые могут спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Необходимо прописать алгоритм поведения водителя и пассажира (в специально отведенных ячейках).

Целевой обход учителя

Обход рабочих мест учащихся, контроль правильности выполнения заданий, консультация.

Заключение, анализ и оценка занятия

Общий анализ и оценка занятия: отметить типичные ошибки, определить пути их исправления. Попросить учащихся оценить занятие по пятибалльной шкале (или с использованием смайликов), предварительно раздав чистые листочки для оценивания.

По мнению психологов, управление автотранспортным средством должно рассматриваться как поведение человека, связанное с риском. Для того, чтобы предупреждать опасное развитие ДТС водителю следует иметь правильные психологические установки, т.е. взвешенное отношение к своей работе за рулем и реальной опасности дорожного движения. Лихач и водитель, парализованный страхом, – это две крайности, одна другой стоящая. Набор психологических установок, необходимых водителю, сведен в своеобразные «10 заповедей», довольно полно отражающих требования к водителю с точки зрения безопасности движения:

  • предупредительность и доброжелательность;
  • прогнозирование действий других участников дорожного движения и ДТС;
  • четкость и понятность действий для всех водителей и участников движения;
  • движение по своей полосе, избегание лишних маневров;
  • избегание рискованных обгонов;
  • умение правильно выбирать скорость;
  • терпение, спокойствие в заторах;
  • соблюдение безопасной дистанции;
  • самообладание даже при ДТП;
  • согласованность действий.

Если у водителя не выработаны правильные установки, среди которых и установка на прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций, то изучение опасных ДТС не принесет никакого результата [2].

Выдача домашнего задания

Заполните таблицу: укажите номер статьи и размер административных штрафов, наказание за нарушения, используя возможности сети internet (в частности [3]).

Дорожнотранспортные происшествия: причины, условия возникновения, анализ, предотвращение ДТП
план-конспект по теме

Дорожнотранспортные происшествия причины условия возникновения анализ предотвращение ДТП

Скачать:

ВложениеРазмер
dorozhnotransportnye_proisshestviya_prichiny_usloviya_vozniknoveniya_analiz_predotvrashchenie_dtp_-_bobrova_galina_gennadevna.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический материал по следующим вопросам:

  1. Причины возникновения ДТП. Органы, контролирующие дорожную безопасность.
  2. Анализ дорожно-транспортных происшествий.
  3. Условия возникновения ДТП.
  4. Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Причины возникновения ДТП. Виды контроля безопасности дорожного движения

Причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий могут быть следующие причины:

  • умышленные нарушения Правил дорожного движения (ПДД),
  • неосторожные действия участников движения,
  • выход транспортного средства из повиновения водителя,
  • техническая неисправность транспортного средства и другие.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что наиболее часто ДТП возникают в летне-осенний период (июня – октябрь), когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. Доля дорожно-транспортных происшествий за эти пять месяцев составляет примерно 55-60 % годовых. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно. По статистике, наибольшее их число попадает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за город. В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21ч. В течение этих четырех часов совершается 30-35% от общего числа ДТП за сутки. В это время возрастает интенсивность транспортных и пешеходных потоков, а освещенность дорог ухудшается, что осложняет работу водителя.

Существуют следующие виды контроля безопасности дорожного движения:

  • государственный,
  • ведомственный,
  • общественный.

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте в России возглавляет и координирует ГИБДД Министерства внутренних дел РФ. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения (или участвует в создании таких документов) и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов.

Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность использования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети, ежегодно проводит государственные технические осмотры (ТО) автомобилей, мотоциклов и прицепов, контролирует выполнение мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния транспортных средств и выполняет ряд других работ. Госавтоинспекция работает в тесном взаимодействии с дорожными, транспортными, коммунальными, научно-техническими организациями, а также высшими и средними техническими учебными заведениями.

Большую помощь Госавтоинспекции оказывают службы организации дорожного движения в дорожно-эксплуатационных предприятиях и службы безопасности движения автотранспортных предприятий. Службы организации дорожного движения изучают статистические материалы по аварийности, систематически обследуют дороги, выявляя места повышенной опасности, разрабатывают мероприятия по ликвидации опасности, способствуют внедрению современных технических средств управления движением, улучшают дорожную информацию водителей, а также организуют тех. помощь поврежденным автомобилям и их эвакуацию.

Работники службы безопасности автотранспортных предприятий заняты повышением квалификации и дисциплины водителей. Они обследуют условия работы на автомобильных маршрутах, разрабатывают предложения по их улучшению, проводят служебное расследование ДТП.

Большую роль в борьбе с авариями на автомобильном транспорте играет общественность. Всесоюзное добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ) проводит широкую разъяснительную работу среди своих членов по предупреждению ДТП. Добровольные народные дружины способствуют повышению дисциплины дорожного движения.

Анализ дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортное происшествие протекает очень быстро, иногда в течение нескольких секунд. Развивается оно следующим образом. Вначале в процессе нормального движения возникает опасная дорожная обстановка, при которой какое-нибудь препятствие оказывается на полосе движения транспортного средства. Такое препятствие может быть как неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги), так и движущимся (другое транспортное средство, пешеход, животное).

В опасной дорожной обстановке участники движения обязаны принять все меры для ее ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запозданием, возникает аварийная дорожная обстановка, в которой предотвратить ДТП, технически невозможно. В такой обстановке водитель не может избежать ДТП, даже используя все технические средства, имеющиеся в его распоряжении.

Так, например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересекающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную дорожную обстановку. Водитель, заметив пешехода, может своевременно затормозить или повернуть рулевое колесо и предотвратить наезд. Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль приблизится к пешеходу, опасная дорожная обстановка перерастет в аварийную ситуацию и наезд станет неизбежным.

Все дорожно-транспортные происшествия подлежат тщательному изучению и внимательному разбору, чтобы установить причины и выявить виновных. К основным причинам ДТП относятся:

  • недисциплинированность пешеходов, часто пренебрегающих собственной безопасностью и движущихся, не обращая внимания на транспортные средства;
  • недостаточная квалификация водителей, их невнимательность, самонадеянность или внезапное ухудшение здоровья;
  • неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств (в особенности механизмов и узлов, от которых зависит безопасность);
  • плохие дорожные условия;
  • неудовлетворительная организация движения;
  • неправильное размещение груза в автомобиле, плохое его закрепление.

Причины ДТП, связанные непосредственно с водителем:

  • низкая квалификация,
  • переутомление,
  • сон за рулём.

Дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями:

  • смертельный исход,
  • тяжелые телесные повреждения,
  • большой материальный ущерб,

кроме того, исследуют работники органов юстиции: следователи, прокуроры, судьи. Для объективного изучения обстоятельств ДТП, установления его причин и действий участников проводят судебную автотехническую экспертизу. Экспертами являются квалифицированные специалисты в области дорожного движения, конструкции и теории автомобиля, психофизиологии водителя и других научных дисциплин.

Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий

Для изучения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий используется системный анализ. Система «водитель – автомобиль – дорога» рассматривается как динамическая информация с обратной связью. Главным элементом системы является водитель, который воспринимает информацию о дорожной обстановке, режиме движения, показаниях приборов, положении органов управления и т. п., перерабатывает эту информацию, принимает соответствующие решения и воздействует на органы управления машины, оптимизируя режим движения в соответствии с дорожной обстановкой.

Безопасность движения зависит от надежности элементов системы и характера их взаимодействия внутри системы. Дорожно-транспортное происшествие рассматривается как следствие недостаточно надежной работы системы. Для определения условий безопасности движения машин и установления причин дорожно-транспортных происшествий необходимо изучить факторы, воздействующие на систему «водитель — автомобиль — дорога». При определении условий безопасности основное внимание необходимо обращать на факторы самой системы. Данные статистики показывают, что дорожно-транспортные происшествия происходят:

  • в 10. 15% случаев из-за технических неисправностей машин,
  • в 20 . 30% случаев — по причине плохих дорожных условий,
  • в 60 – 70% случаев они зависят от неправильных действий водителей.

Основные виды и причины ДТП

Официально дорожно-транспортным происшествием (ДТП) считается дорожная ситуация с участием как минимум одного автомобиля, которая привела к порче имущества или нанесла вред здоровью людей. Выделяют несколько распространенных причин ДТП, в зависимости от главного виновника.

Речь идет о дорожно-транспортных происшествиях, причиной которых стали водители, плохое состояние дороги, неблагоприятные погодные факторы или плохое техническое состояние транспортного средства (например, неисправность рулевого управления). Нередко в возникновении аварии виноваты пешеходы и велосипедисты.

Основные причины ДТП

В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий. Речь идет о самых разнообразных нарушениях — несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, не пристегнутый ремень безопасности.

Зачастую нарушения ПДД делаются ненамеренно или провоцируются другими факторами. Причины ДТП:

  • Употребление алкоголя за рулем.По мировой статистике порядка 35% всех аварий происходит с участием нетрезвых водителей транспортных средств. И речь идет только об официально зарегистрированных случаях, часто экспертиза просто не назначается, потому что опьянение внешне никак не проявляется. Алкоголь значительно снижает скорость реакции и маневров, а также приводит к сонливости (особенно в сочетании с усталостью);
  • Общение за рулем. Сейчас существует огромное количество электронных гаджетов, которые могут использовать водители за рулем. И речь идет даже не про общение по мобильному телефону, а про отправку электронных сообщений, просмотр социальных сетей, использование Viber, WatsAPP и других программ. Все это значительно снижает внимательность водителя и приводит к замедлению реакции на опасность. Так, разговоры по мобильному телефону снижают скорость реакции на 15-20%, а печатание электронных сообщений способствует снижению внимательности в 6, а то и в 10 раз;
  • Плохое техническое состояние автомобиля. Техническое состояние ТС не так часто становится причиной ДТП, но может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до летального исхода. К примеру, из-за неправильно настроенной тормозной системы автомобиля или из-за несработавшей подушки безопасности;
  • Плохое качество дорожного покрытия. Сюда же можно отнести и неисправность светофора, и неправильное расположение дорожных знаков, игнорирование правил нанесения дорожной разметки. Проблема с дорогами усугубляется еще и тем, что за аварии, спровоцированные рытвинами и ямами на опасных участках дороги, дорожные службы привлекают к ответственности крайне редко;
  • Неправильное поведение на дороге пешеходов. В основном это касается перехода дороги в неположенном месте или перехода через перекресток на красный сигнал светофора. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, делаются в темное время суток. Поэтому во время прогулок по вечерам и ночам стоит позаботиться о наличии светоотражающих элементов на своей одежде;
  • Плохие условия погоды. При езде в туман, в сильный дождь, снег или гололед значительно снижается дальность обзора, уменьшается сцепление шин с дорожным полотном, заметно увеличивается тормозной путь автомобиля. Это лишь часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.

Виды ДТП

Есть несколько классификаций дорожных происшествий. К примеру, существует деление ДТП по тяжести нанесенного ущерба — со смертельным исходом, с нанесением вреда здоровью людей и с материальным ущербом. Подавляющая часть аварий связана именно с материальным ущербом, однако только в 2017 году в результате ДТП в России погибло свыше 17 тысяч человек, более 194 тысяч человек получило тяжелые травмы.

Главная классификация ДТП связана с особенностями их возникновения, которые изложены в Правилах дорожного движения. Виды ДТП:

  • Столкновение двух автомобилей или столкновение транспортного средства с подвижным железнодорожным составом. Оно может быть спровоцировано и технической неисправностью авто, и внезапной остановкой одного из водителей, и несоблюдением необходимой дистанции между двумя ТС;
  • Наезд на препятствие. Препятствие должно быть неподвижным, это может быть абсолютно любой предмет, от дерева или столба до дорожного ограждения или дома;
  • Наезд на стоящее транспортное средство (а также на прицеп или полуприцеп);
  • Опрокидывание, переворот автомобиля (если они не вызваны другими видами происшествий);
  • Наезд на пешехода. В том числе случаи, когда пешеходы получили телесные повреждения из-за выпавшего из автомобиля груза или иного предмета;
  • Наезд на велосипедиста;
  • Наезд на гужевой транспорт. Под последним понимаются любые упряжные животные, а также повозки, которые они перевозят;
  • Наезд на животных, то есть на любых диких и домашних животных и птиц. Чтобы такое происшествие было признано дорожной аварией, необходимо, чтобы был нанесен вред имуществу. То есть эти животные должны кому-то принадлежать;
  • Остальные виды происшествий. Существует множество видов дорожных аварий, которые происходят сравнительно редко — сход трамвая с рельсов, падение грузов или отброс колесом автомобиля посторонних предметов на человека, наезд на внезапно появившееся препятствие, выпадение пассажиров из движущегося автомобиля или падение с мотоцикла из-за резкой смены скорости или траектории движения, наезд на людей, не являющихся участниками движения.

Как обезопасить себя от дорожных аварий?

Мало знать основные причины и типы происшествий на дороге, необходимо в точности соблюдать меры их предупреждения. Таких мер можно привести с несколько десятков или даже сотен, упомянем лишь самые важные из них. От соблюдения мер безопасности зависит не только сохранность вашего имущества, но и здоровье и даже жизнь людей:

  • Всегда притормаживайте перед общественным транспортом, перед перекрестками и пешеходными переходами;
  • Вовремя включайте поворотные огни на автомобиле. Нельзя делать это слишком рано или поздно, чтобы не вводить других водителей в заблуждение;
  • Двигайтесь медленно вдоль припаркованных рядов автомобилей. Из них в любой момент может выбежать ребенок или незадачливый водитель;
  • Никогда не обгоняйте на правом повороте. На нем заметно ограничен обзор, а из-за внезапной потери управления легко попасть на встречную полосу и столкнуться с автомобилем, едущим на большой скорости;
  • На трассах, расположенных вне городов, следует ездить точно посередине дороги. Велика вероятность, что на трассу внезапно выбежит дикое животное или пешеход;
  • Соблюдайте дистанцию между автомобилями. В хорошую погоду она должна быть как минимум 2 секунды, в плохую — 5 секунд (речь идет о метрах, которые проезжает автомобиль за указанное время);
  • Делайте обгон с запасом хотя бы в 100 или 200 метров. В некоторых ситуациях свободная встречная полоса способна уберечь не только здоровье, но и жизнь;
  • Перестраивайтесь только после тщательной оценки дорожной ситуации. Современные мотоциклисты и байкеры способны преодолеть расстояние в сотню метров за считанные секунды;
  • Всегда думайте, что водитель, сидящий в соседнем автомобиле, пьян или является «зеленым» новичком. Это поможет аккуратно следить за всеми маневрами на дороге;
  • Следите за автомобилями на соседней полосе. Если ваш сосед внезапно остановился, то это может означать, что он пропускает пешехода, которого вы пока не можете увидеть;
  • Никогда не мешайте обгону. Если же другой автомобиль пытается вас «прижать», то снизьте скорость и прижмитесь к обочине. Это убережет от ДТП и сохранит вам немалое количество нервных клеток;
  • Принести извинения за неудачный маневр на дороге можно при помощи кратковременного включения аварийного сигнала. Всегда пользуйтесь этим знаком, он способен сгладить многие конфликтные ситуации.

Напоследок озвучим самое основное правило безопасной езды — «Дай Дорогу Дураку». Оно известно под названием «Правило трех Д» и означает лишь то, что никогда не стоит идти на поводу у неуравновешенного, неадекватного или агрессивного водителя. Если такой водитель замечен на дороге, следует сразу уступить дорогу. Пытаться бороться с неадекватным поведением означает лишний раз провоцировать ДТП и тратить свои нервы впустую.

Анализ дорожно-транспортных происшествий и их предупреждение

Муниципальное образовательное учреждение

«Старооскольский межшкольный учебный комбинат»

АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

мастер производственного обучения

Старый Оскол – 2010

Существует такой неофициальный термин – своевременная осведомленность водителя, который определяет круг знаний в сфере статистики дорожно-транспортных происшествий. Зная реальную ситуацию на дорогах, у обучающихся возрастает уровень ответственности при вождении автомобиля, степень надобности качественного изучения правил дорожного движения. Знание такой статистики дает детям наглядное представление об эквивалентности между умелым вождением автомобиля и жизнью человека. Поэтому я со своими обучающимися на занятиях практическому вождению автомобиля большое значение уделяю анализу дорожно-транспортных происшествий и их предупреждению.

Рост количества автомобилей в нашей стране и постоянное увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах выдвигают как важнейшую государственную задачу – проблему обеспечения безопасности движения.

Как зарубежная, так и отечественная статистики свидетельствуют, что увеличение количества автомобилей сопровождается ростом количества дорожно-транспортных происшествий и пострадавших при этом. В подавляющем большинстве стран дорожно-транспортные происшествия обрели характер национального бедствия.

Первые жертвы от ДТП были зарегистрированы в Англии в 1896 г., а в настоящее время на земном шаре от них ежегодно погибает более 300 тыс. человек и травмируется около 10 млн. человек.

Гибель и ранение большого количества людей, значительный материальный ущерб приводят к тому, что проблема безопасности дорожного движения требует пристального внимания и неотложного решения. В автотранспортных предприятиях, управлениях, в дорожных органах созданы и укрепляются специальные службы безопасности, которые в тесном контакте с органами ГИБДД разрабатывают и осуществляют целый комплекс мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Я думаю, что можно не только приостановить рост дорожно-транспортных происшествий, но и добиться снижения их количества.

Эта задача решается с использованием современных технических средств: радиотелефонной связи, телевизионного контроля, наблюдением и управлением движением с вертолетов, кибернетических светофоров и телемеханических систем управления движением. Однако ясно, что все эти средства не могут охватить огромную сеть дорог и они только помогают человеку правильно действовать при управлении автомобилем, поэтому совершенно очевидно, что безопасность движения, в первую очередь, еще долгое время будет зависеть от водителей.

Одним из действенных факторов по предупреждению дорожно-транспортных происшествий является систематический учет и их глубокий анализ.

Для активного воздействия на решение проблемы безопасности движения необходимо: знать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и вести активную работу среди водителей, популяризируя достижения наиболее опытных водителей машин; вести учет всех дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил движения водителями и пешеходами, обсуждать их в коллективе; осуществлять контроль качества технического обслуживания и ремонта автомобилей, тщательно проверять их при выпуске на линию и возврате с линии; проводить инструктажи водителей по безопасности вождения автомобилей в сложных метеорологических и дорожных условиях при перевозке пассажиров, опасных и негабаритных грузов, систематически контролировать работу водителей на линии; внедрять современные технические средства управления движением; улучшать состояние и эксплуатацию дорог.

Большая роль в предупреждении дорожно-транспортных происшествий принадлежит общественным организациям.

Руководит всей работой по обеспечению безопасности движения Государственная инспекция безопасности дорожного движения, которая осуществляет надзор за движением транспортных средств и пешеходов, контроль за техническим состоянием транспортных средств, учет дорожно-транспортных происшествий, выявление и анализ их причин и разработку мероприятий по их предупреждению, улучшению организации и управления движением.

В подавляющем большинстве дорожно-транспортные происшествия возникают в результате: несоблюдения установленных для водителей транспортных средств и пешеходов правил; неудовлетворительного состояния эксплуатации и обустройства дорог; технической неисправности транспортных средств.

Наиболее часто непосредственными причинами дорожно-транспортных происшествий, возникающих из-за нарушения правил движения водителями, являются: превышение скорости движения, безопасной при данной дорожной обстановке; правил обгона; проезда перекрестков или железнодорожных переездов; правил маневрирования; правил перевозки грузов; эксплуатация технически неисправного транспортного средства; неправильный выбор дистанции и интервала; выезда на полосу встречного движения; неосторожный проезд мимо остановок общественного транспорта; ослепление водителя встречного автомобиля светом фар.

Значительная часть происшествий является результатом употребления алкоголя при управлении транспортным средством или переутомления водителя.

К основным причинам дорожно-транспортных происшествий из-за неудовлетворительного состояния дороги относятся: несоответствие величины продольного уклона тягово-динамическим качествам транспортных средств; несоответствие геометрических элементов кривых (сочетание радиуса поворота и поперечного уклона дороги); плохой контакт шины с дорогой для уверенного управления (низкий коэффициент сцепления); отсутствие оборудованных мест для остановок автобусов и обочины для заезда остановившегося транспортного средства; недостаточная информация водителей об изменениях или усложнениях дорожной обстановки; отсутствие разметки дорог; отсутствие тротуаров для пешеходов; недостаточная ширина проезжей части; неровное покрытие дороги, повреждение покрытия, просадки, провалы и т. п.

Дорожно-транспортные происшествия по причине технической неисправности транспортных средств, как правило, имеют тяжелые последствия. Наиболее характерными причинами технических неисправностей являются: недостатки конструкции автомобиля, слабый контроль за техническим состоянием транспортных средств; низкое качество технического обслуживания и ремонта; отсутствие самоконтроля водителей автомобилей и на линии.

Статистические данные свидетельствуют о том, что более 50% дорожно-транспортных происшествий, возникших по технической неисправности, относятся к неисправностям тормозной системы: неодинаковый или увеличенный зазор между колодками и барабаном; заклинивание или заедание тормозов; замасливание фрикционных накладок; нагрев тормозных барабанов и колодок; засорение гидравлического привода тормозов; негерметичность гидропривода или пневмопривода; увеличение свободного хода педали; замерзание конденсата в системе пневматического привода; неисправность усилителя тормозов.

Не менее опасными являются неисправности рулевого управления, основные из которых: увеличенный люфт рулевого колеса или в сочленениях рулевого привода; заедание или тугое вращение рулевого колеса; неисправность усилителя рулевого управления.

Недопустимыми являются также неисправности приборов освещения и сигнализации, а именно: неправильная установка фар; недостаточная сила света или отсутствие его в фарах или одной из них; неисправность стоп-сигнала, указателей поворотов, габаритных огней; неисправность звукового сигнала.

Технические неисправности шин и колес, влияющие на безопасность движения; неодинаковое давление в шинах, неодинаковый износ протектора шин или различный тип рисунка; внезапный разрыв покрышки или быстрый выход воздуха из камеры; погнутый или треснутый диск колеса; неплотное крепление колес автомобиля; неплотная посадка замочного кольца.

Во многих случаях дорожно-транспортное происшествие является результатом нескольких причин, обстоятельства могут быть самыми разнообразными и являться результатом взаимосвязи нескольких факторов, например резким торможением на скользкой дороге и повышенной скорости либо резким маневрированием при неправильно выполненном обгоне.

Повышается опасность движения и при переутомлении водителя, когда его реакция на появившееся препятствие ухудшается, появляется дремотное состояние. Явление переутомления не является болезненным состоянием и развивается быстрее при неудобном положении кресла водителя, большой продолжительности работы, тряски и проникновения в кабину отработанных газов.

Для предупреждения переутомления необходимо периодически останавливать автомобиль, размяться, проделать несколько гимнастических упражнений; необходимо следить, чтобы кабина все время проветривалась.

Я стараюсь научить своих учеников тому, что приступать к работе по управлению транспортными средствами водитель должен только в том случае, ели его физическое состояние таково, что он может обеспечить безусловное и четкое выполнение всех операций и действий, вызванных условиями движения. В случае ухудшения здоровья или усталости в пути необходимо отдохнуть или прекратить дальнейшее движение.

Обеспечение безопасности движения требует, чтобы водитель при управлении транспортным средством был физически здоров. Для этой цели перед выездом в рейс водители проходит медицинское освидетельствование в специальных медицинских пунктах, созданных в транспортных предприятиях. Задачей таких медицинских пунктов является проверка физического и психофизического состояния водителей для гарантии высокой степени надежности управления ими транспортными средствами. Не допускаются к работе водители в болезненном состоянии, после недостаточного отдыха или с временным нарушением нервно-психического равновесия. Такое состояние водителя может возникнуть из-за имеющихся заболеваний, злоупотребления спиртными напитками и т. п. После прохождения предрейсового медосмотра в путевом листе делается соответствующая отметка, без которой выезд на линию не разрешается.

Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности

Основные цели анализа ДТП сводятся к систематическому поиску возможностей предупреждения ДТП, а также к выявлению вины и определению меры наказания причастных к нему лиц.

Различают следующие виды анализа ДТП:

· анализ единичных ДТП (детерминированный, причинно-следственный, юридический анализ, экспертиза ДТП);

· анализ ДТП как массового явления (параметрический, вероятностный, статистический анализ).

Анализ единичных ДТП основан на детальном исследовании причин конкретного ДТП и его последствий, анализ ДТП как массового явления — на использовании учетных данных о ДТП, статистических данных о водителях, транспортных средствах и т. д.

Общая схема причинно-следственного подхода к анализу ДТП — построение модели механизма совершения ДТП, что позволяет выявить мероприятия по предупреждению ДТП.

Для анализа единичных ДТП с целью установления связи между фактом ДТП и нарушениями норм и правил, регламентирующих БДД (юридический анализ, экспертиза ДТП), возможности использования вероятностных оценок причинных связей очень ограничены, так как выводы анализа, являясь основанием для привлечения к уголовной ответственности, должны отвечать жестким требованиям высокой степени достоверности.

При анализе ДТП как массового явления выясняется, каковы тенденции изменения показателей, характеризующих аварийность, с какими факторами сопряжен наибольший риск возникновения ДТП, на чем должны быть сконцентрированы усилия по их предупреждению.

На основании сопоставления разных показателей можно установить, какие факторы и условия повышают вероятность ДТП и насколько.

Полученные выводы могут быть использованы также применительно к отдельным ДТП при обосновании мероприятий по их предупреждению.

В качестве основного метода анализа аварийности применяется метод сопоставления, для использования которого нужно четко представлять, какие объекты, процессы, факторы следует сопоставлять между собой, по каким характеристикам, свойствам, показателям должно проводиться сопоставление, какая конкретная расчетная процедура должна быть положена в основу сопоставления.

Объектами сопоставления являются:

· субъекты Российской Федерации при решении задачи государственного управления региональным развитием в сфере БДД;

· объединения, предприятия, организации, учреждения, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, при решении задачи по предупреждению ДТП в ДТК Российской Федерации;

· дороги различного значения и категорий, зоны обслуживания дорожных и коммунальных организаций, конкретные дороги, участки дорог, пересечения дорог и другие очаги аварийности и места концентрации ДТП при решении задачи совершенствования дорожных условий;

· категории и марки транспортных средств, характеристики их грузоподъемности, вместимости, особенности эксплуатации и др. при решении задачи повышения активной и пассивной безопасности транспортных средств.

Для анализа аварийности используют абсолютные, удельные и относительные показатели.

Абсолютные показатели образуются в результате накопления данных о единичных ДТП. Основное назначение абсолютных показателей — отражение масштабов аварийности, оценка ущерба от ДТП, анализ динамики аварийности. К абсолютным показателям относятся число ДТП, число погибших, число раненых, число ДТП из-за технической неисправности транспортных средств и др.

Для анализа аварийности необходимо использовать также абсолютные показатели, характеризующие условия, в которых осуществляется деятельность по ОБДД. Совокупность показателей, характеризующих эти условия, зависит от уровня управления БДД (федеральный, региональный, организации, осуществляющей перевозочную деятельность), основными среди них являются следующие:

· характеристики социально-экономического развития региона (территория, численность населения);

· численность, состояние и развитие парка транспортных средств; состояние и развитие дорожной сети (протяженность дорог, интенсивность движения, в том числе по участкам дорог и в разные промежутки времени); наличие и эффективность системы оказания скорой медицинской помощи, контроля соблюдения требований БДД; число организаций, осуществляющих разные виды перевозочной деятельности;

· условия деятельности транспортных организаций (численность и структура парка; данные о маршрутах перевозок, численности,

· стаже, возрасте, квалификации водительского состава; наличие и организация предрейсовых медицинских осмотров и т.д.).

Абсолютные показатели мало пригодны для сопоставительного анализа уровня ОБДД. Например, по абсолютному числу ДТП, погибших и раненых нельзя сравнить уровень БДД в разных регионах из-за различия в численности транспортных средств, протяженности дорог и других специфических особенностей, объективно влияющих на эти показатели.

Удельные показатели представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя аварийности от другого. Наиболее часто используют удельный вес ДТП, совершенных водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП по вине водителей транспортных средств отдельных типов в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП отдельных видов в общем числе ДТП; удельный вес ДТП в городах, других населенных пунктах, на автомобильных дорогах в общем числе ДТП; удельный вес ДТП из-за определенного вида нарушений ПДД в общем числе ДТП; удельный вес пострадавших (погибших, раненых) разных категорий участников дорожного движения в общем числе пострадавших (погибших, раненых) и др.

Удельные показатели применяют для описания структуры аварийности.

Относительные показатели образуются делением одного абсолютного показателя на другой. Наиболее часто используют такие относительные показатели, как число ДТП, погибших или раненых на 1 млн. км пробега транспортных средств, на 10 тыс. транспортных средств, на 10 тыс. водителей, на 100 тыс. населения, на 100 км автомобильных дорог и т.д.

К основным методам анализа динамики аварийности относят оценку изменения показателей аварийности:

· по отношению к предшествующему периоду времени (точка к точке);

· отношению к базовому периоду времени;

· отношению к среднему значению за несколько предшествующих лет (точка к среднему);

· средним показателям, например по средним за два последних пятилетних периода (средние к среднему).

Результаты анализа динамики аварийности представляют в виде
таблиц, графических зависимостей, диаграмм, карт.

Изучение и сопоставление динамики изменения показателей аварийности производят, как правило, для оценки результатов деятельности по ОБДД, выявлению неблагоприятных тенденций, являющихся основанием для дальнейшего анализа, направленного на выяснение причин этих неблагоприятных изменений с целью принятия необходимых предупредительных мер.

Анализ статистики отчетных ДТП по России позволяет выделить наиболее распространенные нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, с которыми связано возникновение происшествий (табл. 1).

Характер нарушенийДоля ДТП в общем числе отчетных, %Характер нарушенийДоля ДТП в общем числе отчетных, %
Водитель Неправильный выбор скорости водителем Выезд на полосу встречного движения Несоблюдение приоритета на нерегулируемом пересечении Нарушение правил обгона Несоблюдение дистанции11,0 8,5 4,5 3,1Пешеходы Переход дороги в неустановленном месте Внезапный выход на проезжую часть в непосредственной близости от транспортного средства6,5 8,0

Доля приведенных неправильных действий водителей и пешеходов в разных регионах страны и в разных городах неодинакова и может колебаться примерно так же, как и основные виды происшествий, что показано в табл. 1. Однако важно отметить, что на все указанные нарушения можно влиять с целью их ликвидации не только усилением надзора за дисциплиной дорожного движения инспекторами ГИБДД и общественности, но также совершенствованием организации дорожного движения.

Количественный анализ дает лишь цифровые показатели и возможность сравнивать состояние аварийности по годам и за другие календарные сроки и выявлять общие тенденции изменения. Простейший количественный анализ обычно ограничивается данными об общем числе ДТП, количестве погибших и раненых людей. Важным показателем при количественном анализе является тяжесть последствий ДТП.

Коэффициент тяжести ДТП КТ может быть определен как отношение числа погибших людей nу к числу раненых np за определенный календарный срок:

Чем меньше величина этой дроби, тем меньше тяжесть ДТП. По данным официальной отчетности о ДТП, в различных странах показатель тяжести ДТП колеблется в широких пределах от 1 /5 до 1 /40. Следует, однако, учитывать, что на величину КT оказывает большое влияние степень полноты охвата ДТП с легкими телесными повреждениями людей.

В качестве оценочного показателя тяжести ДТП применяют также относительное (удельное) количество погибших людей при ДТП. Так, например, тяжесть различного вида ДТП в РОССИИ характеризуется показателями относительной тяжести последствий ДТП, количеством погибших на 1000 ДТП данного вида (табл. 2). Во многих случаях объективный сравнительный анализ ДТП может быть сделан только при вычислении удельных (относительных) показателей. Это совершенно необходимо в тех случаях, когда объем источника ДТП неодинаков, т. е., например, при сравнении ДТП для существенно различающихся по масштабам автомобильного движения стран, городов, автотранспортных предприятий.

На практике находят применение удельные показатели количества ДТП или количества погибших людей, рассчитанные по отношению к следующим данным: на 10000 жителей; на 1000 транспортных средств; на 1000 водителей; на 1 км протяжения дороги; на 1 млн. км пробега транспортных средств. Наиболее объективным является последний из перечисленных показателей, так как он в отличие от остальных учитывает непосредственно важнейший фактор, обусловливающий вероятность ДТП — величину пробега транспортных средств. Здесь уместно напомнить, что, например, легковые автомобили индивидуального пользования имеют за год пробеги в 3—12 раз меньше, чем автомобили транспортных организаций. Поэтому сравнение количества ДТП на 1000 транспортных средств индивидуального пользования и находящихся в транспортных организациях (например, такси и др.) приводит к несопоставимым результатам.

Вид ДТПОтносит. тяжесть последствий ДТПВид ДТПОтносит. тяжесть последствий ДТП
Падение пассажира Наезд на гужевой транспорт Опрокидывание Наезд на пешеходаНаезд на велосипедиста Столкновение Наезд на препятствие Наезд на животное

Показатель относительной аварийности Ко определяют по формуле

где – — количество ДТП на рассматриваемый период (обычно год);

— суммарный пробег транспортных средств за тот же период, км;

– протяженность магистрали, км;

– суточный объем движения транспортных средств.

Анализ аварийности на автомобильном транспорте ВС РФ

читайте и скачивайте бесплатно конспект проведения занятий

Анализ аварийности на автомобильном транспорте ВС РФ

Конспект скачан 6 раз(а)

учет скачиваний ведется с 10.01.2022 года

АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ
НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ ВС РФ

1. Анализ состояние безопасности дорожного движения в соединениях и воинских частях военного округа. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств (на примере конкретных ДТП).

2. Формы и методы профилактики ДТП.

1. Анализ состояние безопасности дорожного движения в соединениях и воинских частях военного округа. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств (на примере конкретных ДТП)

Руководитель доводит анализ состояние безопасности дорожного движения в соединениях и воинских частях военного округа. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств (на примере конкретных ДТП) за прошедший год, квартал, месяц.

2. Формы и методы профилактики ДТП

Гибель и ранение большого количества людей, значительный материальный ущерб приводят к тому, что проблема безопасности дорожного движения требует пристального внимания и неотложного решения. В автотранспортных предприятиях, управлениях, в дорожных органах созданы и укрепляются специальные службы безопасности, которые в тесном контакте с органами ГИБДД разрабатывают и осуществляют целый комплекс мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Необходимо не только приостановить рост дорожно- транспортных происшествий, но и добиться снижения их количества. Эта задача решается с использованием современных технических средств: радиотелефонной связи, телевизионного контроля, наблюдением и управлением движением с вертолетов, кибернетических светофоров и телемеханических систем управления движением. Однако ясно, что все эти средства не могут охватить огромную сеть дорог и они только помогают человеку правильно действовать при управлении автомобилем, поэтому совершенно очевидно, что безопасность движения, в первую очередь, еще долгое время будет зависеть от водителей.

Одним из действенных факторов по предупреждению дорожно- транспортных происшествий является систематический учет и их глубокий анализ.

Для активного воздействия на решение проблемы безопасности движения необходимо:

  • знать причины возникновения дорожно- транспортных происшествий и вести активную работу среди водителей, популяризируя достижения наиболее опытных водителей машин;
  • вести учет всех дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил движения водителями и пешеходами, обсуждать их в коллективе;
  • осуществлять контроль качества технического обслуживания и ремонта автомобилей, тщательно проверять их при выпуске на линию и возврате с линии;
  • проводить инструктажи водителей по безопасности вождения автомобилей в сложных метеорологических и дорожных условиях при перевозке пассажиров, опасных и негабаритных грузов, систематически контролировать работу водителей на линии;
  • внедрять современные технические средства управления движением; улучшать состояние и эксплуатацию дорог.

В подавляющем большинстве дорожно-транспортные происшествия возникают в результате:

  • несоблюдения установленных для водителей транспортных средств и пешеходов правил;
  • неудовлетворительного состояния эксплуатации и обустройства дорог;
  • технической неисправности транспортных средств.

Наиболее часто непосредственными причинами дорожно-транспортных происшествий, возникающих из-за нарушения правил движения водителями, являются:

  • превышение скорости движения, безопасной при данной дорожной обстановке;
  • правил обгона;
  • проезда перекрестков или железнодорожных переездов;
  • правил маневрирования;
  • правил перевозки грузов;
  • эксплуатация технически неисправного транспортного средства;
  • неправильный выбор дистанции и интервала;
  • выезда на полосу встречного движения;
  • неосторожный проезд мимо остановок общественного транспорта;
  • ослепление водителя встречного автомобиля светом фар.

Значительная часть происшествий является результатом употребления алкоголя при управлении транспортным средством или переутомления водителя.

К основным причинам дорожно-транспортных происшествий из-за неудовлетворительного состояния дороги относятся:

  • несоответствие величины продольного уклона тягово-динамическим качествам транспортных средств;
  • несоответствие геометрических элементов кривых (сочетание радиуса поворота и поперечного уклона дороги);
  • плохой контакт шины с дорогой для уверенного управления (низкий коэффициент сцепления);
  • отсутствие оборудованных мест для остановок автобусов и обочины для заезда остановившегося транспортного средства;
  • недостаточная информация водителей об изменениях или усложнениях дорожной обстановки;
  • отсутствие разметки дорог;
  • отсутствие тротуаров для пешеходов;
  • недостаточная ширина проезжей части;
  • неровное покрытие дороги, повреждение покрытия, просадки, провалы и т.п.

Дорожно-транспортные происшествия по причине технической неисправности транспортных средств, как правило, имеют тяжелые последствия. Наиболее характерными причинами технических неисправностей являются:

  • недостатки конструкции автомобиля, слабый контроль за техническим состоянием транспортных средств;
  • низкое качество технического обслуживания и ремонта;
  • отсутствие самоконтроля водителей автомобилей и на линии.

Статистические данные свидетельствуют о том, что более 50% дорожно-транспортных происшествий, возникших по технической неисправности, относятся к неисправностям тормозной системы. Не менее опасными являются неисправности рулевого управления.

Недопустимыми являются также неисправности приборов освещения и сигнализации.

Во многих случаях дорожно-транспортное происшествие является результатом нескольких причин, обстоятельства могут быть самыми разнообразными и являться результатом взаимосвязи нескольких факторов, например, резким торможением на скользкой дороге и повышенной скорости либо резким маневрированием при неправильно выполненном обгоне.

Повышается опасность движения и при переутомлении водителя, когда его реакция на появившееся препятствие ухудшается, появляется дремотное состояние. Явление переутомления не является болезненным состоянием и развивается быстрее при неудобном положении кресла водителя, большой продолжительности работы, тряски и проникновения в кабину отработанных газов. Для предупреждения переутомления необходимо периодически останавливать автомобиль, размяться, проделать несколько гимнастических упражнений; необходимо следить, чтобы кабина все время проветривалась.

Приступать к управлению транспортными средствами водитель должен только в том случае, если его физическое состояние таково, что он может обеспечить безусловное и четкое выполнение всех операций и действий, вызванных условиями движения. В случае ухудшения здоровья или усталости в пути необходимо отдохнуть или прекратить дальнейшее движение.

Обеспечение безопасности движения требует, чтобы водитель при управлении транспортным средством был физически здоров. Для этой цели перед выездом в рейс водители проходит медицинское освидетельствование в специальных медицинских пунктах, созданных в транспортных предприятиях. Задачей таких медицинских пунктов является проверка физического и психофизического состояния водителей для гарантии высокой степени надежности управления ими транспортными средствами. Не допускаются к работе водители в болезненном состоянии, после недостаточного отдыха или с временным нарушением нервно-психического равновесия. Такое состояние водителя может возникнуть из-за имеющихся заболеваний, злоупотребления спиртными напитками и т.п.

Читайте также:  Страховка не покрывает ущерб от ДТП: что делать
Ссылка на основную публикацию