Сколько действует кбм после окончания договора ОСАГО

Таблица КБМ — определение коэффициента бонус-малус

КБМ — коэффициент бонус-малус — представляет собой систему тарифных коэффициентов, которая применяется для изменения размера страховой премии, то есть суммы, которую страхователь платит страховой компании за приобретаемую им страховку ОСАГО.

ОСАГО

Применение данного коэффициента призвано поощрить водителей, которые безаварийно управляют транспортным средством, а также финансово наказать тех, кто является виновником дорожно-транспортных происшествий. То есть, для тех, кто участвует в дорожном движении и при этом не становится участником ДТП, стоимость полиса ОСАГО оказывается ниже. Для тех, кто становится причиной возникновения ДТП, цена страховки повышается.

Разобраться в том, каким может быть данный коэффициент, позволяет таблица КБМ. Она включает следующие столбцы: класс на начало годового страхования, КБМ (коэффициент), а также класс по окончании годового срока страхования с учётом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.

Итак, первый столбец — это класс страхования (страхователя), который присваивается каждому конкретному водителю. Если Вы являетесь начинающим водителем, то Вы относитесь к третьему классу, для которого коэффициент равен единице.

В дальнейшем такой класс может быть повышен или понижен. Максимальный — 13, минимальный — М. Общее число — 15 классов (М и от 0 до 13). Определение класса осуществляется один раз в год по итогам прошедшего года. Дата определения — 1 апреля (за период с 1 апреля предыдущего года по 31 марта текущего).

Если за прошедший период Вы не становились виновником ДТП, то есть страховщиком не осуществлялось страховое возмещение, Ваш класс повышается на единицу. То есть для начинающего водителя за один год безаварийной езды, класс страхования становится равным 4, а КБМ составит 0,95. Из этого следует, что стоимость полиса ОСАГО станет ниже, а именно сократится на 5%.

За каждый последующий год безаварийной езды стоимость ОСАГО оказывается уменьшенной ещё на 5% процентов. Наименьшей цена страховки окажется для водителей с 13 классом страхования. Такой водитель может рассчитывать на максимально возможное уменьшение полиса — в 50%.

Самой высокой стоимость полиса окажется для водителя с классом страхования М. Для него цена будет увеличенной на 145%, а КБМ окажется равным 2,45.

То, как повышается класс страхования, вопросов не вызывает. Однако возможно не только повышение, но и понижение. О том, как изменится Ваш класс страхователя, если Вы окажетесь участником ДТП и произойдут страховые возмещения, информирует таблица КБМ. С её помощью можно самостоятельно определить новый класс страхования.

Для этого в первом столбце необходимо выбрать текущее значение (для начинающих водителей — 3, для остальных в зависимости от безаварийности езды за прошедшие периоды). В соседнем столбце указывается значение коэффициента бонус-малуса, которое может находиться в пределах от 05 до 2,45. Далее следует выбрать количество страховых случаев, которые произошли на протяжении срока страхования (одного года). Здесь следует принимать во внимание только те из них, которые произошли по вине данного водителя.

На пересечении строки с классом страхования и столбца с количеством страховых случаев отображается значение на следующий год. Например, для водителя с классом 3 за год безаварийной езды оно увеличивается до 4. Если за срок страхования (год) была осуществлена одна страховая выплата, класс такого водителя становится равным 1, при количестве страховых случаев от 2 и более, водителю присваивается класс М.

Следует отметить, что чем выше класс страхователя, тем большее количество страховых случаев должно быть осуществлено для такого водителя, чтобы его класс оказался минимальным. Так, для водителя с классом 13, который является максимальным, необходимо на протяжении года (периода страхования) стать виновником 4-х дорожно-транспортных происшествий. Если же такой водитель станет виновником одного ДТП, то его класс уменьшится до 7, двух — до 3, а трёх — до 1.

Таким образом, таблица является достаточно наглядной и позволяет без особых трудностей самостоятельно определить, каким станет коэффициент бонус-малус на следующий период страхования. Также не составит труда отыскать такую таблицу на просторах Интернета. При необходимости она может быть сохранена на Ваше устройство (стационарное или мобильное) или распечатана, чтобы обратиться к ней можно было в любое удобное для себя время.

Страховые компании в свою очередь проверяют КБМ конкретного водителя по базе АИС РСА. Далее проверяется наличие и количество страховых ситуаций, которые произошли за год страхования по вине данного водителя. После этого ему присваивается новый класс на следующий период страхования.

Для определения коэффициента на официальном сайте РСА — Российского союза автостраховщиков потребуется указать требуемые корректные реквизиты. К числу таковых относится дата заключения договора или дополнительного соглашения, выбрать которую можно в предложенном здесь же календаре. Также потребуется указать тип собственника. Это может быть юридическое или физическое лицо. В последнем случае также понадобится выбрать пункт, касающийся того, ограничен ли договор количеством водителей, допущенных к управлению транспортным средством. После заполнения всей необходимой информации достаточно нажать на кнопку «Применить» и ознакомиться с результатом.

Необходимо отметить, что с 1 июля 2014 года база АИС РСА была определена в качестве единственного источника получения сведений, касающихся предыдущего периода страхования. Именно тогда она стала использоваться для осуществления расчёта правильного КБМ. Эта информационная система содержит данные о договорах ОСАГО, которые были заключены с 1 января 2011 года.

Сегодня каждая страховая компания обязана передавать сведения о заключённом договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в АИС РСА не позднее чем в течение одного рабочего дня от даты заключения соответствующего договора. Вносить, а также изменять данные в такой базе могут только страховые компании, которые имеют право на осуществление деятельности по заключению договоров ОСАГО. При этом Российский союз автостраховщиков вносить какие-либо изменения в АИС не имеет права.

Рассчитать коэффициент бонус-малус помогает не только таблица, но и калькулятор КБМ, отыскать который можно, например, на веб-ресурсе Сравни ру. Для того чтобы произвести необходимый расчёт, следует указать следующие данные: фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер водительского удостоверения, а также дату запроса (указывается дата следующая после окончания действующего полиса ОСАГО).

Если расчёт осуществляется для ситуации «Без ограничений», следует отметить соответствующий пункт, после чего указать фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер паспорта, VIN и дату запроса. Для расчёта стоимости необходимо согласиться с правилами предоставления информации, ознакомиться с которыми можно по представленной здесь же ссылке.

Как только все данные указаны, остаётся нажать на кнопку «Проверить» и ознакомиться с представленной информацией.

Коэффициент бонус-малус оказывает влияние на стоимость ОСАГО. Однако следует отметить, что такой полис может быть как с ограниченным списком водителей, так и без ограничений.

Так, если договор обязательного страхования предусматривает ограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КБМ рассчитывается исходя из сведений, которые касаются каждого из водителей. В этом случае коэффициент присваивается каждому из водителей, которые указаны в договоре. При этом при расчёте страховой премии учитывается КБМ, имеющий наибольшее значение. Если сведения о страховой истории конкретного лица отсутствуют, для него применяется КБМ, равный единице.

При расчёте стоимости ОСАГО, не имеющего ограничений по количеству допущенных к управлению ТС водителей (владельцем транспортного средства является физическое лицо), расчёт страхового тарифа осуществляется с применением коэффициента КБМ, который равен 1.

В том случае когда осуществляется заключение нового договора после досрочного расторжения предыдущего, КБМ окажется равным тому значению, которое было определено на 1 апреля текущего года.

Важно понимать, что изменение значения КБМ, рассчитать которое позволяет соответствующая таблица, в случае дорожно-транспортного происшествия происходит только для виновника ДТП. Если же Вы стали пострадавшей стороной в произошедшей аварии, это никак не повлияет на Ваш коэффициент бонус-малус.

Если происходит перерыв в страховании на один год и более, это никак не влияет на КБМ. Также не влияет на значение коэффициента смена страховой компании, то есть данный показатель не зависит от того, в какой из страховых компаний Вы осуществляете заключение договора обязательного страхования автогражданской ответственности.

Получить полное представление о том, как формируется стоимость ОСАГО, позволяет Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В частности факторам, влияющем на стоимость посвящена статья 9 данного закона. Это «Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов».

В целом страховые тарифы по ОСАГО регулируются не страховыми компаниями, с которыми заключается договор, а Банком России (до 2015 года они устанавливались Правительством РФ) и состоят из базовых ставок и коэффициентов. Одним из последних является и КБМ. Страховые премии, то есть плата, которую страхователь вносит страховщику, рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов.

Базовые ставки зависят от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения ТС, которые оказывают существенное влияние на вероятность причинения вреда в случае их использования, а также на потенциальный размер такого вреда.

В то же время коэффициенты зависят от территории, на которой осуществляется преимущественное использование транспортного средства. Такая территория определяется исходя из места жительства собственника ТС, которое указанно в паспорте транспортного средства, свидетельстве о его регистрации либо в паспорте гражданина. Это актуально для автомобиля, который принадлежит физическому лицу. В том случае когда ТС принадлежит юридическому лицу, его филиалу или представительству, территория определяется по месту нахождения такого лица, которое указывается в учредительном документе.

Также коэффициенты устанавливаются в зависимости от технических характеристик ТС, а именно наличия в договоре условия, которым предусмотрена возможность управления транспортным средством с прицепом к нему. Имеет значение и сезонное использование автомобиля, а также иные существенно влияющие на величину страхового риска обстоятельства.

Здесь же представлена информация о КБМ, значение которого зависит от наличия или отсутствия страхового возмещения, которое было произведено страховщиком в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования автогражданской ответственности. О том, как наличие таких возмещений оказывает влияние на значение коэффициента бонус-малус, информирует таблица КБМ.

Таким образом, коэффициент бонус-малус представляет собой коэффициент страховых тарифов, который зависит от наличия либо отсутствия страхового возмещения, осуществлённого страховщиком в предшествующий период. В качестве такого периода рассматривается один год — с 1 апреля предыдущего до 31 марта включительно следующего года.

КБМ призван поощрять тех водителей, которые не являются виновниками ДТП, снижая стоимость полиса ОСАГО вплоть до 50%. В то же время водители, которые часто становятся виновниками ДТП, повышают для себя стоимость полиса вплоть до плюс 145%.

Ознакомиться со всеми классами страхования и размером коэффициента для каждого из них позволяет таблица КБМ. С её помощью также можно узнать коэффициент на следующий год, в чём помогают столбцы, в которых отображаются данные, касающиеся наличия страховых выплат. Благодаря им можно узнать класс, который окажется присвоенным при наличии или отсутствии страховых случаев, которые произошли в период действия предыдущих договоров ОСАГО.

Беспокоиться о возможном повышении полиса должны только те водители, по вине которых происходят аварии. Если же Вы являетесь пострадавшей стороной в дорожно-транспортном происшествии, это никак не повлияет на изменение КБМ.

При необходимости также можно воспользоваться калькулятором КБМ, который позволит рассчитать соответствующий показатель на основании указанных данных о собственнике авто. Также на помощь приходит АИС РСА — автоматизированная информационная система, данные в которую поступают непосредственно от страховых компаний, с которыми заключаются договоры ОСАГО или дополнительные соглашения.

Помочь разобраться в формировании стоимости обязательного страхования автогражданской ответственности призвано российское законодательство, в частности Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Главное, что необходимо знать о КБМ, это то, что чем внимательнее и безопаснее Вы ведёте себя на дороге, тем меньшая вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие и тем дешевле оказывается ОСАГО, которое относится к числу обязательных документов, которые должны быть у лица, управляющего транспортным средством.

10 вопросов про надбавки за аварийность в ОСАГО

С 1 апреля 2019 года правила присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) в ОСАГО изменились, причем к лучшему для водителя, но разобраться в них по-прежнему непросто. Отвечаем на самые сложные вопросы про систему скидок и надбавок за аварийность/безаварийность.

1. Как узнать свой КБМ и оспорить его значение, если не согласен?

Вы можете проверить свой коэффициент за безаварийную/аварийную езду на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), на сайте страховщика или финансового супермаркета, который предлагает услуги разных компаний и дает возможность сравнить цены (они зависят от выбранного компанией базового тарифа для данного региона). Необходимо ввести фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер водительских прав. На сайтах страховщиков или агрегатора вы можете сразу рассчитать стоимость полиса. Если цена подошла, на этой же странице вы можете оплатить полис и получить его по электронной почте в течение нескольких минут. Если вы не согласны (при переходе на единый КБМ могут быть сбои) с данными, можно обратиться в РСА, если там не удалось разрулить ситуацию, есть еще Банк России.

2. Могут ли отличаться значения КБМ у разных компаний?

При расчете стоимости сайт РСА и сайты страховщиков обращаются за вашими данными к одному источнику — автоматизированной информационной системе обязательного страхования автогражданской ответственности (АИС ОСАГО), созданной в соответствии со статьей 30 федерального закона «Об ОСАГО». Соответственно, значения коэффициента у всех компаний одинаковы.

3. Раньше КБМ устанавливался на момент заключения договора ОСАГО и мог меняться в течение года после каждого ДТП. Как теперь?

Читайте также:  Можно ли восстановить договор купли продажи автомобиля

С 2019 года коэффициент «бонус-малус» присваивается каждому водителю раз в год 1 апреля, в течение года он пересматриваться не будет, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Допустим, после 1 апреля 2019 года, когда вам присвоили КБМ, вы стали виновником аварии, после чего решили продать машину. Затем через пару месяцев купили новое авто и хотите заключить новый договор ОСАГО.

Если вы придете в страховую компанию до 31 марта 2022 года, то случившееся ДТП «в зачет» не пойдет — при расчете стоимости полиса будет применен тот же коэффициент, что и 1 апреля 2019 года. А в момент присвоения нового КБМ (1 апреля 2022 года) будут учитываться все данные о выплатах по ОСАГО, зарегистрированные в АИС ОСАГО за год, даже если ваш страховщик внезапно ушел с рынка. Таким образом, если вы являлись виновником ДТП, лучше перезаключить договор чуть раньше окончания расчетного периода. Но не забывайте, что полис ОСАГО начинает действовать лишь через три дня после заключения договора, так что лучше позаботиться об этом заранее.

4. Я вожу мотоцикл и легковой автомобиль, будет ли у меня единый КБМ при оформлении ОСАГО на любой из этих видов транспорта?

Да, с 1 апреля 2019 года коэффициент «бонус-малус» один для всех видов транспорта, которыми вы управляете, включая грузовые автомобили и маршрутные такси.

5. Какую максимальную скидку я смогу получить за безаварийную езду? Какова максимальная надбавка за высокую аварийность?

За каждый год безаварийной езды, как и раньше, скидка увеличивается на 5%, максимально возможная экономия — 50% (коэффициент 0,5). Ее можно получить на десятый год безаварийной езды. Максимальный повышающий коэффициент — 2,45, его можно «заработать», если трижды (и больше) за год стать виновником ДТП.

6. Сохранится ли мое значение КБМ, если я поменял страховую или долго не страховался?

Раньше все скидки за безаварийную езду «сгорали» при перерыве в страховании более года — приходилось начинать копить скидки с нуля, точнее с единицы. Теперь КБМ не будет обнуляться, даже если вы не страхуетесь или если вписаны в мультиполис. При смене страховщика КБМ тоже не меняется. Раньше имела место практика, когда новый страховщик «не мог» найти ваш КБМ (то есть скидку) в базе. Если вы столкнулись с подобной хитростью, помогите агенту (и себе самому) — найдите свой КБМ на сайте РСА и покажите страховщику, чтобы он не мог отвертеться.

7. Какой у меня будет КБМ при покупке первого полиса страхования автогражданской ответственности?

Для людей, страхующих свою ответственность впервые, КБМ считается равным единице. Такой же КБМ присваивается лицам, данных о которых нет в АИС ОСАГО по какой-то иной причине. Например, если вы поменяли водительское удостоверение и не уведомили об этом своего страховщика — система просто вас не найдет.

8. Если я впишу в полис 18-летнего человека, у которого нет стажа, какой будет КБМ?

Для тех водителей, по которым нет данных в АИС ОСАГО (а до 18 лет их быть попросту не может), коэффициент аварийности равен единице. Надбавки за малые возраст и стаж учитываются другим коэффициентом. По КБМ вы получите единицу, так как выбирается максимальный коэффициент из всех, которые имеют вписанные в полис водители.

Три месяца ОСАГО живет по новым правилам: с расширенным тарифом и новым коэффициентом «возраст-стаж». А с 1 апреля по-новому начисляется «бонус-малус». Что стало с ценами и куда они двинутся дальше?

9. Могу ли я вписать в полис человека, который попадал в аварии (я — нет), без увеличения КБМ?

При расчете цены ОСАГО учитывается КБМ всех лиц, допущенных к управлению автомобилем, причем выбирается наибольший из имеющихся коэффициентов (см. выше). Если в течение нескольких лет вы не попадали в аварии и вам присвоен высокий класс по КБМ (всего их 15), вам невыгодно допускать к управлению «аварийных» водителей.

10. У меня полис без ограничения числа водителей, допущенных к управлению (мультиполис). Кому будет присваиваться повышенный КБМ, если автомобиль окажется участником аварии, но за рулем буду не я?

Раньше коэффициент рассчитывался исходя из данных владельца, а если данных за предыдущий период страхования в базе не было, то КБМ был равен единице. Причем раньше виновность в аварии влияла на КБМ владельца автомобиля, на которого оформлен полис с неограниченным числом допущенных к управлению лиц. Теперь все ДТП «пишутся» только на виновника, то есть в следующем периоде учитываются при расчете его КБМ. Это распространяется и на мультиполисы.

Сколько действует КБМ после окончания договора?

КБМ (или коэффициент бонус-малус) — это та величина, которая может как существенно снизить, так и значительно увеличить цену Вашей страховки. Если Вы являетесь «безаварийным водителем», ОСАГО обойдется Вам дешевле, если же Вы становились виновником ДТП за свой страховой год, за автогражданку придется заплатить больше.

Коэффициент бонус-малус применяется каждый раз при расчете стоимости полиса ОСАГО, данные о классе страхования каждого водителя находятся в единой базе Российского Союза Автостраховщиков (РСА).

Вы можете узнать стоимость своей страховки, перейдя в раздел «Калькулятор ОСАГО» и заполнив специальную форму.

Российский Союз Автостраховщиков поощряет водителей, которые не становились виновниками дорожно-транспортных происшествий. Неаккуратных же автомобилистов, чьи неосторожные действия приводили к авариям, наказывает увеличенной стоимостью полиса. Другими словами, коэффициент бонус-малус — это скидка за безаварийное вождение.

Сумма скидки рассчитывается индивидуально и относится именно к водителю, а не к машине! То есть, если Вы долгое время ездили без аварий на одной машине, а потом ее продали, КБМ класс останется за Вами (это правило действует с 2008 года).

Не имеет значения, в какой страховой компании Вы оформите новую страховку ОСАГО, если Ваш безаварийный стаж не прерывался, понижающий коэффициент будет применен при расчете.

Прежде, чем поехать в страховую компанию или обратиться к брокеру с целью приобрести новый полис ОСАГО, можно самостоятельно проверить КБМ по базе Российского Союза Автостраховщиков.

В базе АИС РСА находится информация обо всех договорах обязательного страхования, заключенных с 2011 года. Проверить, какой класс КБМ присвоен конкретному водителю, можно только на их официальном сайте.

Для получения сведений о присвоенном классе страхования водителю потребуется заполнить специальную форму, где надо будет указать ФИО и серию, номер водительских прав.

Рассчитать КБМ каждый водитель может самостоятельно.

Сделать это можно двумя способами:

используя таблицу КБМ;

используя калькулятор ОСАГО.

С помощью таблицы КБМ Вы можете узнать, будет ли коэффициент бонус-малус повышающим или понижающим, также, определив по таблице свой класс, можно увидеть размер скидки (в случае, если коэффициент понижающий).

Используя калькулятор ОСАГО, можно значительно сэкономить время при расчете стоимости полиса и определении КБМ. Итоговая сумма будет рассчитана автоматически после того, как Вы введете необходимые данные в специальную форму.

Коэффициент бонус-малус применяется каждый раз при расчете стоимости полиса обязательного страхования. Он был введен государством для того, чтобы сократить случаи аварий, которые ежедневно происходят на дорогах. Водители, которые соблюдают правила дорожного движения и ездят аккуратно, заплатят за автогражданку меньше. Те же автолюбители, которые нарушают ПДД и становятся виновниками ДТП, приобретут ОСАГО по увеличенной стоимости.

Страховщики рассчитывают КБМ для каждого водителя, используя данные из базы АИС РСА, размер скидки строго индивидуален.

Бонусы, полученные в результате аккуратного безаварийного вождения, значительно сэкономят Ваши средства при оформлении полиса ОСАГО.

Часто водители, желающие узнать свой КБМ и рассчитать стоимость страховки, сталкиваются с тем, что данные в единой базе АИС РСА неверны. Прежде, чем мы расскажем, что делать в этом случае, давайте разберемся, с чем может быть связано исчезновение скидки за безаварийную езду.

КБМ может быть утрачен вследствие:

смены водительских прав;

отсутствия данных в системе АИС РСА (страховщик, у которого Вы оформили полис, не предоставил информацию);

внесения страховщиком неправильных данных в базу АИС РСА.

Если Вы обнаружили ошибку в единой базе, необходимо будет заполнить заявление на официальном сайте АИС РСА с просьбой перепроверить данные. Для этого необходимо перейти на страницу «Обратиться в РСА», затем скачать бланк заявления , а после его заполнения отправить на указанную электронную почту.

После того, как Ваша претензия будет рассмотрена, обратитесь в страховую компанию, где оформлен Ваш полис ОСАГО. Страховщик должен произвести перерасчет стоимости страховки с учетом полученного ответа от АИС РСА, вернуть Вам денежные средства (переплаченные за неверно примененный КБМ) и оформить новый договор страхования.

КБМ — это скидка за безаварийную езду, которую получают аккуратные водители от страховой компании. Если же Вы стали виновником аварии, эта скидка или будет уменьшена, или пропадет совсем.

Многих автолюбителей интересует вопрос: можно ли сохранить уменьшающий коэффициент, если авария все же произошла?

КБМ-класс, а, соответственно, и скидка, может быть сохранена в следующих случаях:

возмещение ущерба пострадавшему происходит за счет виновной стороны, в страховую компанию ни Вы, ни жертва аварии при этом не обращаетесь;

пострадавший не обратился в страховую компанию с целью получить компенсацию по страховому случаю.

Естественно, если Вы являетесь жертвой ДТП, а не его виновником, скидка останется за Вами.

На нашем сайте доступен сервис проверки КБМ. Наш сервис интегрирован с официальным сайтом РСА и предоставляет достоверную информацию. Для того, чтобы правильно заполнить форму, Вам необходимо будет совершить следующие действия:

выбрать то количество водителей, КБМ класс которых Вы хотите проверить (максимальное количество водителей — 4);

написать актуальную дату (дату проверки КБМ);

указать ФИО и дату рождения;

указать серию и номер водительских прав;

нажать «показать КБМ».

Имейте в виду, что проверка КБМ должна осуществляться только на проверенных ресурсах.

Все страховые компании и брокеры, оказывающие услуги по оформлению договоров обязательного страхования автогражданской ответственности, обязаны проверять КБМ по единой базе АИС РСА. В этой базе находится информация обо всех договорах обязательного страхования, заключенных с 1 января 2011 года.

В случае, если страховщик или агент не проверил Вашу скидку, откажитесь от покупки полиса ОСАГО. Вероятнее всего, страховая сумма будет рассчитана неправильно. Возможно и то, что такой полис окажется поддельным.

Перед тем, как купить полис ОСАГО, Вы можете проверить КБМ самостоятельно, воспользовавшись специальной таблицей КБМ классов или калькулятором КБМ.

Каждый водитель имеет свой КБМ класс и соответствующий ему коэффициент (он может быть как повышающим, так и понижающим стоимость полиса). Класс присваивается на основании сведений о количестве аварий за предыдущие годы страхования.

Также КБМ будет зависеть от того, был ли перерыв в страховании более одного года или нет, оформляется полис впервые или же происходит его пролонгация (продление).

КБМ класс рассчитывается один раз за период действия полиса, этот период может быть меньше года. При заключении нового договора страхования сумма полиса может быть увеличена или уменьшена (в зависимости от того, были ли аварии по вине водителя). Коэффициент бонус-малус не будет учтен, если Вы пропустили год страхования.

Согласно законодательству, все страховщики обязаны вносить данные о заключенных договорах страхования в единую базу АИС РСА. Неотъемлемой частью этих сведений является информация о КБМ классах всех водителей. Неважно, страхуетесь Вы в одной и той же компании или в разных, страховая история не должна прерываться.

Каждый автовладелец имеет доступ к этой информации и может самостоятельно проверить свой КБМ на официальном сайте АИС РСА.

В 9 статье закона об ОСАГО (подпункт «б») подробно описано, каким образом рассчитывается и применяется коэффициент бонус-малус.

Стоимость полиса ОСАГО складывается из базового тарифа, умноженного на различные коэффициенты. Одним из наиболее значимых коэффициентов является бонус-малус, именно он может как сильно увеличить, так и существенно снизить итоговую стоимость. Поэтому важно знать, какие случаи могут привести к снижению КБМ класса, а, соответственно, к повышению стоимости страховки.

Причины снижения КБМ:

аварии, в которых Вы становились виновником;

добавление в список допущенных к управлению водителей, чей КБМ повышает стоимость полиса;

пропуск страхового года, в результате чего КБМ обнуляется.

Сегодня существует 15 КБМ классов, каждому из которых соответствует свой коэффициент (он может быть как повышающим, так и понижающим).

Чтобы водителям было удобнее рассчитывать стоимость своей страховки с учетом коэффициента бонус-малус, существует специальная таблица КБМ для ОСАГО. С помощью этой таблицы Вы сможете не только узнать свой класс и соответствующий ему КБМ, но также увидеть размер полагающейся Вам по закону скидки (если она имеется).

Если после того, как Вы самостоятельно проверили КБМ по базе АИС РСА, становится понятно, что коэффициент неверен, необходимо выяснить, в чем причина ошибки и добиться того, чтобы стоимость новой страховки была пересчитана, а деньги, переплаченные в результате оформления нового договора страхования с повышенным коэффициентом, были возвращены.

На сайте АИС РСА есть раздел «Обратиться в РСА». Вам необходимо будет перейти на эту страницу и заполнить бланк заявления (предварительно скачав его на свой компьютер). После того, как заявление о пересчете КБМ будет рассмотрено, придет ответ на Вашу претензию. С этим ответом надо будет приехать в страховую компанию, где был оформлен полис ОСАГО, для того, чтобы был произведен перерасчет и возврат денежных средств страхователю.

Если водитель обнаружил ошибку в базе АИС РСА, связанную с неверным КБМ, необходимо написать заявление на перерасчет в ту страховую компанию, которая внесла неверные данные в единую базу. На основании Вашей претензии страховщик должен пересмотреть значение коэффициента бонус-малус и, если ошибка действительно была допущена, внести верное значение КБМ в АИС РСА. После этого Вы сможете приобрести автогражданку по наиболее выгодной стоимости.

Читайте также:  Проект договора купли продажи автомобиля

Чем меньше ваш КБМ, тем дешевле обойдется полис ОСАГО, поэтому старайтесь ездить аккуратно и не попадать в аварии. Максимальная скидка может составлять 50% от стоимости полиса.

При оформлении полиса ОСАГО за водителем (собственником ТС) закрепляется КБМ, который сохраняется в течение всего срока действия договора (как правило, он составляет один год). Если по окончании этого срока договор не был продлен (на продление дается один год), то коэффициент обнуляется (обнуление подразумевает возвращение к начальному КБМ классу, который равен единице). В этом случае водитель может написать заявление в РСА с просьбой восстановить КБМ. К письму необходимо будет приложить отсканированное с двух сторон водительское удостоверение и копию паспорта собственника ТС (в случае, если к управлению допускается неограниченное количество лиц). После того, как заявление будет рассмотрено, старый коэффициент (тот, который был до обнуления) восстановят.

Если Вам необходимо восстановить КБМ, необходимо заполнить заявление на сайте АИС РСА. Помимо заявления Вам понадобятся:

отсканированное с двух сторон водительское удостоверение;

копия паспорта собственника ТС.

Когда срок действия полиса ОСАГО подходит к концу, водителю присваивается КБМ класс. На основании этого класса определяется коэффициент бонус-малус, который может существенно повлиять на стоимость Вашего следующего договора страхования. КБМ, закрепленный за Вами, будет сохраняться в течение года, а затем обнулится (обнуление подразумевает возвращение к начальному КБМ классу, который равен единице). То есть, если Вы захотите пропустить год страхования своего автомобиля, потом Вам придется или писать заявление на восстановление КБМ или же приобретать полис по более высокой цене.

Как рассчитывается КБМ при оформлении полиса ОСАГО по новым правилам?

Коэффициент бонус-малус — один из важнейших параметров расчета стоимости полиса ОСАГО. В 2019 году его применение (как и использование ряда прочих инструментов взаимодействия страхователя и страховщика) осуществляется в рамках реформы рынка автострахования. Ознакомимся подробнее со спецификой данного коэффициента, и с порядком его расчета — в соответствии с нормативными актами, принятыми в процессе реформы.

Расчет КБМ по-новому: особенности реформы

Правила расчета КБМ с 1 апреля 2019 года будут применяться в соответствии с очередным этапом реформы ОСАГО, которая началась в 2019 году. Условно можно выделить три этапа данной реформы:

  • до 01.04.2019 года;
  • с 01.04.2019 по 01.04.2022 года;
  • с 01.04.2022 года.

В рамках первого этапа исчисление КБМ происходит, фактически, по тем же правилам, что применялись до реформы. При покупке полиса в течение данного этапа учитываются сведения по предыдущим полисам — действующим или же тем, что прекратили свое действие не позднее 01.04.2019 года.

В рамках второго этапа применяются следующие правила исчисления КБМ:

  1. Новый коэффициент считается по состоянию на 01.04.2019 года и действует до конца марта 2022 года.

При этом, соответствующий коэффициент не подлежит изменению: он будет заключаться при оформлении всех полисов ОСАГО до следующего пересмотра.

  1. Величина КБМ определяется как минимальная, что применялась для какого-либо из полисов, которые:
  • действуют по состоянию на 1 апреля 2019 года;
  • прекратили действие по состоянию на конец марта.
  1. Производится корректировка коэффициента с учетом тех страховых случаев, которые произошли в период с 01.04.2017 года по 31.03.2019 года. Страховые случаи, которые повлияли на исчисление минимального коэффициента, в расчет не берутся.
  2. В случае, если последний из ранее действовавших полисов гражданина закончился до 01.04.2018 год, то коэффициент принимается равным 1. То же самое — если гражданин ранее не включался в полис ОСАГО.

В рамках третьего этапа применяются следующие правила:

  • Коэффициент исчисляется каждый год 1 апреля (на год).
  • В целях исчисления КБМ берется в рассмотрение его величина за предшествующий период действия коэффициента (с начала апреля по конец марта следующего года).
  • Аналогично, для водителей, ранее не включенных в ОСАГО, применяется коэффициент 1.
  • Коэффициент изменяется с учетом страховых случаев, произошедших с начала апреля до конца марта следующего года.

Реформа ОСАГО призвана улучшить механизм взаимодействия водителей и страховщиков — который до ее начала характеризовался возможностью оформления полисов с разными КБМ (которые при этом привязывались по сроку действия к разным полисам). По задумке законодателей, необходимо, чтобы страховая история была закреплена за определенным водителем (то есть, не привязывалась к договору между ним и страховщиком). Сам факт необходимости реформирования КБМ может быть обусловлен, как считают представители власти, ростом количества жалоб страхователей на неверное исчисление коэффициента, о котором идет речь.

Рассмотрим теперь подробнее то, каким должен быть конечный вид схемы расчета КБМ — по факту завершения реформы.

Как будет считаться КБМ по завершении реформы?

Итак, одна из основных целей законодателя — приведение КБМ водителя к фиксированной величине (устанавливаемой по состоянию на 1 апреля и сохраняемой в течение года). К числу сопутствующих целей — которые ожидается достичь к концу реформы, относятся, в частности:

  1. Установление правила, по которому коэффициент не аннулируется в случае, если в течение года водитель не был включен в полис.
  2. Установление правила, по которому стоимость полиса зависит от величины КБМ всех водителей, которые вписаны в него — причем, в рассмотрение берется наибольшая величина коэффициента.
  3. Установление правила, по которому сама по себе цена открытого полиса на автомобиль — без ограничений по количеству допускаемых водителей, определяется исходя из того, что КБМ принимается равным 1.

При этом, вполне возможна ситуация, при которой виновником ДТП становится доверенное лицо — вписанное в открытый полис, а КБМ увеличится у владельца машины (как следствие, увеличится стоимость оформляемых им полисов, где количество водителей — ограничено).

  1. Предоставление страховщику возможности самостоятельно установить базовую ставку по каждому типу автомобилей — но только в пределах тех значений, что утверждены законодательно.

Основной нормативный акт здесь — Указание Банка России от 04.12.2018 № 5000-У. Интервалы по базовым ставкам приведены в приложении № 1 к нему.

Собственно, Указание № 5000-У — основополагающий документ в сфере ОСАГО. Там можно ознакомиться, к примеру, с полной таблицей данных, используемых при расчете КБМ по завершении реформы (приложение № 5). В соответствии с этой таблицей, применяется 15 классов владельца ТС — к которым привязаны коэффициенты. Если наступают страховые случаи по вине владельца машины, то его класс понижается (соответственно, растет коэффициент и увеличивается стоимость последующих полисов).

Максимальный класс по приложению № 5 Указаний — 13 (ему соответствует коэффициент 0,5, самый маленький из числа утвержденных законодателем). Минимальный — класс М (которому соответствует коэффициент 2,45 — самый большой из предусмотренных законом).

Можно отметить, что при оформлении открытого полиса ОСАГО класс устанавливается с учетом класса, ранее зафиксированного в последнем действующем (или действовавшем) полисе такого типа. Если водитель — новичок в области ОСАГО, и не заключал договоров, то ему присваивается класс 3 (которому соответствует коэффициент 1). А в случае, если полис включает только определенных лиц, учитывается класс каждого водителя по полису. Если сведений, необходимых для установления класса, нет, то он принимается равным 3.

Если водитель заключал несколько договоров ОСАГО, то его класс устанавливается исходя из величины страховых возмещений по предшествующим договорам, которые закончились не ранее, чем за 1 год до момента подписания текущего договора ОСАГО. Также учитывается класс, установленный при оформлении последнего закончившегося полиса.

  1. Введение в действие инфраструктуры, позволяющей страховщикам при исчислении КБМ запрашивать сведения в автоматизированной системе участников рынка обязательного страхования.

Так, предполагается, что данная система будет включать сведения обо всех страховых возмещениях, осуществленных в пользу человека, который оформляет полис. Эти сведения должны будут соотноситься с периодами действия тех или иных КБМ. В случае, если страховщик обнаружит, что величина коэффициента не соответствует данным в автоматизированной системе, то величина КБМ подлежит корректировке за весь период использования неправильного КБМ.

Полезно будет также рассмотреть отдельно специфику расчета КБМ юрлицом, которое владеет ТС.

Расчет КБМ юрлица для полиса ОСАГО: нюансы

В случае с юрлицами принципы расчета КБМ — несколько иные, хотя и в некоторой степени похожие на те, что характеризуют расчет коэффициента обычными гражданами. Так, величина КБМ в отношении владельца ТС, который представляет собой юрлицо, устанавливается исходя из величины КБМ, что определены в отношении каждого ТС, которыми владеет соответствующее юрлицо.

Общий коэффициент исчисляется как среднее арифметическое по остальным КБМ. Сведения по ним берутся из договоров на страхование ТС, находящихся в собственности юрлица. Учитывается количество страховых случаев в период действия КБМ: сведения об этом прописываются в автоматизированной системе. Если таких сведений в системе нет, то КБМ юрлица по страхуемому ТС принимается равным 1 — как и по остальным ТС, которые данному юрлицу принадлежат.

Величина КБМ юрлица, как и в случае с коэффициентом для физлиц, также устанавливается по состоянию на 1 апреля на год. Она применяется при оформлении любых последующих полисов ОСАГО по машинам, которые принадлежат юрлицу.

Резюме

Расчет КБМ — одного из ключевых коэффициентов, используемых при исчислении стоимости полиса ОСАГО, будет осуществляться по-новому по ходу движения реформы рынка обязательного автострахования. Первый этап данной реформы идет до 1 апреля 2019 года — в рамках него изменения минимальны. На втором (до 1 апреля 2022 года) и третьем этапе (после 1 апреля 2022 года) ожидается внедрение основной части новшеств, предусмотренных главным регулирующим нормативным актом — Указаниями ЦБ РФ № 5000-У.

Страховщики будут оценивать величину КБМ исходя из принадлежности водителя к определенному классу — которых всего 15. Отсутствие аварийности сохраняет класс и позволяет повысить его. Минимальный коэффициент по Указаниям № 5000-У составляет 0,5, максимальный — 2,45. Для водителя-новичка применяется коэффициент 1. Исходная величина коэффициента в любом случае будет зависеть от показателей по последним «дореформенным» полисам: при этом, берется минимальный коэффициент.

Рассчитывается КБМ по состоянию на 1 апреля года, далее — используется в неизменном виде в течение года по всем полисам ОСАГО. По открытому полису КБМ всегда равен 1 (при том, что дорожный инцидент может повлиять на увеличение коэффициента для владельца ТС). По закрытому полису на несколько водителей — определяется исходя из максимального коэффициента из числа тех, что определены для данных водителей.

Основные принципы определения КБМ для юрлиц в некоторой степени схожи с теми, что характеризуют исчисление коэффициента для граждан: целевой КБМ берется организацией исходя из отдельных показателей по полисам на разные ТС.

Новые правила расчета КБМ ОСАГО

С начала 2022 года в силу вступили новые тарифы ОСАГО. Однако вопрос о том, как теперь рассчитывается коэффициент бонус–малус (КБМ), остался открытым.

Дело в том, что указания Центробанка относительно этого вопроса вступят в силу позже. Коэффициент бонус-малус – это скидка за безаварийную езду в течение срока вождения.

На сегодняшний момент предусмотрено 2 переходных периода – до 1 апреля 2022 года и с 1 апреля 2022 г.

Изменения с 1 апреля 2022 года

  1. Водителям устанавливается только 1 КБМ, срок действия которого составляет 1 год (до 31 марта следующего года). Раньше у автовладельцев было несколько КБМ. И это создавало путаницу, у водителя были проблемы при расчете стоимости ОСАГО. Такое происходило, если человек числился одновременно в двух документах – его фамилия фигурировала в полисе ОСАГО и значилась на автомобиле другого владельца.
  2. Водители должны брать КБМ из единой базы, установленной Российским союзом автостраховщиков (РСА).
  3. Если у автовладельца значилось несколько КБМ, тогда в базу будет внесено самое минимальное значение.

Расширение тарифного коридора

Центробанк РФ поставил страховщикам рамки, в которых они могут самостоятельно назначать стоимость базового полиса ОСАГО. До вступления в силу новых правил эти рамки составляли от 3432 руб. до 4118 руб. Ни дешевле, ни дороже страховые компании не могли продавать страховые полисы.

С 9 января 2022 года тарифный коридор расширился на 20% в обе стороны. Теперь диапазон составляет от 2746 руб. до 4942 руб. При этом стоимость ОСАГО будет определяться не индивидуально для каждого автовладельца, а будет установлена по каждому отдельно взятому региону.

Например, в так называемых зеленых регионах, где количество аварий наименьшее, полисы подешевеют. А в «красных» регионах (высокоаварийные) полисы ОСАГО подорожают.

В так называемых пограничных регионах со средней статистикой аварийности полисы будут находиться на средней границе. В г. Санкт-Петербург, к примеру, базовая ставка равна 4324 руб., в Ленинградской области – 4530 руб.

Изменение в таблице возраста и стажа водителей

Раньше коэффициент возраст-стаж зависел от двух показателей:

  1. От возраста меньше или больше 22 лет.
  2. От стажа меньше или больше 2 лет.

Теперь таблица разделена на 7 категорий возраста и 8 категорий стажа. Так, к примеру для 19 летнего водителя при стаже 1 год коэффициент будет составлять 1,87; для 30–летнего автовладельца с 10-летним стажем – 0,96; для 39-летнего водителя со стажем 1 год коэффициент равен 1,63.

Пример. До вступления в силу новых правил водитель А. возрастом 34 года и опытом вождения 17 лет имел коэффициент 1. А теперь он имеет коэффициент 0,96.

Изменения при расчете КБМ ОСАГО. Расчет КБМ до 1 апреля 2022 года

Реформа КБМ с 2022 года включает в себя следующие положения:

Читайте также:  Рукописная форма договора купли продажи на автомобиль

  • КБМ теперь определяется 1 раз и будет оставаться неизменной в течение 1 года. К примеру, если водитель оформил договор страхования с коэффициентом 0,96, потом через полгода продал машину и купил новую, то договор страхования по новому объекту останется прежним.
  • КБМ теперь оформляется на момент подписания договора, а не с даты начала срока страхования, как было раньше.
  • КБМ на мультидрайв теперь всегда будет составлять 1.
  • Для юридических лиц КБМ определяется среднеарифметическим из всех КБМ данного юридического лица.
  • Коэффициент применяется для всех договоров ОСАГО, в том числе для водителей-иностранцев и тех, кто едет по транзиту.
  • Максимальное значение коэффициента бонус-малуса составляет 2,45, а минимальное – 0,5.
  • Порядок определения КБМ с апреля 2022 г.

    С апреля месяца 2022 года действуют такие правила при расчете КБМ:

    1. Расчет производится ежегодно 1 апреля.
    2. Коэффициент не будет перечисляться весь период (весь год значение будет неизменным). Например, если водитель летом попадет в аварию и будет ее виновником, а новый договор ОСАГО нужно будет заключить осенью, то коэффициент будет рассчитываться по состоянию на 1 апреля. При этом его значение будет изменено только 1 апреля следующего года.
    3. Для расчета будет браться значение КБМ, которое было рассчитано за предыдущий период, в котором была оформлена страховка.
    4. Если автовладелец раньше не был вписан в ОСАГО, тогда КБМ будет равен 1.
    5. КБМ больше не будет обнуляться, если у водителя был большой перерыв в стаже.

    Полис с ограниченным числом водителей

    Изменения коэффициента на неограниченный список водителей вырос с 1,8 до 1,87. Такие изменения коснутся тех, у кого автомобиль в семье, а также изменения затронут руководство тех организации, машины которых оформлены на юридическое лицо.

    При расчете стоимости такого полиса берется максимальное значение КБМ среди всех водителей, допущенных к управлению одного и того же транспортного средства.

    Пример. Если у Владимира коэффициент равен 0,8, а у Елены – 0,65, то при расчете стоимости полиса будет взят коэффициент 0,8.

    Полис без ограничений

    Если страховой договор не предусматривает ограниченное число лиц, которые могут управлять автомобилем, который принадлежит физическому лицу, тогда коэффициент КБМ в этом случае будет равен 1.

    Ответы на вопросы по теме

    Вопрос. Какую максимальную скидку я получу, если ни разу не был участником ДТП?

    На сегодняшний день за каждый год езды без аварии скидка будет увеличиваться на 5%. Максимальный коэффициент – 0,5, то есть 50%. Такую скидку водитель может получить при длительной и безаварийной езде (на 10–й год).

    Вопрос. Останется ли у меня скидка за безаварийную езду, если я поменял страховую компанию?

    Нет, при смене страховой компании КБМ теперь меняться не будет. Может произойти такая ситуация, когда страховой агент при оформлении договора не сможет найти КБМ. В таком случае нужно помочь ему – найти свой коэффициент на сайте Российского союза автостраховщиков и показать его специалисту.

    Вопрос. Какой будет у меня КБМ, если я впервые хочу оформить «автогражданку»?

    Если водитель страхует свою автогражданскую ответственность впервые, то КБМ будет равен единице.

    Вопрос. Каким будет коэффициент бонус-малуса, если я впишу в полис своего 18-летнего сына?

    Поскольку в автоматизированной информационной системе ОСАГО нет данных о водителей до достижения ими 18-летнего возраста, тогда КБМ будет равен единице. В таком случае коэффициент аварийности по вашему полису будет равен единице, поскольку по правилам выбирается максимальный коэффициент из всех, которые имеют водители, вписанные в один полис.

    С 01.04.2019 г. вступили в силу новые правила расчета КБМ ОСАГО. Теперь значение коэффициента не обнуляется, даже если у водителя был перерыв в вождении (раньше скидка не сохранялась). Теперь коэффициент назначается только 1 раз в год.

    Если страховка оформлена на несколько автовладельцев, которые управляют одним автомобилем, то для такой категории лиц коэффициент повысится – с 1,8 до 1,87.

    Введена и новая система расчета коэффициента «возраст-стаж» с более детальным разделением ступеней – вместо 4 теперь 58. А базовые тарифные ставки стали более расширенными – на 20% вверх и вниз.

    Новые правила присвоения коэффициента КБМ в ОСАГО — наценки за аварийность в 2022 году

    Страховые компании используют коэффициент бонус-малус (КБМ) для расчета страховых тарифов на полисы ОСАГО в зависимости от наличия или отсутствия у водителя страхового возмещения, осуществленного страховщиками при обязательном страховании автогражданской ответственности владельца транспортного средства. Страховые обязаны использовать данные о предыдущих периодах страхования автовладельца, содержащиеся в системе АИС ОСАГО (автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков РСА), при оформлении договора ОСАГО.

    Коэффициент Бонус-малус (в переводе с латинского «хороший-плохой») — это система тарифных коэффициентов, применяемая страховщиками (страховыми компаниями), которая изменяет размер страховой премии, оплачиваемую страхователем (водителем) страховщику в зависимости от его персональной истории страховых случаев. Фактически КБМ — это рейтинговая система, основанная на страховом опыте водителей, которую можно представить в виде скидок на полисы ОСАГО за хорошую безаварийную езду.

    С 1 апреля 2019 года новые правила присвоения коэффициента КБМ при оформлении полисов ОСАГО в России изменились и стали более выгодны для водителей. В этой публикации мы собрали ответы на самые важные и популярные вопросы о стоимости страхования гражданской ответственности автовладельцев, а также об изменениях в правилах присвоения коэффициента «бонус-малус» за аварийность/безаварийность.

    Таблица значений КБМ для полиса ОСАГО в 2022 году

    По состоянию на 2022 году в России существует 15 классов страхования автогражданской ответственности водителей. При отсутствии информации о предыдущей страховой истории (никогда раньше не оформлял полис ОСАГО) водителю присваивается 3-й класс (КБМ = 1).

    Класс на начало срокаКоэфф. КБМКласс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
    0 страховых выплат1 страховая выплата2 страховые выплаты3 страховые выплаты4 и более выплат
    М2,45ММММ
    2,31ММММ
    11,552ММММ
    21,431МММ
    3141МММ
    40,95521ММ
    50,9631ММ
    60,85742ММ
    70,8842ММ
    80,75952ММ
    90,710521М
    100,6511631М
    110,612631М
    120,5513631М
    130,513731М

    Давайте разберем самые часто задаваемые вопросы по оформлению полиса ОСАГО и его стоимости с учетом коэффициента КБМ.

    Раньше КБМ устанавливался на момент оформления ОСАГО и мог меняться в течение года после каждого ДТП, а теперь?

    С 1 апреля 2019 года коэффициент «бонус-малус» присваивается каждому водителю раз в год (1 апреля), и в течение года он не пересматривается, даже если водитель покупает новый полис ОСАГО на другой автомобиль.

    Например, вам присвоили определенный КБМ, и вы 2 апреля 2019 года купили страховку, после чего вы стали виновником ДТП, ваш автомобиль оказался серьезно поврежден и вы решили не восстанавливать его, а продать на разборку. А спустя пару месяцев, летом 2019 года, вы купили новую машину и оформляете новый полис ОСАГО. Теперь если вы обращаетесь в страховую компанию до 31 марта 2022 года, то случившаяся авария не пойдет «в зачет» при расчете стоимости полиса ОСАГО, а будет применен тот же коэффициент, что был установлен с 1 апреля 2019 года и использовался при оформлении ОСАГО 2 апреля 2019 года еще до вашего ДТП.

    А вот уже в момент присвоения вам нового КБМ 1 апреля 2022 года уже будут использованы данные о ДТП и о выплатах по ОСАГО, зарегистрированные в АИС РСА за год.

    Если вы стали виновником ДТП, то чтобы сэкономить на полисе по новым правилам мы советуем перезаключить договор ОСАГО на несколько дней раньше окончания расчетного периода, то есть до 1 апреля следующего года, когда ваш КБМ еще не повысится, за счет учета вашей аварийной езды.

    Как узнать свой КБМ онлайн и оспорить его значение, если не согласен?

    Любой автомобилист может проверить собственный коэффициент КБМ за безаварийную/аварийную езду на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), а также на сайтах страховых компаний (СК), либо на сайтах страховых агрегаторов, которые часто предлагают сравнение услуг и цен разных СК в тех или иных регионах Российской Федерации.

    Чтобы узнать свой КБМ необходимо ввести ФИО, дату рождения + серию и номер водительского удостоверения. Обратите внимание, что в случае вашего несогласия с величиной КБМ (а при переходе на обновленную систему АИС ОСАГО и единый КБМ возможны сбои), то вы имеете право обратиться в страховую компанию с соответствующим заявлением, либо подать жалобу на официальном сайте Центрального Банка России.

    Сведения и изменения в АИС ОСАГО, влияющие на величину КБМ загружаются только страховщиками, при этом РСА не наделен полномочиями вносить изменения в АИС ОСАГО. С 1 сентября 2014 года страховые компании обязаны передавать сведения о заключенном договоре ОСАГО в систему АИС ОСАГО не позднее чем в течение одного рабочего дня с даты заключения этого договора.

    Какую максимальную скидку на ОСАГО я смогу получить за безаварийную езду?

    За каждый год безаварийной езды скидка на полис увеличивается на 5%, при этом максимально возможная экономия при оформлении страховки — 50% (коэффициент 0,5). Такой коэффициент можно получить на 10-й год безаварийной езды.

    Обратите внимание, что максимальная надбавка за высокую аварийность, повышающая коэффициент «бонус-малус», а значит и стоимость полиса = 2,45, такой КБМ у вас получится если вы стали виновником ДТП трижды (и больше) за один год.

    Могут ли отличаться значения КБМ у разных страховых компаний?

    Нет, КБМ водителя не зависит от того, с какой именно страховой компанией он заключает договор, чтобы застраховать свою гражданскую ответственность, потому что при расчете величины КБМ любой страховщик обращаются за данными страхователя к единому источнику — АИС ОСАГО, в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002.

    Таким образом согласно закону «Об ОСАГО» значения коэффициента КБМ для конкретного водителя будут одинаков у всех страховых компаний, работающих на российском страховом рынке.

    Сохранится ли мой коэффициент КБМ, если я поменял СК или долго не оформлял страховку?

    До 2019 года скидки за безаварийную езду в виде низкого КБМ «сгорали» при перерыве в страховании более года, то есть водителям приходилось заново начинать копить скидки, начиная с КБМ=1. Теперь коэффициент «бонус-малус» не обнуляется даже если вы не оформляете полис ОСАГО больше года.

    Не меняется ваш коэффициент и при смене страховой компании. Если менеджер страховой компании, куда вы переходите от старого страховщика пытается заявить вам, что «не может найти ваш КБМ в базе данных», а значит скидки на полис за безаварийность он вам не даст — сразу же предложите ему проверить ваш коэффициент на официальном сайте РСА, а в случае отказа — жалуйтесь руководству страховой, или вообще поменяйте страховщика, если с самого начала вас пытаются обмануть.

    Какой у меня будет КБМ при покупке первого полиса ОСАГО?

    Если вы впервые страхуете свою автогражданскую ответственность, то вам назначается КБМ равным единице, то есть вы платите 100% стоимости полиса, равно как заплатят 100% и те автомобилисты, данных по которым по тем или иным причинам не оказалось в базе АИС ОСАГО.

    К примеру, водитель потерял свои права, оформил себе новое ВУ, но не уведомил об этом свою страховую компанию, а значит данные о новом водительском удостоверении не поступили в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков, что в свою очередь приведет к тому, что КБМ станет равным 1, будто вы в первый раз покупаете страховку.

    Какой будет КБМ у 18-летнего водителя, у которого нет стажа?

    Как уже упомянуто выше — для водителей, по которым нет данных в АИС ОСАГО (а их нет, так как управлять автомобилем можно только с 18 лет), коэффициент «бонус-малус» равен единице. Не забывайте, что на стоимость полиса будет еще влиять и коэффициент КВС, который учитывает возраст и водительский стаж, лица, допущенного к управлению транспортным средством.

    У меня полис без ограничения числа водителей — кому повысят КБМ, если машина попадет в ДТП, но за рулем буду не я?

    Раньше виновность в ДТП любого водителя из полиса ОСАГО с несколькими водителями или с неограниченным числом допущенных к управлению лиц влияла на КБМ владельца автомобиля, на которого этот полис оформлен. С 2019 года все ДТП зачисляются на счет именно того водителя, который оказался виновен в аварии, а не на владельца машины, оформившего страховку. Таким образом есть даже если кто-то на вашей машине стал виновников аварии, будучи вписанным в ваш полис, то в следующем страховом периоде это ДТП не будет учитываются при расчете вашего КБМ, чужая аварийность на ваш коэффициент не повлияет.

    Однако, при расчете цены полиса ОСАГО страховая компания учитывает КБМ всех лиц, допущенных к управлению автомобилем в 2022 году, при этом будет выбран наибольший из имеющихся коэффициентов КБМ, таким образом стоимость страховки будет установлена для вас по самому аварийному водителю, которого вы желаете застраховать при управлении вашим автомобилем. Помните об этом, когда составляете список тех, кто будет вписан в ваш страховой полис, это поможет вам сэкономить на страховке.

    Ссылка на основную публикацию